Наверх

«Может, не стоит заходить в храм»: как не оскорбить чувства православных верующих?

«Может, не стоит заходить в храм»: как не оскорбить чувства православных верующих?
16+
Фото: кадр из ролика Руслана Соколовского
Разбираемся на примере дела Соколовского, как зайти в церковь и избежать уголовной ответственности.

Новости Екатеринбурга и Свердловской области - 12.05.2017

В четверг, 11 мая 2017 года, в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга блогеру Руслану Соколовскому вынесли приговор. Молодого человека признали виновным по нескольким уголовным статьям, среди которых — статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий».

Для Екатеринбурга процесс стал прецедентным — Соколовский стал первым горожанином, осужденным по этой статье. В среднем по стране, по данным адвоката Алексея Бушмакова, приговоры по статье 148 УК РФ выносятся один раз в год.

Юристы не исключают, что этот процесс может стать основой для последующих уголовных дел. На примере истории с Русланом Соколовским «Наша Газета» разбирается, как не оскорбить чувства верующих.

Руслан Соколовский

Оскорбление чувств верующих в правовом поле

Для начала разберем, как законодатель определяет оскорбление чувств верующих. Итак, нарушением закона считаются «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

Различные части закона предполагают совершение этих «деяний» в церкви. В эту же статью включена ситуация, когда злоумышленник пытается помешать проведению богослужения.

Как следует из материалов дела, Соколовский во время ловли покемонов в Храме-на-Крови никому не мешал, в порядок богослужения не вмешивался. Это же признают и большинство оскорбленных верующих.

Как проводилась экспертиза религиозных чувств

Обвинение Соколовского строилось на части «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Пришедшие в суд верующие массово жаловались на резкие высказывания блогера по отношению к религии.

Однако одних жалоб мало. Они должны иметь обоснование в виде экспертизы. Такая схема уже давно отработана. Например, по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти или вражды» (Соколовского судили и по этой статье). По экстремизму есть и методики, и специалисты с опытом.

Но, как выяснилось на суде, в деле по статье 148 УК РФ у следователей не было ни того, ни другого. Анализ творений блогера проводил историк Алексей Старостин. Опыта проведения подобных экспертиз у него не было.

Пришлось изобретать термины на ходу

На процессе Старостин заявил, что религиоведческой методики для определения оскорбления чувств верующих к настоящему времени не наработано. В самом законе также не прописано, что такое «чувства верующих» и как их можно оскорбить.

По этой причине Старостин воспользовался исключительно своими познаниями в этой области. В итоге он пришел к выводу, что статья 148 УК РФ — это богохульство.

— В законе не прописано, что такое чувства верующих. Поэтому я решил использовать этот термин (богохульство. — Прим. ред.), чтобы раскрыть с научной точки зрения, чтобы показать, какие чувства верующих могут быть задеты, — сказал историк на суде.

Как следует из экспертизы, чувства верующего — это «благоговение перед Богом», «страх и боязнь перед сатаной» и так далее. В своем приговоре судья Екатерина Шопоняк согласилась с этим определением.

Сами оскорбленные верующие использовали схожую с этим формулировку. Но в отдельную категорию чувств никто свою религиозность не смог выделить.

— Религиозные чувства — это моя любовь к Богу, Церкви и родине. Моя любовь к Храму-на-Крови, — сказал на суде оскорбленный верующий Николай Васильев.

Другой свидетель сравнил оскорбление чувств верующих с оскорблением могилы предков.

Определенную точку в этом споре пыталась поставить религиовед из УрФУ Зоя Чернышева. По ее мнению, религиозных чувств как таковых не существует, но ее точку зрения суд не принял.

Можно ли оскорбить верующего покемоном?

Судья и гособвинение не раз подчеркивали, что Соколовского судят не за ловлю покемонов в храме и не за атеизм. Сами оскорбленные верующие во время дачи показаний признавались, что их религиозные чувства были оскорблены не только роликами Соколовского.

НАША приводит подборку оскорбительных для верующих ситуаций:

— Храм — это дом божий и лишние телодвижения там не допускаются, — свидетель Пономарев об игре в ловлю покемонов в храме.

— В храме шутить нельзя, – свидетель Скорых.

— Человека верующего можно оскорбить, говоря что-то о Боге — настоятель храма Большой Златоуст, иерей Виктор Явич.

— Для меня это было оскорбительно. Я хожу в храм Господен на исповедь. И вдруг кто-то приходит и начинает ловить покемонов! Это жизнь моя во Христе, и меня оскорбляют, — говорит Елена Лапина. 

Из диалога адвоката и свидетеля Виктора Торохова:

– А вас оскорбляет, что Николая Второго называют «Кровавым», – интересуется адвокат и перечисляет страшные события во времена правления этого императора: Кровавое воскресенье, Ходынка и прочее.

— Это клевета. Меня это оскорбляет!

Свидетель Елена Лапина

Как не оскорбить верующего?

По итогам выступлений верующих в суде «Наша Газета» попросила священнослужителя и юриста разъяснить, чего не стоит делать в храме, чтобы не оскорбить чувства верующих.

Адвокат Руслана Соколовского Алексей Бушмаков:

— Никто не знает, что такое чувства верующих, и в результате этого я не могу выстраивать свое правомерное поведение. То есть я не знаю, как себя вести. Лучше в храм, наверное, вообще не заходить, чтобы тебе кто-нибудь не сделал замечание. Вдруг это оскорбит чьи-то религиозные чувства. Кроме этого, старший священник Храма-на-Крови (протоиерей Максим Миняйло. — Прим. ред.) в суде сказал, что у каждого храма свой устав и свои правила поведения.

Поэтому опасность совершить преступления сохраняется, она не  устранена. Религиозные чувства, что признавали и религиоведы, и сами верующие, – это субъективные чувства. У каждого они свои. Если хотя бы кто-то из 148 млн граждан оскорбится чем-то, то это окажется преступлением.

Викарий Екатеринбургской епархии, епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг):

— Если человек боится зайти в храм… Я встречал таких людей, которые боялись выходить на проезжую часть. Проносятся автомобили и всегда есть опасность, что тебя могут сбить или ты можешь стать виновником ДТП. И вот люди испытывали такие страхи. Я им рекомендовал взять в руки Правила дорожного движения, прочитать их, понять и может обратиться к специалистам. Осознать эти правила.

Я бы рекомендовал людям поинтересоваться правилами поведения в храме. Эти правила есть в православных библиотеках, церковных магазинах, на сайтах храмов. Не надо приходить в храмы нагишом, безобразничать… В целом, эти правила похожи на правила поведения в муниципальных, государственных и других общественных учреждениях.

Для примера, если  человек выходит на красный свет и преграждает дорогу автомобилю, или садится пьяным за руль, то, конечно, ему грозит уголовная ответственность, потому что он нарушает законы Российской Федерации. Если человек оскорбляет других участников дорожного движения, хамит или обзывается на пассажиров в автобусе и троллейбусе, то конечно возникает опасность, что против этого будут введены меры.

Последнее слово за экспертизой

В любом случае, если действия человека в храме покажутся верующему оскорбительными, последнее слово будет за экспертами. Однако, как показало дело Соколовского, для анализа на предмет оскорбления чувств верующих в законодательстве слишком много пробелов.

  1. В законе не прописаны определения для терминов «религиозные чувства» и «оскорбление чувств верующих».
  2. Отсутствуют методики религиоведческой экспертизы и опытные специалисты.
  3. Право на толкование терминов из статьи 148 УК РФ закреплено за экспертом. Суд может или принять или не принять его точку зрения.
Сергей Беляев, 12.05.2017, 11:21
Тэги: Религия, Эксклюзив, Ловец покемонов
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу «Нашей газеты»:

Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Сайбаттэйлор12 мая 2017, 14:22
Сергей, а причем здесь храм, если на суде говорили о роликах? Вам надо написать статью: Как стать видеоблогером и никого не оскорбить. Или: Может, не стоит смотреть видеоблоги?
Вот ведь как церковь не дает вам покоя. Давно исповедовались? Бывшие однокашники анафеме вас еще не предали? Вы уж попросите их помолиться за вас с Норкиным.
Согласны с автором?
Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Верующий12 мая 2017, 16:23
В ответ на комментарий пользователя
Сергей, а причем здесь храм, если на суде говорили о роликах? Вам надо написать статью: Как стать видеоблогером и никого не оскорбить. Или: Может, не стоит смотреть видеоблоги?
Вот ведь как церковь не дает вам покоя. Давно исповедовались? Бывшие однокашники анафеме вас еще не предали? Вы уж попросите их помолиться за вас с Норкиным.
Так они молятся с жаром и пылом, уж поверьте мне, уж поверьте.
Согласны с автором?
Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Петр12 мая 2017, 16:48
В ответ на комментарий пользователя
Поддерживаю. Таких надо гнать не то что из СМИ, из города. Это не критика, это целая кампания против Церкви. Сергей Беляев ничуть не лучше Соколовского и такой же богохульник. Всю эту шайку-лейку антицерковную нужно остановить. Они ополчили так называемую общественность на Церковь. Они должны отвечать. Я присоединяюсь к просьбам ВАШИХ читателей. Уберите автора!!!
Задача журналистов - делать все, чтобы примирять стороны. Увы, вместо попытки наладить дискуссию, данный автор лишь разжигает агрессивные настроения. Конечно, как он поймет религиозные чувства прихожан, если он с ними даже не пытался общаться. Если он даже не пытается понять общину.
Сергей, отдельная рекомендация - поживите с общиной месяцок, поучаствуйте в общих делах благих, помолитесь (ведь вы нас укоряете в том, что мы не истинные верующие), а уж потом судите. А до этого времени, не лезьте к Церкви. Уберите свои липкие лапки.
Согласны с автором?
Атеист12 мая 2017, 17:50
Уважаемые верующие комментаторы, вы оскор[***] А автор молодец, приведены и слова потерпевших и священника, и защитников Соколовского.
Лучший комментарий
Согласны с автором?
Аллах12 мая 2017, 19:45
В статье все кратко и по делу. А верующие, которые с пеной у рта кричат, что это закон, сами не успеют оглянуться как сядут по тойже самой статье ;-)
Согласны с автором?
Дмитрий12 мая 2017, 19:55
Автор вполне корректно написал что нужно сделать для правовой защиты верующих, цитата "...для анализа на предмет оскорбления чувств верующих в законодательстве слишком много пробелов. В законе не прописаны определения для терминов «религиозные чувства» и «оскорбление чувств верующих». Отсутствуют методики религиоведческой экспертизы и опытные специалисты. Право на толкование терминов из статьи 148 УК РФ закреплено за экспертом. Суд может или принять или не принять его точку зрения.Источник: http://ngzt.ru/analitics/view/12-05-2017-mojet-ne-stoit-zahodit-v-hram-kak-ne-oskorbit-chuvstva-pravoslavnyh-veruyushchih © ngzt.ru"
в ином случае судить следует по понятиям (представьте юношу в храме альтернативного вероисповедания, до государственного суда дело не дойдет).
Либо судим по закону, либо по понятиям. Критики автора статьи как ромашки в проруби. Непонятно что им в статье не понравилось. Статья про законы страны. Закон не должен иметь "расплывчатую" формулировку.
Согласны с автором?
Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Горожанин12 мая 2017, 20:31
В ответ на комментарий пользователя
Задача журналистов - делать все, чтобы примирять стороны. Увы, вместо попытки наладить дискуссию, данный автор лишь разжигает агрессивные настроения. Конечно, как он поймет религиозные чувства прихожан, если он с ними даже не пытался общаться. Если он даже не пытается понять общину.
Сергей, отдельная рекомендация - поживите с общиной месяцок, поучаствуйте в общих делах благих, помолитесь (ведь вы нас укоряете в том, что мы не истинные верующие), а уж потом судите. А до этого времени, не лезьте к Церкви. Уберите свои липкие лапки.
Задача журналистов - доносить, по возможности, объективную информацию. Закон "сырой", автор на это указал. Молодец.
Согласны с автором?
Голый Землекоп12 мая 2017, 23:51
Я тоже считаю, что в храмы лучше не заходить. А зачем, если тебе не рады? Не так посмотрел или не перекрестился, поклоны не отбил и всё в тюрьму.
Согласны с автором?
Голый Землекоп12 мая 2017, 23:54
— Человека верующего можно оскорбить, говоря что-то о Боге — настоятель храма Большой Златоуст, иерей Виктор Явич.

О как. То есть атеисты своим существованием уже оскор[***]
Согласны с автором?
Голый Землекоп13 мая 2017, 00:13
В ответ на комментарий пользователя
Уважаемая редакция. Смотрите пожалуйста за чистотой своих рядов. У вас авторы разжигают напрямую антицерковную политику. Почему на вашем сайте нет интервью с батюшками и прихожанами, которые пострадали от Соколовского? Почему вы так однобоки? Точнее почему однобок этот автор. Он явно ненавидит Церковь и дискредитирует ваше издание.
Просим провести с ним воспитательную работу, а еще лучше - увольте его.
ГЫЫЫ. А что журналистам надо любить вашу церковь? Кто их обязал?

И поймите, что это не журналисты разжигают напрямую антицерковную политику, а ваши попы, в том числе и Явич, который признался как шил дело Соколовскому.

Вы сами раздули про Соколовского, о котором ещё год назад никто не знал и своей мстительностью и нетерпимостью к атеистам разожгли ненависть у людей к РПЦ. А если бы простили его сразу, то ничего бы и не было. И никто из него героя не делал бы.
Согласны с автором?
Эрик Картман13 мая 2017, 12:05
В ответ на комментарий пользователя
Поддерживаю. Таких надо гнать не то что из СМИ, из города. Это не критика, это целая кампания против Церкви. Сергей Беляев ничуть не лучше Соколовского и такой же богохульник. Всю эту шайку-лейку антицерковную нужно остановить. Они ополчили так называемую общественность на Церковь. Они должны отвечать. Я присоединяюсь к просьбам ВАШИХ читателей. Уберите автора!!!
Россия - светское государство, идите в лес, медведей удовлетворять. B-|
Согласны с автором?
Горожанин13 мая 2017, 12:07
В ответ на комментарий пользователя
— Человека верующего можно оскорбить, говоря что-то о Боге — настоятель храма Большой Златоуст, иерей Виктор Явич.

О как. То есть атеисты своим существованием уже оскор[***]
Верую в господа нашего Сатану, христанутые оскор6ляют мои чувства.
Согласны с автором?
Гость14 мая 2017, 03:27
Говорить "попы, православные типо в чем-то виноваты"- это всё равно что в каких-то моментах винить целый народ, к примеру. Например вот произошло что-то, кто-то выпил, и кричать чтож вы все русские такие пьяницы. Всякое есть в мире, и в обычной жизни, и в церкви, к сожалению. Бог допускает человеку "зарыться" до такой степени, до предела, чтобы собственные поступки, дремлющие наклонности этому человеку опротивели навсегда. И батюшки в том числе не исключение, бывает всякое. Если он атеист, Руслан Соколовский, то почему он перед своими утверждениями о церкви, не проверил всё опытным путем? Почему не начал читать духовную литературу, катехизис, изучать основы православной веры? Если бы он прочитал, он бы узнал, что цель церковных богослужений- совершение таинств- на службах люди исповедуются, причащаются. Почему он не проверил, таинства это или просто обряды? Если бы причастился, почувствовал бы сверхъестественное в хорошем смысле этого слова действие Бога на свою душу, чудо в реальном времени. Но ему стало бы плохо, так как он не был к этому готов. Что мешало всё изучить, испытать, прежде утверждений об атеизме?..
Согласны с автором?
Сайбаттэйлор15 мая 2017, 10:45
если ктото на вас не так в храме смотрит и готов дать в морду, что поклоны не бьете - то могу предположить, что и в магазине на вас так же смотрят, и пробке и т.д. В церкви - ТЕ ЖЕ люди, что и везде. Хамят и утешают, судят и поддерживают, ругают и защищают. Церковь - это все мы, больные, радостные, злобные, добрые, усталые. Могут и нахамить - как и дома вам родные могут грубое слово сказать. Это сообщество больных, которые идут туда лечиться. Видеть в верующих одних святых - это безумие.
Согласны с автором?
Anton Trimaylov15 мая 2017, 10:50
От лица редакции делаю верующим предложение: готовы на очную встречу с официальным представителем епархии или православного сообщества Екатеринбурга, который смог бы взвешенно и аргументированно донести свою позицию по делу Соколовского. Можете писать мне в личку или позвонить на редакционный телефон.
Согласны с автором?
Горожанин16 мая 2017, 23:04
"Лишние телодвижения"? Мне стало страшно от этих слов...
Согласны с автором?

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

Эксклюзив Убийство в Рахмангулово Приостановка полетов в Египет ЧМ-2018 Недвижимость Свердловской области Культура Позитив Психология Дом-2 ЖКХ Суд Дело Пьянкова Лайфхак Спорт Здоровье Общественный транспорт Конкурсы Секс Женщины Студенты Знаменитости Дороги Видео Дети История Екатеринбурга Отдых Развлечения Мотоциклы Школа Крушение самолета под Ростовом Хоккей Жизнь в городе Самолет Минобороны упал в Якутии Деньги Горячее Расстрел Военный репортаж Религия Смерть Опрос Храм святой Екатерины Бизнес Горящие авто Коллекторы Грипп Обрушение крыши на Калинина Ошибки врачей Кто заработал ИГИЛ Мода Доска позора Погиб бейсджампер Ратмир Нагимьянов Сибирская язва Образование Футбол Высокие технологии Репортаж Мультимедиа Искусство Производство Погода Снос монастыря на Качканаре Отношения Новости дня Экономика Ловец покемонов Слухи Пусть говорят Отключение света Уралмаш, Эльмаш Взятки Выставки Еда Происшествия Медицина Афиша Путин Баскетбол Интервью Кризис и санкции Новый год Гололед Личное Парковки Скандалы Экономия Война ритуальных агентств Статистика Растения Новости ГИБДД 9 мая Ельцин-центр Пожар Тест Заместитель главы школы Олимпийского резерва - педофил? Расстрел на Депутатской ДТП Скорая помощь В Египте разбился самолет с российскими туристами Рецензия Авто Животные Хэллоуин-2015 Криминал Музыка Новости России Истории 9 мая Красота Самолет Транспортная реформа Политика Мистика Дорожные воины ЗАГС Интернет Финансы Скандал с Новиковым Туризм МЧС Грипп в Екатеринбурге Розыск ВУЗ Голодовка в колонии Строительство Биатлон Расписание Мужчины Убийство Ирины Вахрушевой Ту 154 Взрыв Екатеринбуржцы в разных странах Рейтинг Семья Бэби-боксы Шоу-бизнес ЖКХ Свердловской области В Екатеринбурге -40 градусов Сотрудник ФСБ убил жену и ребенка Мировые новости Корь Волейбол История успеха Транспорт Необычное Приговор Лошагину Катастрофа СМИ Фото Недвижимость
Учредитель ООО «Город 66». Директор: Кстенин Сергей Иванович. Редактор сайта: Татьяна Манакова
Редакция портала NGZT.ru
620014, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д.16, оф. 805, 809, 810. +7(343) 239-46-10, +7(343) 239-46-45, ng@ng66.ru
Предложить свою новость
Частные объявления
8-950-633-68-02, 8-982-669-71-89 – прием частных объявлений
Размещение рекламы в газете «Наша Газета» и на сайте NGZT.ru: +7(343) 239-43-16, +7(343) 239-64-40, +7(343) 239-61-40, +7(343) 239-43-15
Отдел службы распространения:
(343) 239-46-40, anistratov@ng66.ru
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.NGZT.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте NGZT.ru и его субдоменах. Возрастная категория сайта 16+
Новостной портал Екатеринбурга — NGZT.ru © 2009-2016
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2015
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru