Фото: кадр из ролика Руслана Соколовского
В четверг, 11 мая 2017 года, в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга блогеру Руслану Соколовскому вынесли приговор. Молодого человека признали виновным по нескольким уголовным статьям, среди которых — статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий».
Для Екатеринбурга процесс стал прецедентным — Соколовский стал первым горожанином, осужденным по этой статье. В среднем по стране, по данным адвоката Алексея Бушмакова, приговоры по статье 148 УК РФ выносятся один раз в год.
Юристы не исключают, что этот процесс может стать основой для последующих уголовных дел. На примере истории с Русланом Соколовским «Наша Газета» разбирается, как не оскорбить чувства верующих.
Руслан Соколовский
Для начала разберем, как законодатель определяет оскорбление чувств верующих. Итак, нарушением закона считаются «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».
Различные части закона предполагают совершение этих «деяний» в церкви. В эту же статью включена ситуация, когда злоумышленник пытается помешать проведению богослужения.
Как следует из материалов дела, Соколовский во время ловли покемонов в Храме-на-Крови никому не мешал, в порядок богослужения не вмешивался. Это же признают и большинство оскорбленных верующих.
Обвинение Соколовского строилось на части «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Пришедшие в суд верующие массово жаловались на резкие высказывания блогера по отношению к религии.
Однако одних жалоб мало. Они должны иметь обоснование в виде экспертизы. Такая схема уже давно отработана. Например, по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти или вражды» (Соколовского судили и по этой статье). По экстремизму есть и методики, и специалисты с опытом.
Но, как выяснилось на суде, в деле по статье 148 УК РФ у следователей не было ни того, ни другого. Анализ творений блогера проводил историк Алексей Старостин. Опыта проведения подобных экспертиз у него не было.
На процессе Старостин заявил, что религиоведческой методики для определения оскорбления чувств верующих к настоящему времени не наработано. В самом законе также не прописано, что такое «чувства верующих» и как их можно оскорбить.
По этой причине Старостин воспользовался исключительно своими познаниями в этой области. В итоге он пришел к выводу, что статья 148 УК РФ — это богохульство.
— В законе не прописано, что такое чувства верующих. Поэтому я решил использовать этот термин (богохульство. — Прим. ред.), чтобы раскрыть с научной точки зрения, чтобы показать, какие чувства верующих могут быть задеты, — сказал историк на суде.
Как следует из экспертизы, чувства верующего — это «благоговение перед Богом», «страх и боязнь перед сатаной» и так далее. В своем приговоре судья Екатерина Шопоняк согласилась с этим определением.
Сами оскорбленные верующие использовали схожую с этим формулировку. Но в отдельную категорию чувств никто свою религиозность не смог выделить.
— Религиозные чувства — это моя любовь к Богу, Церкви и родине. Моя любовь к Храму-на-Крови, — сказал на суде оскорбленный верующий Николай Васильев.
Другой свидетель сравнил оскорбление чувств верующих с оскорблением могилы предков.
Определенную точку в этом споре пыталась поставить религиовед из УрФУ Зоя Чернышева. По ее мнению, религиозных чувств как таковых не существует, но ее точку зрения суд не принял.
Судья и гособвинение не раз подчеркивали, что Соколовского судят не за ловлю покемонов в храме и не за атеизм. Сами оскорбленные верующие во время дачи показаний признавались, что их религиозные чувства были оскорблены не только роликами Соколовского.
НАША приводит подборку оскорбительных для верующих ситуаций:
— Храм — это дом божий и лишние телодвижения там не допускаются, — свидетель Пономарев об игре в ловлю покемонов в храме.
— В храме шутить нельзя, – свидетель Скорых.
— Человека верующего можно оскорбить, говоря что-то о Боге — настоятель храма Большой Златоуст, иерей Виктор Явич.
— Для меня это было оскорбительно. Я хожу в храм Господен на исповедь. И вдруг кто-то приходит и начинает ловить покемонов! Это жизнь моя во Христе, и меня оскорбляют, — говорит Елена Лапина.
Из диалога адвоката и свидетеля Виктора Торохова:
– А вас оскорбляет, что Николая Второго называют «Кровавым», – интересуется адвокат и перечисляет страшные события во времена правления этого императора: Кровавое воскресенье, Ходынка и прочее.
— Это клевета. Меня это оскорбляет!
Свидетель Елена Лапина
По итогам выступлений верующих в суде «Наша Газета» попросила священнослужителя и юриста разъяснить, чего не стоит делать в храме, чтобы не оскорбить чувства верующих.
Адвокат Руслана Соколовского Алексей Бушмаков:
— Никто не знает, что такое чувства верующих, и в результате этого я не могу выстраивать свое правомерное поведение. То есть я не знаю, как себя вести. Лучше в храм, наверное, вообще не заходить, чтобы тебе кто-нибудь не сделал замечание. Вдруг это оскорбит чьи-то религиозные чувства. Кроме этого, старший священник Храма-на-Крови (протоиерей Максим Миняйло. — Прим. ред.) в суде сказал, что у каждого храма свой устав и свои правила поведения.
Поэтому опасность совершить преступления сохраняется, она не устранена. Религиозные чувства, что признавали и религиоведы, и сами верующие, – это субъективные чувства. У каждого они свои. Если хотя бы кто-то из 148 млн граждан оскорбится чем-то, то это окажется преступлением.
Викарий Екатеринбургской епархии, епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг):
— Если человек боится зайти в храм… Я встречал таких людей, которые боялись выходить на проезжую часть. Проносятся автомобили и всегда есть опасность, что тебя могут сбить или ты можешь стать виновником ДТП. И вот люди испытывали такие страхи. Я им рекомендовал взять в руки Правила дорожного движения, прочитать их, понять и может обратиться к специалистам. Осознать эти правила.
Я бы рекомендовал людям поинтересоваться правилами поведения в храме. Эти правила есть в православных библиотеках, церковных магазинах, на сайтах храмов. Не надо приходить в храмы нагишом, безобразничать… В целом, эти правила похожи на правила поведения в муниципальных, государственных и других общественных учреждениях.
Для примера, если человек выходит на красный свет и преграждает дорогу автомобилю, или садится пьяным за руль, то, конечно, ему грозит уголовная ответственность, потому что он нарушает законы Российской Федерации. Если человек оскорбляет других участников дорожного движения, хамит или обзывается на пассажиров в автобусе и троллейбусе, то конечно возникает опасность, что против этого будут введены меры.
В любом случае, если действия человека в храме покажутся верующему оскорбительными, последнее слово будет за экспертами. Однако, как показало дело Соколовского, для анализа на предмет оскорбления чувств верующих в законодательстве слишком много пробелов.
Сайбаттэйлор 12 мая 2017, 14:22
Сергей, а причем здесь храм, если на суде говорили о роликах? Вам надо написать статью: Как стать видеоблогером и никого не оскорбить. Или: Может, не стоит смотреть видеоблоги?
Вот ведь как церковь не дает вам покоя. Давно исповедовались? Бывшие однокашники анафеме вас еще не предали? Вы уж попросите их помолиться за вас с Норкиным.
Верующий 12 мая 2017, 16:23
Так они молятся с жаром и пылом, уж поверьте мне, уж поверьте.
Петр 12 мая 2017, 16:48
Задача журналистов - делать все, чтобы примирять стороны. Увы, вместо попытки наладить дискуссию, данный автор лишь разжигает агрессивные настроения. Конечно, как он поймет религиозные чувства прихожан, если он с ними даже не пытался общаться. Если он даже не пытается понять общину.
Сергей, отдельная рекомендация - поживите с общиной месяцок, поучаствуйте в общих делах благих, помолитесь (ведь вы нас укоряете в том, что мы не истинные верующие), а уж потом судите. А до этого времени, не лезьте к Церкви. Уберите свои липкие лапки.
Атеист 12 мая 2017, 17:50
Уважаемые верующие комментаторы, вы оскор[***] А автор молодец, приведены и слова потерпевших и священника, и защитников Соколовского.
Аллах 12 мая 2017, 19:45
В статье все кратко и по делу. А верующие, которые с пеной у рта кричат, что это закон, сами не успеют оглянуться как сядут по тойже самой статье ;-)
Дмитрий 12 мая 2017, 19:55
Автор вполне корректно написал что нужно сделать для правовой защиты верующих, цитата "...для анализа на предмет оскорбления чувств верующих в законодательстве слишком много пробелов. В законе не прописаны определения для терминов «религиозные чувства» и «оскорбление чувств верующих». Отсутствуют методики религиоведческой экспертизы и опытные специалисты. Право на толкование терминов из статьи 148 УК РФ закреплено за экспертом. Суд может или принять или не принять его точку зрения.Источник: http://ngzt.ru/analitics/view/12-05-2017-mojet-ne-stoit-zahodit-v-hram-kak-ne-oskorbit-chuvstva-pravoslavnyh-veruyushchih © ngzt.ru"
в ином случае судить следует по понятиям (представьте юношу в храме альтернативного вероисповедания, до государственного суда дело не дойдет).
Либо судим по закону, либо по понятиям. Критики автора статьи как ромашки в проруби. Непонятно что им в статье не понравилось. Статья про законы страны. Закон не должен иметь "расплывчатую" формулировку.
Горожанин 12 мая 2017, 20:31
Задача журналистов - доносить, по возможности, объективную информацию. Закон "сырой", автор на это указал. Молодец.
Голый Землекоп 12 мая 2017, 23:51
Я тоже считаю, что в храмы лучше не заходить. А зачем, если тебе не рады? Не так посмотрел или не перекрестился, поклоны не отбил и всё в тюрьму.
Голый Землекоп 12 мая 2017, 23:54
— Человека верующего можно оскорбить, говоря что-то о Боге — настоятель храма Большой Златоуст, иерей Виктор Явич.
О как. То есть атеисты своим существованием уже оскор[***]
Голый Землекоп 13 мая 2017, 00:13
ГЫЫЫ. А что журналистам надо любить вашу церковь? Кто их обязал?
И поймите, что это не журналисты разжигают напрямую антицерковную политику, а ваши попы, в том числе и Явич, который признался как шил дело Соколовскому.
Вы сами раздули про Соколовского, о котором ещё год назад никто не знал и своей мстительностью и нетерпимостью к атеистам разожгли ненависть у людей к РПЦ. А если бы простили его сразу, то ничего бы и не было. И никто из него героя не делал бы.
Эрик Картман 13 мая 2017, 12:05
Россия - светское государство, идите в лес, медведей удовлетворять. B-|
Горожанин 13 мая 2017, 12:07
Верую в господа нашего Сатану, христанутые оскор6ляют мои чувства.
Гость 14 мая 2017, 03:27
Говорить "попы, православные типо в чем-то виноваты"- это всё равно что в каких-то моментах винить целый народ, к примеру. Например вот произошло что-то, кто-то выпил, и кричать чтож вы все русские такие пьяницы. Всякое есть в мире, и в обычной жизни, и в церкви, к сожалению. Бог допускает человеку "зарыться" до такой степени, до предела, чтобы собственные поступки, дремлющие наклонности этому человеку опротивели навсегда. И батюшки в том числе не исключение, бывает всякое. Если он атеист, Руслан Соколовский, то почему он перед своими утверждениями о церкви, не проверил всё опытным путем? Почему не начал читать духовную литературу, катехизис, изучать основы православной веры? Если бы он прочитал, он бы узнал, что цель церковных богослужений- совершение таинств- на службах люди исповедуются, причащаются. Почему он не проверил, таинства это или просто обряды? Если бы причастился, почувствовал бы сверхъестественное в хорошем смысле этого слова действие Бога на свою душу, чудо в реальном времени. Но ему стало бы плохо, так как он не был к этому готов. Что мешало всё изучить, испытать, прежде утверждений об атеизме?..
Сайбаттэйлор 15 мая 2017, 10:45
если ктото на вас не так в храме смотрит и готов дать в морду, что поклоны не бьете - то могу предположить, что и в магазине на вас так же смотрят, и пробке и т.д. В церкви - ТЕ ЖЕ люди, что и везде. Хамят и утешают, судят и поддерживают, ругают и защищают. Церковь - это все мы, больные, радостные, злобные, добрые, усталые. Могут и нахамить - как и дома вам родные могут грубое слово сказать. Это сообщество больных, которые идут туда лечиться. Видеть в верующих одних святых - это безумие.
Anton Trimaylov 15 мая 2017, 10:50
От лица редакции делаю верующим предложение: готовы на очную встречу с официальным представителем епархии или православного сообщества Екатеринбурга, который смог бы взвешенно и аргументированно донести свою позицию по делу Соколовского. Можете писать мне в личку или позвонить на редакционный телефон.
Горожанин 16 мая 2017, 23:04
"Лишние телодвижения"? Мне стало страшно от этих слов...