Эксклюзив

«Начинаем с Торы и заканчиваем физикой»: традиции и жизнь самой древней общины Екатеринбурга

18:28, 06.04.2017
«Начинаем с Торы и заканчиваем физикой»: традиции и жизнь самой древней общины Екатеринбурга

Фото: Сергей Беляев/«Наша Газета»

Как евреи встречают шаббат и чем они отвечают на антисемитизм.

«Наша Газета» продолжает рассказывать про екатеринбургских евреев. Первая часть материала НАШЕЙ была посвящена истории формирования еврейского сообщества в городе.

Вторая часть материала НАШЕЙ посвящена образу современного екатеринбургского еврея — его традициям, менталитету и антисемитизму.

Когда-то еврейство было модным

Интерес к своим корням у екатеринбургских евреев проснулся в конце 80-х годов, когда власти разрешили громогласно заявлять о своих корнях. В 90-е годы можно отметить особую сплоченность еврейской общины. В условиях дефицита информации евреи собирались, чтобы делиться знаниями о своих корнях.

— Когда разрешение быть евреем приелось, люди перестали тянуться, — констатировал председатель Еврейской национально-культурной автономии, ученый-физик Михаил Оштрах.

В екатеринбургском общинном центре «Менора» уточняют, что интерес к своим корням продолжили развивать те евреи, у которых эта тяга шла через поколения. Одним из таковых оказался Борис Боровик, который на протяжении пяти лет ведет в различных национальных сообществах шаббаты.

Его дед был раввином, и сам Боровик, познакомившись поближе со своими корнями, втянулся в изучение иудаизма. Вместе с ним корреспондент НАШЕЙ встретил шаббат.

Встречаем шаббат

Шаббат прежде был сугубо религиозный праздник, которым завершалась неделя. Встречать его семьей было неотъемлемым ритуалом. В настоящее время, говорит директор «Меноры» Ирина Гуткина, евреи не делятся на светских и религиозных. Они делятся на соблюдающих и не соблюдающих.  

Фото: Еврейская национально-культурная автономия

В Еврейской национально-культурной автономии шаббат встречают в дружеском кругу. Ранее встреча проводилась раввином. Впоследствии его сменил Борис Боровик. Ему отведена на празднике центральная роль — он толкует Тору.

Боровик выступает в роли обычного рассказчика, который во время застолья увлекает слушателей интересной историей. Попутно к словам Боровика свои комментарии добавляют остальные участники. В итоге вопрос о сосуществовании Бога и народа выливается в рассуждения в сфере физики. 

После окончания рассказа Торы встреча шаббата переходит в общение, которое может затянуться до глубокой ночи.

Борис Боровик (Фото: ЕЕКЦ «Менора»)

Сплоченность евреев

Нередко темой обсуждения на шаббате становятся вопрос сплоченности и единства. Отношения внутри диаспоры  Борис Боровик характеризует анекдотом про иудея на необитаемом острове:

— Сколько синагог построит на необитаемом острове еврей? Две. В одну он будет ходить, а в другую — ни ногой, — рассказал Боровик.

Встреча Пурима в синагоге (фото: Фото: «Екатеринбургский еврейский общинный центр «Синагога»)

Оштрах добавляет, что среди евреев, которые соблюдают религиозные обычаи, есть разногласия. Сам иудаизм делится более чем на 150 ветвей.

— Они представляют так называемых «хабадников». Это секта хасидского направления в иудаизме, которые признали мессией своего ребу. Мы же придерживаемся традиционного иудаизма, который ожидает мессию. Все официальные синагоги и раввины принадлежат к этим «хабадникам».

В нашей общине раввин — это наемный работник. Его наняла община, и она же имеет право его уволить. Это не священник. А у «хабадников» вертикаль власти выстроена как иерархия в Русской православной церкви. Того же главного раввина России Берл Лазара избирали не общины, а 24 раввина, только один из которых был российского происхождения, — рассказал Оштрах.

Намного легче одной из групп соблюдающих евреев выстроить диалог с несоблюдающими, например с «Менорой».

«Благотворительность и образование»

Внутри самой диаспоры отношения поддерживаются на следующих принципах, также заложенных Торой, — благотворительности и образования.

Во всех национальных организациях, связанных с евреями, дела в этих сферах обстоят по-разному. В «Меноре» это представлено мощным блоком образовательных программ для детей и взрослых. Евреи посещают эти занятия в дополнении к общему. При синагоге действует отдельная гимназия для детей. В рамках образовательной программы молодежь до 27 лет получает возможность бесплатно посетить Израиль.

В разной форме организована и благотворительность. Денег направо и налево организации своим соотечественникам не раздают. В «Меноре» благотворительность выражена в виде проката медицинского оборудования, ухода на дому за пожилыми. Программа «Мокед»  предусматривает помощь в мелком бытовом ремонте и предоставлении услуг парикмахера. В синагоге евреям без разбора их социального статуса раздают определенный пакет продуктов. 

Фото: «Екатеринбургский еврейский общинный центр «Синагога»

Однако понимание самой сути благотворительности среди евреев разное. Михаил Оштрах, в частности, не одобряет безразборную раздачу продуктов. По его словам, в иудаизме в принципе нет таких понятий, как пожертвования и милостыня, которые обычно подразумеваются в благотворительности.

— В Торе предписано, что еврей должен совершать дела справедливости по отношению к другим. То есть он должен поступать таким образом, чтобы сделать мир чуточку справедливее. А у нас сейчас среди организаций началась некая конкуренция. У кого больше денег, тот больше совершает «халяву-плиз», подарки раздает, приглашения на праздники. А за такими подарками порой приезжают пенсионерки на очень хороших машинах, — считает председатель Еврейской национально-культурной автономии.

Фото: Еврейская национально-культурная автономия

Семья — твоя община

О другой особенности еврейской общины – семье – корреспонденту НАШЕЙ подробно рассказал врач-анестезиолог Дмитрий Левин. Он потомственный медик. Его папа — реаниматолог, мама — врач-педиатр, дедушка врач-инфекционист. По данным дедушки Дмитрия, врачебный стаж всех родственников Левитов на Урале насчитывает в совокупности более 600 лет.

— Меня никто не заставлял выбирать эту профессию, но во времена моего детства врач был уважаемой профессией. А хороших врачей еще и ценили. Когда ты живешь в семье врачей и за обеденным столом разговоры идут о медицине, ты это впитываешь, — объясняет Дмитрий свой выбор.

Вместе с тем, отмечает Левит, в настоящее время уже нельзя выявить чисто еврейские профессии. С одинаковой вероятностью можно встретить еврея-инженера и его соотечественника, который работает грузчиком. С исчезновением черты оседлости понятие «чисто еврейская профессия» ушли в прошлое.

— Почему раньше считали, что евреи жадные, ленивые, хитрые, хотя это все неправда. Почему их таковыми считали? Потому что евреи занимались банками и часами. Им не давали землю для обработки. А при наличии мозгов у них это хорошо получалось. Ты чуть-чуть преуспеваешь, и тебя считают хитрым, — рассказал Левит.

По его мнению, именно семья является основой любой еврейской общины. Прабабушки и прадедушки Дмитрия целыми двумя семьями переехали в Екатеринбург и дружили здесь. Проводились совместные воскресные обеды и брались общие ложи в оперном театре.

— Это было частью ментальности — дружить семьями, держаться своих. Твоя семья — это уже община, с нее все начинается, — рассказывает Дмитрий Левит.

Из этих межсемейных отношений и рождались целые профессиональные династии. К примеру, Дмитрий – потомственный врач.

Антисемитизм и обособленность

Все опрошенные корреспондентом НАШЕЙ единогласно говорят, что в Екатеринбурге какой-либо угрозы для евреев не существует и не существовало.

— У нас в городе сейчас живут более 140 национальностей, и каких-то межнациональных конфликтов здесь не было. Мы живем здесь давно. У меня здесь дом, семья и поэтому даже нет смысла в какой-то обособленности и закрытости. Мы на сто процентов уже не те евреи, образ которых дошел до нас из местечек. Но вместе с тем мы открыты для общения и планируем даже ввести в состав правления «Меноры» не еврея, — считает председатель правления «Меноры» Юрий Кисельгоф.

Вместе с тем многим из членов диаспоры нередко приходилось сталкиваться со стереотипными представлениями о евреях от своих знакомых.

Как правило, сталкиваясь со стереотипами, евреи обращают высказывания в шутку, избегая каких-либо споров и попыток переубедить оппонента. Впрочем, в жизни Михаила Оштраха были случаи, когда одной шуткой ограничиться было сложно.

— Я регулярно получаю письма с угрозами. Самым серьезным было, когда мы с Мишей Берензафтом оказались в списке «квачковцев» (сторонники генерала Квачкова, готовившие на Урале военный мятеж. — Прим. ред.) на уничтожение. Я был второй на очереди, он третий. Потом они планировали уничтожить всех евреев, — рассказал Оштрах.

Ожидать ли массового отъезда евреев в Израиль

Еще один стереотип, с которым приходится сталкиваться членам диаспоры, звучит так: «Все евреи мечтают уехать в Израиль». Однако при подготовке этого материала корреспонденту «Нашей Газеты» не удалось найти ни одного уральского еврея, который хотел бы сменить страну.

— Я думаю, все желающие, кто хотел, уехали уже давно. У нас, как говорят, в советское время проживало 15 тысяч евреев. Из них десять тысяч уехали, осталось 25 тысяч человек, — говорит Михаил Берензафт.

Юрий Кисельгоф добавил, что сегодня в Израиль уезжают немногие, и исключительно по личным мотивам. В основном это бывает, когда человек так «глубоко проникся еврейством», что захотел переселиться на историческую родину. В то, что жизнь в Израиле для уральских евреев будет лучше чем в Екатеринбурге, многие члены диаспоры не верят.

— Для меня непонятный вопрос, зачем уезжать. Хорошо там, где у тебя родители, семья и работа. Хорошо и в Эфиопии, если ты балбес, то везде может быть плохо, — пояснил корреспонденту НАШЕЙ Левит.

  • В настоящее время в Свердловской области официально проживают 10 тысяч евреев. Однако по факту, считают в диаспоре, их может быть намного больше, поскольку многие по-прежнему не хотят раскрывать себя или не интересуются своими корнями.
Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать