Наверх

«Где три армянина — там диаспора»: чем живет национальная община в Екатеринбурге

«Где три армянина — там диаспора»: чем живет национальная община в Екатеринбурге
16+
Фото: VK.com
Жизнь и традиции армянской диаспоры в Екатеринбурге.

Новости Екатеринбурга и Свердловской области - 09.01.2017

В Екатеринбурге Рождество Христово отмечают трижды. 25 декабря службу совершают католики и протестанты. В субботу, 7 января 2017 года, большая часть горожан отмечала православное Рождество (и только 2% из них в храмах, как гласит официальная статистика).

Между этими датами Рождество (и одновременно с этим Крещение) в Екатеринбурге 6 января отмечает армянская община. Корреспондент НАШЕЙ вместе с уральскими армянами встретил праздник и узнал, на чем основана крепость диаспоры.

Храм — это сердце армянского народа

Сосредоточением армянских обрядов и традиций в Екатеринбурге является церковь святого Иоанна Предтечи (Сурб Ованесс-Карапет). Идея построить собственный храм появилась 25-30 лет, как только в начале 90-х была образована община «Ани-Армения» (Ани — одна из древних столиц государства).

— Когда 25 лет назад образовалась диаспора, то возник вопрос объединения, а для этого нужен храм. Когда собираются три-четыре армянина — там сразу возникают воскресная школа и церковь. Это в любом крупном городе. У нас есть храм в Казани, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Петербурге, — рассказал корреспонденту НАШЕЙ один из активных участников диаспоры Роберт.

— Армянский храм — это сердце армянского народа. Мы знаем, что мы все придем-уйдем, а храм останется на века. Тот человек, который хочет приобщиться к своим корням, где он еще сможет это найти кроме армянской церкви? — добавляет настоятель и единственный на Урале армянский священник Тер Аристакес.

Роспись храма сдавали как дипломную работу

Церковь Иоанна Предтечи строили на пожертвования общины. Под храм диаспоре отдали площадку на улице Белинского между улицами Большакова и Декабристов. 12 октября 2013 года церковь освятили.

Для росписи внутри сооружения армянской общине удалось привлечь молодого специалиста из Еревана.

— К нам приезжал иконописец Артем с Еревана. Этот молодой человек защищал своей работой диплом. Сейчас он лучший иконописец в армянской столице, — рассказал корреспонденту НАШЕЙ председатель «Ани-Армения» Масис Назарян.

Где узнать об обычаях армян

Если вспомнить слова одного из НАШИХ собеседников, то там, где собираются три армянина, появляются храм и воскресная школа. Последнее в Екатеринбурге появилось задолго до церкви.

Но армянская воскресная школа разительно отличается от подобных учреждений при екатеринбургских православных храмах, где в основном изучают Закон Божий и богослужение.

Руководитель армянской школы Аида Матевосян рассказала НАШЕЙ, что ученики постигают армянский язык, литературу, историю музыку и национальные танцы. В школе репетирует ансамбль армянских танцев «Ани-Армения», который выступает на праздниках возле храма или на национальных фестивалях.

— Нашу культуру и наш язык изучают не только армяне, к нам и русские приходят и с интересом постигают обычаи и традиции. Они уже влились в диаспору, — рассказывает Аида.

Как неармяне оказались в хоре

Часть горожан неармянского происхождения оказались настолько вовлечены в эту культуру, что поют в церковном хоре. По словам концертмейстера, удержать постоянный состав из числа членов диаспоры сложно из-за частых переездов.

Из коренных екатеринбуржцев профессиональных певцов набрать оказалось легче, несмотря на языковой барьер.

— Тяжело выговаривать по-армянски, — признается одна из певчих. — Но меня привлекает восточный колорит. Он обогащен мелодически.

На вопрос, как русские певцы оказались в армянском хоре, они отвечают уклончиво: «Нас привел Бог».

Одной из особенностей службы в армянском храме является органное сопровождение (традиция идет с начала 20 века). Из-за ограниченности в средствах орган заменяют синтезатором. 

Гордость армян

6 января — отдельная гордость армянской диаспоры. В общении с НАШЕЙ все прихожане начинали разговор с того, что в один день они справляют и Рождество, и Крещение. Складывалось впечатление, что этот момент является частью национальной гордости армян.

Рождественский сочельник

— Армянская церковь осталась одна из единственных, кто празднует оба праздника согласно апостольскому преданию. До третьего века остальные церкви также придерживались этой традиции, — подчеркивает Тер Аристакес.

Празднование Рождества в армянской диаспоре начинается с вечера 5 января. После службы верующие зажигают свечи, лампады и уносят их домой как символ Вифлеемской звезды.

— У нас в народе есть традиция три раза в год нести благословенный огонь из храмов в домашний очаг — на Пасху, Сретение Господне (13 февраля) и на Рождество. На Сретение также благословляют новобрачных и молодоженов, — рассказывает настоятель церкви.

Рождество и Крещение

На следующий день, 6 января, начинается рождественская литургия, которая плавно переходит в празднование Крещения и освящение воды. Служба ведется на армянском языке, но, те, кто регулярно посещают литургию в православных храмах, отмечают для себя, что все понимают в происходящем без перевода.

Внешне и храм с его росписями, и облачения священника, и сама атмосфера ближе всего к восточным христианским обрядам.

После освящения воды к чаше выстраивается очередь, и каждый прихожанин получает по пол-литра освященной воды. Для сравнения, если зайти в православные храмы 19 января, то с самого утра к бакам выстраиваются очереди с канистрами, пятилитровыми бутылками. Нередко при штурме святыни возникает свалка. В армянском храме подобного не увидишь.

Крестный армянской общины

С Крещением в армянской диаспоре связан еще один обычай. Каждый год община выбирает из своих членов крестного.

— Его избирает община, избирает по делам. Он делает пожертвования – детдомам или для прихожан. В этом году у нас крестный Влад, — рассказывает председатель «Ани-Армения».

Разговорить Влада сложно. Видно, что он не привык находиться в центре внимания. Избрание крестным он воспринял не как бремя, а как доверие со стороны общины. О себе он говорит, что живет в Екатеринбурге 25 лет и является предпринимателем.

— Я первый год. Буду служить народу, церкви… Более детально расскажет мне батюшка, — объясняет Влад корреспонденту НАШЕЙ.

Влад - крестный общины

— Он стесняется, — поясняет Назарян. — У нас ведь не принято говорить о добрых делах. Он и ранее детдомам помогал и не хочет это на все обозрение поставить.

В первый же день крестный раздает продукты питания для прихожан, которые держали рождественский пост. Затем вместе со всеми Влад идет в трапезную для общего застолья, где он будет сидеть по правую руку от священника.

За рождественским столом

Если вы попали за один рождественский стол с армянами, то ни в коем случае не стоит притрагиваться к еде, пока ее не благословит священник. Армяне к этому обычаю относятся с большим почтением.

Как правило, дома армяне подают на рождественский стол плов с изюмом, рыбу и красное вино. За общей трапезой одним из главных блюд является матах — сваренное без приправ мясо барашка. С него начинается праздничный обед.

Матах

— Есть люди, которые специально держат барашков для продажи — в Пионерском, на Уралмаше, в Березовском. Не только для рождественских столов. Для какого стола хочешь, — объясняет Роберт.

Собирая праздничный стол, армяне хвалят Екатеринбург: раздобыть в уральской столице ингредиенты для национальной кухни, по их словам, легче, чем в Ереване.

Кроме матаха, еще одним общим блюдом в армянской среде считается хаш. Его называют зимним блюдом.

— Это как русский холодец. Его кушают в зимние месяцы, которые кончаются на «р», — ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Дальше уже не кушаем хаш. Это очень сытное блюдо. И его не для себя готовят, а созывают родственников и друзей. Как правило, его кушают после крупных застолий, очень рано — в 6-7 часов утра и целый день после этого ничего не едят, — рассказывает Роберт.

Каждый бокал вина за столом сопровождается длинным тостом на армянском: первый раз пьют за Рождество, второй — за храм, третий — за общину.

Что роднит армян и русских

Пообщавшись с армянами, можно заметить черту, которая очень роднит их со славянскими народами. Когда Роберт объяснял корреспонденту НАШЕЙ значение матаха, он назвал обычай подавать это блюдо за общий стол пожертвованием. По словам собеседника, когда-то это было языческим обрядом.

—Это не жертвоприношение, не путайте, — обрывает Роберта настоятель храма. — Мы христиане, какое мы имеем отношение к жертвоприношению. Это помилование.

Далее из общения с Робертом следует, что армяне отмечают и Ивана Купаву, также имеющего языческие корни. Некоторого рода двоеверие наблюдалось в праздниках, которые отмечали на Руси до принятия новой веры в 988 году.

Секрет сплоченности армянской диаспоры

В настоящее время в Свердловской области насчитывается 20 тысяч армян. В большинстве случаев жители Армении приезжают в уральскую столицу в гости и в итоге остаются жить на Урале.

— Я в Екатеринбурге — 42 года. Приехал сюда в гости к дяде и остался. Потом после армии хотел поступать, но не получилось. Я женился и остался. Большинство же приезжают в Екатеринбург учиться или в гости, да так и остаются. Есть и те, кто приехал за длинным рублем, — рассказывает Роберт.

По его мнению, сплоченность общины держится на уважении друг к другу, старшинстве и сохранении национальных обычаев. Именно старший и собирает всех за столом в праздничные дни.

Вместе с тем в Екатеринбурге нет компактных мест проживания армян за исключением Цыганского поселка на Юго-Западе. Там по соседству живут  30-40 членов общины.

«Я останусь армянином»

Одна из привлекательных черт Екатеринбурга с точки зрения армянина — отсутствие стереотипов по отношению к их стране и исторической родине. Крупных конфликтов, тем более на национальной почве, удается избегать. В первую очередь, поскольку в городе хорошо знают о сплоченности армянской общины.

— Если человек не будет вести себя по-гадски, то и его никто не тронет. У нас сила со всех сторон — и юристы у нас есть, и связи, и депутаты. Если нас что коснется, люди объединяются, — говорит Роберт.

К недавней идее о создании законопроекта о российской нации в армянской диаспоре относятся со скепсисом. Поскольку на примере Екатеринбурга, как многонационального города, многие сомневаются, что такой закон будет работать.

— У нас многонациональная страна и этим государство должно гордиться. И каждый пусть покажет то, чем он богат — традиции, обычаи, язык, кухни. А насчет российской нации —  я армянин и буду армянином и горжусь этим, — заключает Масис Назарян.

Чем занимаются армяне в Екатеринбурге

Члены армянской общины постарше уклончиво говорят, что работают в бизнесе. Их дело часто связано с общепитом или со строительством.

Из числа молодежи многие приезжают учиться в Уральском государственном экономическом университете, УрГЮУ или в медицинский вуз. Поэтому нередко среди молодых армян много юристов или менеджеров, а также врачей.

Впрочем, есть и те, кого вовлекло искусство. Например, Армине Назарян выступает в составе Уральского молодежного симфонического оркестра.

Армине Назарян (первая слева, фото с личной страницы в соцсети)

  • Армянская апостольская церковь существует с четвертого века. По некоторым вопросам вероучения ААЦ имеет расхождения как с другими Восточными церквями, так и с католической церковью.
  • Еще одним важным армянским праздником является Терендез. Празднуется вместе со Сретением 13 февраля. Со стороны этот праздник напоминает и русскую Масленицу, и день святого Валентина (из-за традиции благословлять новобрачных). В некоторых общинах молодые люди во время гуляний прыгают через костер.
  • Как и Масленица, Терендез имеет прообраз языческого праздника, который остался традицией после принятия Арменией христианства в 301 году.

Рождественский сочельник

В будущем синтезатор планируется заменить органом

После службы верующие зажигают свечи и лампады и уносят домой, как символ Вифлеемской звезды

В начале рождественской службы по храму проводится шествие

Храм с его росписями, и облачения священника, и сама атмосфера ближе всего к восточным христианским обрядам

На рождественскую службу пришли более 300 человек

Армянский приход в лицах

Еще одно шествие по храму на Крещение

Освящение воды

Очередь за святой водой

Верующие получают по пол-литра святой воды

Преподавательский состав воскресной школы

Праздничный стол

Тост

Сергей Беляев, 09.01.2017, 20:11
Тэги: Религия, Культура, Эксклюзив
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу «Нашей газеты»:

А26 января 2017, 19:45
Хватит примазываться к Русским. Вы хоть и христиане, но не православные и не славяне. Живите в своей Армении, и не лезьте в Россию.
Согласны с автором?

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

Дороги Экономия Погиб бейсджампер Ратмир Нагимьянов Розыск Дети Расписание Студенты СМИ Отношения Коллекторы Строительство Суд Пожар Криминал Музыка Недвижимость Свердловской области Расстрел Животные Красота Транспорт Рецензия Спорт Новый год Путин Экономика Жизнь в городе Приговор Лошагину Волейбол Медицина Растения Расстрел на Депутатской В Египте разбился самолет с российскими туристами Заместитель главы школы Олимпийского резерва - педофил? Необычное Хоккей Культура Мультимедиа Кризис и санкции Здоровье Скорая помощь Знаменитости Горячее Лайфхак Фото ЗАГС Гололед ДТП Хэллоуин-2015 Мотоциклы Дом-2 Екатеринбуржцы в разных странах Недвижимость Скандалы Новости Авто Позитив История успеха Приостановка полетов в Египет Обрушение крыши на Калинина Происшествия Дорожные воины ЖКХ ВУЗ Семья Мистика Мужчины 9 мая Мода Война ритуальных агентств Погода Статистика Конкурсы Военный репортаж В Екатеринбурге -40 градусов Голодовка в колонии Финансы ЧМ-2018 Опрос Туризм Производство МЧС Общественный транспорт Истории 9 мая Выставки Самолет Минобороны упал в Якутии Тест Снос монастыря на Качканаре Биатлон Мировые новости Парковки Убийство в Рахмангулово Личное Крушение самолета под Ростовом Сотрудник ФСБ убил жену и ребенка История Екатеринбурга Ту 154 Пусть говорят Эксклюзив Политика Видео Психология Самолет ИГИЛ Сибирская язва Афиша Религия Новости дня Шоу-бизнес Искусство Репортаж Отключение света Уралмаш, Эльмаш Транспортная реформа Бизнес Взрыв Горящие авто Грипп Образование Смерть Взятки Отдых Интервью Скандал с Новиковым Баскетбол Интернет Футбол Женщины Катастрофа Секс Новости России Рейтинг Деньги Слухи Развлечения Бэби-боксы Храм святой Екатерины Дело Пьянкова Школа Ельцин-центр ГИБДД ЖКХ Свердловской области Убийство Ирины Вахрушевой Доска позора Кто заработал Ловец покемонов Еда Высокие технологии Ошибки врачей Грипп в Екатеринбурге Корь
Учредитель ООО «Город 66». Директор: Кстенин Сергей Иванович. Редактор сайта: Татьяна Манакова
Редакция портала NGZT.ru
620014, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д.16, оф. 805, 809, 810. +7(343) 239-46-10, +7(343) 239-46-45, ng@ng66.ru
Предложить свою новость
Частные объявления
8-950-633-68-02, 8-982-669-71-89 – прием частных объявлений
Размещение рекламы в газете «Наша Газета» и на сайте NGZT.ru: +7(343) 239-43-16, +7(343) 239-64-40, +7(343) 239-61-40, +7(343) 239-43-15
Отдел службы распространения:
(343) 239-46-40, anistratov@ng66.ru
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.NGZT.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте NGZT.ru и его субдоменах. Возрастная категория сайта 16+
Новостной портал Екатеринбурга — NGZT.ru © 2009-2016
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2015
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru