Древнерусская тоска: рецензия на фильм «Викинг»

18:45, 30.12.2016
Древнерусская тоска: рецензия на фильм «Викинг»

Фото: kinopoisk.ru

НАШЕЙ показалось, что это первый фильм, снятый по статье в Википедии.

Историческая достоверность – главное, на что упирают создатели фильма «Викинг». По крайней мере, создается стойкое ощущение, что это первый фильм, снятый по статье в Википедии. И при этом он такой же скучный.
 
X век, Киевская Русь, напряженная геополитическая обстановка: с юга – Византийская империя, с севера – викинги, с востока – печенеги, которые в кино больше похожи на монголо-татар. Соседние княжества – Полоцкое и Киевское – управляются двумя братьями, сыновьями покойного великого князя Святослава: Олегом и Ярополком. Особой любви между ними нет, а тут еще они неудачно пересеклись на охоте. Закончилось все тем, что одного из братьев – Олега – убили у ворот города Полоцка.
 
И через некоторое время в Полоцк приходит еще один из сыновей Святослава – Владимир (Данила Козловский). Он незаконнорожденный, но по языческим обычаям имеет все наследственные права, в том числе и на невесту своего брата. В общем, Полоцк он захватывает, невесту забирает и идет на Киев.
 
 
Собственно, вся история князя Владимира с момента взятия Полоцка и до принятия христианства передана максимально досконально, с той лишь разницей, что события почти 20 лет были сокращены до года-полутора, видимо, чтобы не сильно тратиться на грим Данилы Козловского.
 
И в этой уплотненной хронологии и состоит главная проблема фильма – событий в него упаковано настолько много, что вы не можете толком понять, какое же из них сюжетообразующее. Здесь Владимир берет очередную крепость и в полунаркотическом угаре насилует и убивает, здесь он вдруг жалеет жену своего брата, а через пять минут жестоко своего брата и убивает. Здесь он приносит кровавые жертвы языческим богам, а тут проявляет христианское милосердие к пытавшейся убить его жене. Мотивация главного героя в большинстве случаев для простого зрителя остается загадкой – князь Владимир весь фильм мечется из одной крайности в другую и временами никак не похож на правителя, который объединил русские земли.
 
 
Что касается исторической достоверности, то в общем и целом все верно, но когда дело доходит до деталей, начинается полный угар. Печенеги больше похожи на татаро-монголов. Викинги берут крепости, просто выдергивая колья частокола из земли. Пешие воины бросаются в погоню за конными всадниками. Огромные войска умудряются незамеченными подойти к городам, как будто дозорное охранение вообще никто еще не изобрел. В общем, опытный историк найдет, к чему придраться. 
 
Что касается осады Корсуни, то, как пошутили в зале, князь киевский сделал то, чего не удалось нынешнему киевскому правительству: захватил Крым при помощи водной блокады. Справедливости ради, в Повести временных лет это так и было описано.
 
Но вот что компенсирует все эти логические нестыковки – великолепные съемки. Особенно зимние сцены. Картинка получилась очень выразительная и захватывающая, особенно на большом экране. Немного раздражала «дергающаяся» камера во время батальных сцен, от чего иногда просто рябило в глазах.
Отдельное "браво" костюмерам - тут с достоверностью тоже все на высшем уровне.
 
 
Еще одна претензия к картине – это довольно скромный масштаб, из-за которого Владимир со своим войском выглядит как отряд грабителей-викингов. Каким образом он смог достигнуть таких геополитических успехов – решительно непонятно, так как он даже читать толком не умеет. Вообще, вся сюжетная линия главного героя выглядит так, будто Владимир сначала всех убивает и насилует, а потом ему внезапно ему становится очень стыдно.
 
Но главная проблема в том, что в угоду исторической достоверности все персонажи были сделаны абсолютно плоскими и невыразительными. Данила Козловский все время ходит с сурово сдвинутыми бровями, Светлана Ходченкова напоминает статую деву Марии, викинги ходят с татуированными лицами, как будто это маори какие-то, и в случайном режиме переключаются на берсеркеров. Главные герои в перерывах между героическими сражениями валяются в грязи и истошно ревут. Понятно, что хотели добиться большей выразительности, но по факту вся актерская игра время от времени скатывается к какому-то лубку, в котором никого не жалко. 
 
 
Отдельно «порадовали» жрецы на языческом капище. Ощущение такое, что туда просто ссылали всех душевно больных с Киевской Руси.
 
Подводя итоги, стоит отметить, что историческая достоверность – единственное достоинство «Викинга». Взятие Полоцка – галочка, Киев – галочка, княжна Ирина – галочка, крещение Руси хоть и выглядит как очень массовый флешмоб, но пусть тоже "галочка". Весь фильм как будто и снимали ради галочек.
 
С драматическими достоинствами все гораздо скромнее. 4 балла из 10. Красиво, правдоподобно, но накрывает какой-то древнерусской тоской.

Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать