Эксклюзив

Классицизм выходит из тени. Что осталось в Екатеринбурге от первого архитектора Михаила Малахова

15:47, 10.10.2016
Классицизм выходит из тени. Что осталось в Екатеринбурге от первого архитектора Михаила Малахова

Фото: Сергей Беляев/«Наша Газета»

Как закладывался облик Екатеринбурга в первом генеральном плане.

Год назад глава Екатеринбурга Евгений Ройзман предложил переименовать улицу Энгельса в честь архитектора 19 века Михаила Малахова. По убеждению главы города, именно Малахов заложил облик Екатеринбурга и по этой причине заслуживает целой улицы.

Но в отличие от уральского конструктивизма, который стал определенным брендом города, имя Малахова для многих горожан остается в тени. НАША вместе с руководителем образовательных программ Уральского филиала ГЦСИ Дмитрием Москвиным изучила наследие автора первого генплана города.

Приехал достроить особняк Харитоновых и остался

В Екатеринбурге карьера Михаила Малахова как архитектора началась с достройки усадьбы Харитоновых, которая возводилась с 1794 года. С его именем связано строительство ротонды и колоннады.

С февраля 1815 года зодчего зачислили в штат заводских архитекторов Екатеринбурга. Он должен был выполнять заказы по строительству промышленных зданий.

Однако, отмечает Дмитрий Москвин, архитектор продолжал охотно браться за проектирование особняков и церковных строений. Большинство из них (а это более 40 зданий) сохранились до наших дней и занимают ключевые точки в центре города.

Усадьба Харитоновых, с которой началась карьера Малахова

Только дворцы — только классицизм

Поскольку большая часть заказов исходила от обеспеченных горожан, то особняки строились в стиле классицизма.

— Такие дома кажутся дворцами. Когда есть колоннада, лепнина, аркада, то вот она - жизнь. Классицизм стал кодом власти, он ассоциируется с богатством и властным статусом. Наверное, поэтому сегодня большинство обеспеченных граждан при постройке особняков также использует классицизм, — пояснил Москвин.

Более того, все окружение площади 1905 года в советские годы выстраивалось под Малахова. Это касается и колледжа Ползунова, и здание администрации Екатеринбурга (оба построены в неоклассицизме). Даже «Пассаж», достроенный к концу 2015 года, попытались вписать в общий облик. Для последнего объекта некоторые архитекторы придумали термин «фейковый классицизм».

«Пассаж» — для некоторых образец «фейкового классицизма» 

Когда охрана памятников не была мейнстримом

Примерно через пять лет работы в штате заводских архитекторов, Михаил Малахов создает первый генеральный план развития Екатеринбурга. Этот проект подразумевал планировку улиц и перестройку большинства зданий.

— В 1824 году этот генплан попадает на стол императора Александра I, но тот отвергает проект, чтобы не сносить множество зданий. Городу тогда еще было 100 лет, и считалось, что у него должны сохраняться какие-то корни, — рассказывает руководитель образовательных программ Уральского филиала ГЦСИ.

После этого зодчий создает второй вариант генплана, который учитывал охрану зданий от сноса. Фактически Малахов создал первый в истории России проект, в котором так называемые объекты культурного наследия находились под защитой (чего не всегда скажешь о современном генплане).  

Видишь Малахова? И я не вижу, а он есть

Головная боль архитекторов и историков — определить, какие здания в Екатеринбурге принадлежат Михаилу Малахову, а какие его ученикам.

Дело в том, что главный архитектор города поставил свою подпись только под двумя проектами — Екатеринбургская шлифовальная фабрика (реализован) и Горнощитский мраморный завод (не построен).

— С одной стороны, Малахова очень легко отличить. В его архитектуре всегда есть портик, колоннада и аркада внизу. И, как правило, колонны украшены сверху богатым декором. По всем нынешним документам Малахова огромное количество. Но он ли все спроектировал или где-то есть его ученики, а он только подрисовывал, сложно разобрать, — говорит Дмитрий Москвин.

Работа Малахова узнаваема по богатому декору

Облик Плотинки

Одно из самых любимых мест горожан в Екатеринбурге — Плотинка обрела черты прогулочной зоны благодаря Михаилу Малахову. Первый главный архитектор города заложил на левом берегу реки пешеходные маршруты.

Прогулочная зона на Плотинке заложена Малаховым

Также по его проекту была обновлена Горная канцелярия, где сейчас находится Уральская государственная консерватория. Комплекс зданий, построенный еще при Вильгельме де Геннине, спустя 100 лет после основания города нуждался в реконструкции.

— В итоге стены горной канцелярии были зашиты в стены нового здания.  Малахов перестраивает дом, надстраивает один этаж и делает аркады, на которых держатся колонны, — рассказал Москвин.

В стены консерватории «вшита» Горная канцелярия

Дом, который спасло родство с Лениным

Дом купца Коробкова и дом купца Саввы Жирякова. Эти два здания-близнеца образуют целый квартал возле площади 1905 года. Сейчас из-за домов возвышается бизнес-центр «Европа». Первое здание (справа) появилось здесь в 1828 году. Через два года рядом с ним построили второй особняк.

Дом купца Коробкова

В 1840-х годах архитектор Александр Падучев (известный как автор дома Севастьяновых) украсил здания декором. Из-за этого жилой квартал Малахова перекликается с домом Севастьяновых.

— Раз в два десятилетия дом менял владельца. В советские годы этот квартал мог лечь под застройку конструктивизма. Его не снесли, поскольку здесь жил юрист Ардашев, который оказался двоюродным племянником Ленина по линии матери. Ардашевы это родство не выпячивали, но дом от сноса это спасло. По этой причине даже БЦ «Европа» не заглотил его, — поясняет Дмитрий Москвин.


Дом купца Жирякова

Особняк с оттенком Петербурга

Полностью под контролем Михаила Малахова в 1830-х годах выстроен дом главного начальника горных заводов Уральского хребта. Здание, которое находится наискосок от дома Севастьянова, заслуживает отдельного внимания, поскольку с него начинается история гранитной набережной Исети.

Изначально этот особняк строился как усадьба Булгаковых. В начале 30-х годов 19 века его выкупает государство и передает под дом горного начальника, который переезжает из Перми в Екатеринбург в 1832 году. Особенностью памятника стала двухъярусная колоннада, что само по себе не распространенное явление в архитектуре.

Двухъярусная колоннада – прием нечастый

Место для чиновника было выбрано не случайно. На набережной были высажены деревья, и уже к тому времени сформировался городской пруд. Отдаленно ландшафт напоминал столичный Петербург. На третьем этаже дома находился рабочий кабинет горного начальника, откуда, по словам старожил, открывался живописный вид на Екатеринбург.

— Говорят, что строительство и передача этого здания горному начальнику связаны с тем, что эта часть города должна напоминать нечто петербургское. Это должно соответствовать статусу столичного начальника, — отмечает руководитель образовательных программ уральского филиала ГЦСИ.

В 30-е годы 20 века здание было отдано под медучреждение, где оно пребывает до настоящего времени.

Усадьба Рязановых

Помимо усадьбы Харитоновых–Расторгуевых Михаил Малахов спроектировал два особняка для старообрядческого рода купцов Рязановых.

— Рязанов в этом смысле формировал здесь кластер. Отдельный микрорайон, который был бы родовым двором. Строительство усадьбы велось с 20-х по 50-е годы 19 века, — рассказывает специалист уральского филиала ГЦСИ.

Большой Рязановский дом

Рядом с каждым домом были разбиты сады, ни один из которых не уцелел к настоящему времени. Сейчас большой и малый дом Рязановых разделены улицей Куйбышева. В первом здании находится коммуналка, и само состояние объекта выглядит удручающим. Малый Рязановский дом не так давно был отреставрирован.

Предполагается, что между зданиями Рязановы проложили подземный ход. Также есть сведения о подземных коммуникациях под усадьбой Харитоновых. О подземных ходах вековых усадеб сложено немало легенд.

— Самой прагматической мне кажется версия, что создание этих коммуникаций связано с нашим климатом, — считает Москвин. — Действительно, лучше в холода пройти 100 метров под землей, нежели собираться перед каждым выходом из дома.

Малый Рязановский дом

Дача Малахова

Логично, что Михаил Малахов, который прожил в Екатеринбурге около 30 лет, о себе тоже позаботился. Для своей семьи он выстроил особняк, получивший название «дача Малахова». По словам Москвина, это здание стало своего рода рекламой зодчего.

Территориально дача располагалась в районе улиц Луначарского — Энгельса. В годы жизни Малахова здесь находился лес.

Строение было сделано из дерева и оштукатурено. Архитектор мечтал сделать особняк из камня, но по каким-то причинам эти планы остались неосуществленными.

В 1970-х годах улицу Луначарского начали расширять. Само 200-летнее здание изрядно обветшало, архитектор Белянкин принял решение не сносить его полностью, а сделать копию с элементами старого особняка. На новую «дачу Малахова» перенесли ротонду.

Дача Малахова (современный вид. Источник wikimedia.org)

— По словам строителей, здание с трудом сносили. Балки были из лиственницы, хотя в целом усадьба прогнила. Через 200 лет несущие конструкции не поддавались даже бензопиле. Было обнаружено, что в качестве утеплителя выложили мох с добавлением неких веществ. Он не был проеден ни грызунами, ни насекомыми, — поясняет Москвин.

  • В настоящее время «дача Малахова», сделанная, кстати, из камня, находится рядом со школой имени Дягилева — в 15 метрах от исторического расположения особняка архитектора. Из более чем 40 объектов, выстроенных, предположительно по проектам Малахова, до наших дней не сохранились только два — Екатерининский собор и Гранильная фабрика.
  • Остальные здания, как полагает Москвин, советская власть пощадила из уважения к классицизму. Об этом свидетельствует, к примеру, то что у Свято-Троицкого собора на улице Куйбышева снесли только купол и колокольню. Колоннады остались не тронутыми.
  • Характерными приемами в проектах архитектора Малахова являются колоннады. Они очень близко посажены к стене. В колоннадах наблюдается нарушение симметрии. 
  • До реконструкции здания Уральской консерватории Малаховым в этом комплексе размещалась изба для допроса с пыточной. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
  • Ранее НАША публиковала список исторических памятников, которым грозит исчезновение.
Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать