Эксклюзив

Культовые места Екатеринбурга: «Островок свободы и бунтарства – Плита»

08:20, 22.03.2017
Культовые места Екатеринбурга: «Островок свободы и бунтарства – Плита»

Фото: картина Алексея Рыжкова

Рассказы о самой популярной тусовке неформалов и богемной молодежи.

«Наша Газета» решила рассказать о Екатеринбурге 90-х. С чего начинался сегодняшний почти европейский мегаполис с его небоскребами «из стекла и бетона», где прорастал тот дух свободы, который наполнил город после перестройки и первых лет дикого капитализма. Как танцуют «от печки», так и этот рассказ следует начать, конечно, из центра – от скверика у «Пассажа», известного горожанам под именем Плита.

плита

Примечательно, что, если говорить о каких-то клубах для неформалов или первых дискотеках, аллеях художников или подвалах музыкантов, то обычный человек мог туда попасть разве что специально. А по Плите можно было пробежать несколько раз в день. Даже если ты никогда не был неформалом, музыкантом или художником, отдохнуть на скамейке в тени или срезать путь к ЦУМу мог любой горожанин.

Откуда пошло название Плита

Сквер был выложен большими гранитными плитами. Реже это место называли «Пятак» или «Плешка». Пятак, пятачок – относительно небольшое место в центре города, где происходило что-то интересное. Этакая альтернативная площадь рядом с площадью официальной.

плита

Фото 2011 года

В отличие от площади 1905 года на Плите был свой фонтан. Правда, по словам музыканта Михаила Лузина, основателя группы «КедрыВыдры», фонтан этот чаще всего не работал. На редких кадрах фонтанчики все-таки удавалось запечатлеть, хотя и эпитет «оазис тишины и зелени», как писали в некоторых путеводителях, можно приписать только буйной творческой фантазии его авторов.

Сейчас, на площадке перед новым «Пассажем» тоже есть фонтан, модерновый, с подсветкой, струи которого бьют «из-под земли» – это третье или четвертое воплощение водяного аттракциона в этом месте города.

плита

Сквер на этом месте появился в 1929 году, спустя четыре года после открытия «Пассажа». Это был почти маленький французский регулярный сад – с клумбами, цветниками в виде пятиконечных звезд,  с расчерченными аллеями и скульптурами пионеров и прочих хороших примерных детей с горнами и лейками. 

плита

плита

Вид от старого «Пассажа» на сквер. В правом верхнем углу – площадь 1905 года еще без Ленина, прямо – современный ТЦ «Европа». Фото: портал 1723

плита

Плитой тогда это место не назвали: гораздо позднее, уже ближе к стенам «Пассажа» здесь положили каменные плиты и сделали скверик проходным: дорожки шли крест-накрест.

Наступили 80-е, потом 90-е, рядом открывали киоски и первые павильончики. Сидеть на скамейках, наслаждаясь погожими днями, стали все реже: присаживались перевести дух, съесть беляш, выпить пива, послушать уличных музыкантов.

плита

Забавно и парадоксально, но именно тогда на Плите появилось «Дерево желаний», к которому даже зимой привязывали ленточки, тряпочки и бумажки. Хотелось верить в светлое будущее и скорейшее процветание. Страна вступала в новый этап.

плита

Плита в 90-е годы

Расцвет Плиты пришелся именно на конец 1980 – 1990-е годов. Железные занавеси, запреты, комплексы пали, и место облюбовали художники и неформалы всех мастей – от тех, кто слушал свободную музыку до тех, кто сам себе выбирал друзей и партнеров.

Завсегдатай городских тусовок Штэфи:

– Плита началась, когда в 1986 году начал свою деятельность свердловский рок-клуб на Володарского, 9 (ДК Свердлова). В сквере в центре города, напротив памятника Ленину, перед репетициями и концертами стали собираться молодые музыканты и их поклонники.

– Хотя тусовались там не только музыканты, – продолжает Штэфи свой рассказ, – все представители субкультур могли спокойно прийти на Плиту. В целом, жили мирно. Пили портвейн, курили. Знакомились, пели под гитару. Также туда приходили автостопщики и бродяги-неформалы в поисках вписок. Народ был разный. И те, кто сейчас звезды, тогда были просто частью тусовки.

Потом на Плиту начали подтягиваться художники и ремесленники. А раз они были тоже частью тусовки, то вначале обменивались всякими безделушками, что-то, конечно, продавали, что-то делали на заказ. Потом там же появились самиздатники и люди с записями рок-музыки и винилами. Сначала меняли друг у друга, а потом стали продавать записи.

плита

– Назвать Плиту просто «местом встречи и знакомств» – это упростить, обеднить значение этого культового места, – продолжает Штэфа. – Это был настоящий островок свободы и бунтарства. Творчества во всех смыслах. Ты знал, что можешь прийти туда в любое время года, в любой день недели, в любое время дня и ночи – и встретить родственную душу. И если тебе нужна помощь, то тебе всегда помогут.

Сейчас, к сожалению, реальное общение ушло в прошлое и поэтому такие места тоже. Вся жизнь ушла в виртуальное пространство. А тогда не было другой возможности общаться, делиться идеями и творчеством.

Алексей Рыжков, художник, автор картины «На Плите»: 

рыжков

– Когда-то это было удивительно - стало можно показывать и даже продавать на улице произведения искусства. Вначале многие и не знали, зачем и почему. Но это было хорошо. Получился фестиваль самодеятельного творчества в самом лучшем смысле этого слова. Очень разные, непричесанные, экзотичные авторы и такие же их произведения. Помню, знаменитого Витю Махотина, который не продавал там свои работы, а просто всем их раздаривал. 

НАША СПРАВКА:

махотин

«Махотин Витя – это радость, счастье и благодарность, – рассказывала художник Елена Гладышева. – Это первое, что вспоминается, когда говорят о нем. Он всегда и всем помогал – деньгами, советом. Витя легко соглашался с тем, что он талантливый!»

Виктор Махотин (1946-2002) – художник, один из отцов-основателей и директор Станции вольных почт – неформального выставочного пространства в особняке на проспекте Ленина, 11,

– К сожалению, потом рынок вступил в свои права и все причесал. Все стало стандартно, и продаваться стало то, что покупают. И это тоже интересный процесс, потому что наглядно, ярко, убедительно демонстрирует массовый вкус. Кроме того, такие плиты, я говорю обобщенно, - это все равно островки свободы. Ведь эти художники не нуждаются в начальстве - они пишут то, что хотят, и продают то, то покупают. И это немножко смешное, но симпатичное дело.

Однажды я видел на Плите в 1994 году удивительную сценку, которую сейчас уже вряд ли можно увидеть: седовласый, похожий на эльфа, профессор Голынец братался на Плите с деятелем панк-рока, знаменитым Диком. А надо было видеть Дика – маленький, дикий, всклокоченный бородач! Это были очень контрастные люди, но они встретились и общались на Плите.

История самой картинки такова. Она была нарисована ради антенны «Студии Город» (сейчас Город FM 107.6, прим. ред). У меня как раз была первая персональная выставка в то время и я пришел в «Студию Город» рассказать о своей выставке в эфире и после этого, в честь этого события, сделал эту работу.

на плите

- А вы выставлялись на Плите?

- Нет. Сам я не выставлялся, но очень тепло вспоминаю то место. Искусство живет повсюду. Редко увидишь на Монмартре, где уличная торговля, настоящее произведение искусства, так же как и здесь. Но на нашей Плите такой художник был! Геннадий Субботин писал прекрасные акварели с видами нашего города, и он был такой симпатичный, и работы хорошие. И их охотно покупали. А сейчас он живет в городе Одесса и пишет Одессу акварелью также хорошо, как раньше писал Екатеринбург. Для меня это было хорошее время и поэтому скверик перед ЦУМом вспоминаю очень тепло.

Михаил Лузин, журналист, музыкант (группа КедрыВыдры / Касабланка, Misha Luzin Band):

миша лузин

Михаил Лузин. Фото Валентина Монастырского

- Я учился в 9-й гимназии, в старших классах стал заглядывать на Плиту после уроков. Это было в 1996-97 годах. Что меня туда привело? Рок-музыка и связанная с ней культура. Я тогда открывал для себя Битлз, Дорз и Пинк Флойд, растил волосы и по всем параметрам был типичным неформалом-хиппи. Мир, любовь, все дела. То и дело слышал в спину «слышь, подстригись», а Плита была единственным в городе местом, где я мог чувствовать себя среди своих. Там было очень весело: мы общались, играли песни под гитару, знакомились с девчонками, менялись фенечками и адресами. Выпивали, конечно, благо, вокруг был бесконечный мини-рынок со всеми доступными видами зелья. На Плиту приезжали автостопщики со всей страны, так как знали, что именно здесь они могут встретить братьев по духу и найти вписку. С некоторыми ребятами с Плиты я дружу до сих пор.

В нулевых Плиту отреставрировали

плита

Фотоural-n.ru. Таким сквер был сразу после реставрации

2012 Плиты как таковой не стало

Старый «Пассаж» снесли, оставив лишь одну стену со стороны Банковского переулка, сквер загородили строительными сетками, на которых были нарисованы осенние, в роскошном багрянце, деревья, символизирующие, надо полагать, будущий парк на этом месте. Но парка не случилось.

Плита

Строительство нового Пассажа. Фото 2014 года. Фото автора

плита

Покрытие пошло волнами, но никто его не жалел – все равно под снос. Прохожие, казалось, равнодушно мазали взглядами по затянувшейся стройке: город переживал строительный бум, подъемные краны и бетономешалки даже в центре никого не удивляли. Но горожане нет-нет да и спрашивали друг друга: а что будет на месте Плиты?

плита

Плита исчезла

На ее месте поставили скамейки и запустили современный фонтан. Новый сквер как минимум вдвое меньше старой Плиты. Да и не похож он пока на сквер, потому что деревья еще не прижились. А «плиты» заменили новым покрытием.

Теперь доминанта этого места – вход в новый «Пассаж», поэтому скверик пробегают, почти не обращая на него внимания. Старое уходит, а новое еще только прорастает, обретает свои черты, которые мы тоже когда-нибудь полюбим и не сможем уже представить Екатеринбург без такой детали, штриха, подробности.

плита

плита

Фонтаны работают в теплое время года и при хорошей погоде. В остальное время года на бывшей Плите – просторно и немного загадочно: странные, ржавого цвета, колонны-конструкции и продуваемость всеми ветрами. 

плита

Фото: ural-n.ru

Теперь это место уже не называют Плитой. Теперь это – «фонтаны из-под земли у нового Пассажа». Отдыхать горожанам теперь лучше не сидя и не в тени, а только с кошельком и только в торговых центрах.  

плита

плита

плита

Легендарная Плита превратилась просто в плитку под ногами. Ничем не примечательную. Ровную, серую, вытянутыми кирпичиками. Это раньше был «Мир. Труд. Май», теперь - мир одежды и обуви, мехов и аксессуаров, панорамных лифтов и круглосуточных продуктов класса-люкс.

Неформалы и гитаристы, художники и автостопщики перебазировались в другие места, туда, где темнее, теплее, душевнее. Туда, где искренне, хоть и не так богато. 

плита

Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать