Эксклюзив

Екатеринбургский майонез под угрозой: национальный уральский соус давят федеральные конкуренты

20:23, 26.01.2017
Екатеринбургский майонез под угрозой: национальный уральский соус давят федеральные конкуренты

Фото: Сергей Беляев/«Наша Газета»

ЕЖК за 17 лет выбыл из тройки крупнейших производителей страны.

Екатеринбургский майонез за последние два десятилетия приобрел статус уральского достояния. В начале «нулевых» соус заработал популярность из-за отсутствия альтернативы для потребителей и роста производства.

Сегодня производители екатеринбургского майонеза сетуют на высокую конкуренции и тесноту на полках. НАША 26 января 2017 года сравнивает, как с 2000 года изменялся спрос на продукцию Екатеринбургского жирового комбината (ЕЖК).

(фото: ЕЖК)

Секрет популярности майонеза

Жировой комбинат работает в уральской столице с 1959 года. С 70-х на предприятии выпускается майонез. Однако популярность к этому продукту приходит лишь в конце 90-х годов из-за роста производства.

Согласно данным исследовательского агентства Nielsen, в 1990 году по всей стране производилось всего 118 тысяч тонн соуса. С середины 90-х годов эта цифра начинает расти, а к 2009 году общий объем производства достиг 766 тысяч тонн. Потребление за 19 лет возросло за этот период со 120 до 730 тысяч тонн.

За счет своей распространенности и дешевизны майонез входит в каждодневный рацион уральцев. При этом соус употребляли и как приправу, и как самостоятельный продукт. Некоторые екатеринбуржцы признаются, что они порой перекусывали только майонезом.

Напомним также, что ритейл в Екатеринбурге в начале «нулевых» был представлен в основном региональными сетями и независимыми магазинами, которые предпочитали заказывать продукцию с ближайших предприятий. Отсутствие выбора на прилавках создало екатеринбургскому майонезу репутацию любимого продукта.

Майонезное господство ЕЖК

На фоне майонезного бума екатеринбургский комбинат в начале «нулевых» вырывается вперед и по итогам 2000 года занимает второе место на рынке по производству (15% от общего объема в стране). Лидирующие позиции занимал московский комбинат (22%)

По неофициальным данным, уже к 2003 году ЕЖК контролировал две трети всего масложирового рынка Свердловской области и более 40% в Уральском регионе. На фоне таких успехов прежний собственник ЕЖК — концерн «Калина» пытался вырваться на первое место, отодвинув московское предприятие, но безуспешно.

Страну перекормили майонезом

За последние 17 лет ситуация с производством и продажами майонеза и другой масложировой продукции изменилась не в пользу ЕЖК.

Во-первых, из-за появления в Екатеринбурге федеральных сетей, которые заметно прижали местных ритейлеров, у екатеринбургского майонеза появилось много конкурентов. Во-первых, страну «перекормили» соусом, что признают сами производители. Уже к 2009 году, следует из данных Nielsen, в стране насчитывалось 400 комбинатов, выпускавших майонез.

— Масложировая отрасль России переживает непростые времена потому, что идет консолидация. Игроков слишком много, они все не хотят умирать, все борются за место под солнцем. Также снизилась маржинальность.

Первая причина — это борьба за потребителей и рост конкуренции. Здесь все отрасли сельского хозяйства, в том числе масложировая, столкнулись с тем, что они стали производить очень много. 

Импорт резко упал, и мы стали производить больше того, чем требуется нашей стране. Вторая причина — это укрепление рубля, — пояснил 26 января 2017 года журналистам генеральный директор Группы Компаний «Русагро» (в которую входит ЕЖК) Максим Басов.

— В Екатеринбурге нам сложно попасть на полку федерального ритейла. Сложно бороться и конкурировать с остальными игроками рынка. Федеральные сети приносят свои договоренности и свои бренды, но через них мы можем попасть в другие части России, — пояснил НАШЕЙ коммерческий директор масложирового бизнес-направления ГК «Русагро» Вячеслав Аксенов.

В России не любят – идем в Китай

В условиях ожесточенной конкуренции ЕЖК решил улучшить свое положение за счет выхода за пределы регионального рынка. Речь идет о борьбе за федеральные прилавки и зарубежные каналы поставок.

— Средняя Азия у нас сегодня главный рынок по маргаринам. Мы продаем туда больше, чем в Екатеринбург. Там нет сливочного масла, и потребление маргарина там выше. Но мы столкнулись с тем, что после смерти Ислама Каримова (президента Узбекистана — прим. ред.), после сложности в экономической ситуации в России и девальвации местных валют, потребительские возможности упали, — сказал гендиректор «Русагро».

По его словам, в настоящее время ЕЖК пытается наладить сбыт крупных партий своей продукции в Китай — в основном мыло, масло и маргарин.

Покорение федерального рынка екатеринбургскому комбинату дается с трудом. В настоящее время, по оценке самого комбината, его доля среди российских производителей составляет 10%. На сегодняшний день предприятие не входит даже в тройку крупнейших производителей масложировой продукции.

В родном Екатеринбурге бренд «ЕЖК» занимает чуть более половины рынка — 53,7%. С одной стороны, комбинат по-прежнему контролирует большую часть масложировой продукции в уральской столице. Вместе с тем предприятие не может чувствовать себя так уверенно, как раньше.

  • По словам Вячеслава Аксенова, ЕЖК планирует сохранить любовь уральцев к екатеринбургскому майонезу (а также маргарину и маслу) за счет качества.
  • В конце декабря 2015 года «Роскачество» опубликовало исследование 27 образцов известных марок майонеза, включая продукцию ЕЖК.
  • Результаты анализа подтвердили, что стандартам качества на тот момент отвечали только пять брендов. Продукции екатеринбургского комбината в этом списке не оказалось.
Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать