Наверх

«Нам запрещали быть евреями»: история и традиции еврейской диаспоры в Екатеринбурге

«Нам запрещали быть евреями»: история и традиции еврейской диаспоры в Екатеринбурге
16+
Фото: Сергей Беляев/«Наша Газета»
«Наша Газета» в двух частях рассказывает об особенностях еврейской диаспоры.

Новости Екатеринбурга и Свердловской области - 15.05.2017

В преддверии фестиваля современной еврейской культуры в Екатеринбурге организаторы провели опрос, о каких особенностях этой национальности знают горожане. В основном уральцы в ответах делились стереотипными представлениями: пейсы, композиция «7.40» и так далее. В этот перечень у многих попал бы глава города Евгений Ройзман.

«Наша Газета» 30 марта 2017 года начинает цикл про одну из самых древних диаспор Екатеринбурга. В первой части мы разбираемся в причинах появления стереотипов и в истории екатеринбургского еврейства.

Образ местечкового еврея

Волонтер общинного центра «Менора» Юлия Климова рассказала НАШЕЙ, что первые евреи появились на Урале еще до основания Екатеринбурга — в 17 веке. Приток евреев в Россию начался после разделения Польши в конце 18 века. В 1791 году для евреев указом императрицы Екатерины II определена так называемая «черта оседлости» — места расселения народа. За его границами евреи не имели права жить. Исключение делалось для тех, кто принял православие или отслужил в армии 25 лет.

Известно также, что в Российской империи евреям не предоставляли земли для ведения сельского хозяйства. По этой причине представители общин шли работать в банковское дело, становились врачами и музыкантами, открывали торговые предприятия.

Именно в этих «чертах оседлости» и формировался образ «местечкового еврея», который впоследствии использовался классиками отечественной литературы.

Как евреи себя сохраняли

На формирование этого образа влияло не всегда дружелюбное отношение со стороны соседей-неевреев, что вынуждало членов общины держаться вместе. По этой же причине в общинах сохранялось желание сохранить себя.

— В еврейских общинах на протяжении тысячи лет сохранялись механизмы, которые позволяли евреям оставаться евреями. Чем была вызвана обособленность? Это результат многовековых гонений и необходимость собираться в мобильные и компактные образования. Задача была не раствориться, не рассеяться среди других народов. Основой этих механизмов служила Тора с ее 613 обязательными предписаниями для евреев. Например, обязательно нужно было научить детей. Ребенок с 4 лет должен был учиться читать по свитку Торы. В местечках поэтому открывались школы. Чтобы община сохранялась, нужна благотворительность, и это тоже идет из Торы, — рассказала директор «Меноры» Ирина Гуткина.

Свиток Торы (автор фото: Сергей Беляев)

Наряду со школами открывались синагоги и молельные дома, организовывались свои кладбища. Вся жизнь человека от рождения до смерти поддерживается общиной.

— Ученые говорят, что, по логике, евреев давно уже не должно было существовать, — добавляет председатель правления «Меноры» Юрий Кисельгоф. — Ведь нет единой культуры, единого языка. Не было и государства. Для сравнения, в Париже нет русской диаспоры из тех, кто бежал туда после революции. Она растворилась. А с евреями такого плавильного котла не получилось.

Юрий Кисельгоф

По словам Климовой, правительство Российской империи долгое время пыталось решить «еврейский вопрос» через ассимиляцию этого народа с русским населением. В армии евреев-рекрутов пытались насильственно обращать в православие, на «гражданке» иудеям платили премии за отказ от своей веры.

— Но если солдаты-евреи сохраняли верность своему народу и своей религии, командирам предписывалось предоставить им казенные помещения для молитвы под «наблюдением человека избранного ими для исправления должности раввина», — говорит Климова.

Как евреи появились в Екатеринбурге и чем занимались

В Екатеринбурге основу для диаспоры положили присланные сюда в самом начале 19 века солдаты-кантонисты (евреи, которых принудительно взяли на военную службу). Со временем евреи организовали в городе скупку драгоценных металлов на горных заводах, что не понравилось Александру I, который заметил это во время своего визита в город в 1824 году.

— Император распорядился издать секретное предписание «чтобы евреи отнюдь не были терпимы как на казенных или частных заводах в горном ведомстве состоящих, равно и в Екатеринбурге, ни проездом, ни жительством. После того как на Урале начали в огромных количествах добывать рассыпное золото, воровали и торговали им все, кто только умел ходить и разговаривать. Целые народности (башкиры, тептяри) жили за счет криминального бизнеса, не обошлось здесь и без евреев, — рассказывает Юлия Климова.

После вступления на престол Александра II в 1855 году, для евреев наступила своеобразная «оттепель». В правление царя за «чертой оседлости» разрешили жить купцам и евреям-ученым. С 1880 года из границ освободили евреев, которые работали на промышленных предприятиях.

К концу 19 века евреи развили в Екатеринбурге бурную предпринимательскую деятельность. В городе насчитывалось 30 евреев, которые владели домами и торгово-промышленными предприятиями. Также они составляли часть местной интеллигенции. Например, инженер Лев Кроль в 1906 году стал депутатом гордумы.

Старая синагога на еврейской части большого немецко-еврейского кладбища (ныне парк Блюхера) Екатеринбурга. 
Фото: Н.Боченина, 1980-е годы

Черты оседлости в Екатеринбурге

Точно не известно, были ли в Екатеринбурге четко обозначены «черты оседлости» для проживания евреев. Коренные екатеринбуржцы вспоминают, что с начала 20 века в городе сохранялись места компактного проживания. Формировались они или вокруг синагог или рядом с молельными домами.

В начале 50-х годов 19 века в городе появляются молитвенная школа и еврейское кладбище. Где располагалось первое помещение для отправления богослужения, до настоящего времени не установлено. Известно, что для этих целей за счет казны евреям наняли частный дом на левой стороне по течению Исети.

— Моя прабабушка жила в Екатеринбурге еще с конца 19 века, — вспоминает Наталья Волкова. — Жили все семьями на улице Тургенева. Там тогда еще были старенькие деревянные дома. И дружили семьями, праздники отмечали вместе. На Песах (центральный иудейский праздник. — Прим. ред.) ходили друг к другу в гости.

Наталья Волкова

Как евреи из десятков разрослись в тысячи

До февральской революции в 1917 году в уральской столице проживали более 1 тысячи евреев. Вся первая половина 20 века в Екатеринбурге с 1918 года примечательна быстрым приростом еврейского населения в городе. Условно этот процесс можно разделить на три этапа.

Первая волна еврейской миграции прошла в Первую мировую войну, когда с украинских областей Российской империи потянулись в эвакуацию семьи.

Вторая волна пошла уже в период гражданской войны. Сразу после свержения Николая II Временное правительство полностью ликвидировало «черту оседлости», что придало миграции евреев хаотичный характер. Екатеринбург, судя по миграционным потокам, оказался одним из привлекательных городов, где евреи могли начать новую жизнь.

— Все мои прапрабабушки и прапрадедушки до гражданской войны жили в Полоцке в «черте оседлости», — рассказал НАШЕЙ врач-анестезиолог Дмитрий Левит. — После того как Красная Армия заняла Екатеринбург, одни мои предки рванули из местечек в современную жизнь – интегрироваться – и позвали с собой друзей. Так сюда переехали семьи Левита и Свердлова. На этом моменте еврейские традиции и закончились, по большому счету. Но все понимали, кто они, и не чурались своего происхождения и за «жидовскую морду» били. Но уже ничего не соблюдали.

Дмитрий Левит (врач-анестезиолог)

Юлия Климова вспоминает, что ее родственники со стороны мамы бежали из Прибалтики на Урал от гражданской войны. Сначала прабабушка Юлии поселилась в Пермском крае. Здесь она узнала о молодом безногом инвалиде Лазаре, живущем в Екатеринбурге. Лазарь потерял ногу во время гражданской войны.

— Старший брат Лазаря был дамским мастером по костюмам в Театре музкомедии, сам Лазарь шил в основном мужские костюмы, в основном без лекал – по меркам. Бабушка Поля приехала к нему с подушкой и двумя платьями. Да так и осталась. Поначалу она ухаживала за слепой больной свекровью, помогала по хозяйству. Жили все вместе – старший брат, Лазарь и Поля, мать и двое младших, брат и сестра, на улице Гоголя (в 60-е годы его снесли), — рассказала Юлия.

Советская власть напитала Екатеринбург евреями

В последующем в годы индустриализации и больших строек в уральскую столицу продолжали прибывать евреи в составе образованной интеллигенции — инженеров и архитекторов. Так, в Свердловск в 30-е годы попал Моисей Рейшер — автор «Белой башни» на Уралмаше.

«Белая башня»

С апреля 1936 года на «Уралмашзавод» поступил работать известный инженер и конструктор Иосиф Миценгендлер. Под его руководством на предприятии проектировали все — «от АЭС до всякой дребедени», как выражался сам инженер.

Наконец, третья крупная волна еврейской миграции произошла в годы Великой Отечественной войны.

— В результате эвакуации здесь оказался большой процент интеллигенции – научной или технической. Здесь кроме металлургической была и атомная промышленность. Это требовало высокого процента научно-технической интеллигенции. Исторически сложилось, что евреи здесь были большой составной частью, — отметил Кисельгоф.

Его слова подтверждают в топонимике города. Так, здание на улице Шейнкмана, 19, в городе прозвали «Еврейским домом» из-за большой доли интеллигенции среди жильцов.

Еврейский дом (источник: портал 1723.ru)

Нам запрещено было быть евреями

Как видно из рассказов НАШИХ собеседников, евреи постепенно начали порывать со своими традициями еще в годы гражданской войны. Но в то время это было еще добровольным отречением. С начала «сталинской» эпохи начинается, по словам Кисельгофа, «государственный антисемитизм».

— Не только евреев не любили в этот период. Не любили многих. Нам запрещено было быть евреями, говорить о своей национальности открыто. Я, например, когда заканчивал школу с золотой медалью, мне директор показал список институтов, куда мне поступать не стоит, потому что я, как мне сказали, не поступлю, — вспоминает Юрий Кисельгоф.

В советские годы, как следует из рассказов очевидцев, все прежние традиции стали негласными. Их смысл не объясняли.

— Алла Борисовна — первый директор «Меноры» вспоминает, как мама им заповедала хоронить ее в любой день, но не в субботу (шаббат — день покоя у иудеев. — Прим. ред.). Но не объяснялось почему. Эти традиции соблюдались в такой латентной скрытой форме, — говорит Ирина Гуткина.

Молельные дома продолжали посещать в основном представители старшего поколения. Юлия Климова вспоминает, что в 60-е годы ее дед Лазарь переехал жить на улицу Пальмиро Тольятти и очень переживал, что ему пришлось уехать на такое далекое расстояние от синагоги.

В еврейских семьях старались поддерживать традиции по мере сил. Некоторые сохранили обычай встречать религиозные праздники. Для большинства неизменным оставалась связь между семьями.

— Несмотря на советское время, обязательно удавалось держать традицию встречи Песаха. Когда в молодости, я еще была комсомолкой, меня посылали в молельный дом на ВИЗе, и там старые евреи читали молитвы. В праздники мы собирались и пели «Тум-балалайк» (песня из еврейского фольклора. — Прим. ред.). Мама у меня хорошо понимала идиш, на отце был сбор гостей. После его смерти я начала собирать всех, — рассказала Наталья Волкова.

Тарелка для встречи Песаха

Страх быть евреем засел на ментальном уровне

По словам Ирины Гуткиной, последствия советского времени очень сильно отразились на менталитете всех российских евреев. Даже после начала «перестройки» и в последующие 90-е годы, когда каждая национальность могла в открытую заявить о себе, бабушки и дедушки ругали внуков за открытое участие в жизни своих диаспор.

— Когда появилась возможность в 90-е годы каким-то образом проявить себя, самоидентифицировать, люди обрадовались. Они захотели понять свои традиции: почему они евреи и за что их не любят. Вместе с тем к нам приходят внуки, которым бабушки и дедушки запрещают быть евреями, поскольку им сильно досталось. Они боятся, что настроение общества к их внукам поменяется на отрицательное. Эта боязнь после войны и репрессий осталась до сих пор в ментальности. Это генетически засело очень глубоко, — отмечает директор «Меноры».

  • В следующем материале НАША подробно расскажет о современном еврейском обществе, традициях и попытается ответить на вопрос: что значит быть евреем в Екатеринбурге.
Сергей Беляев, 15.05.2017, 08:19
Тэги: Религия, История Екатеринбурга, Эксклюзив
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу «Нашей газеты»:

Нет комментариев к данной публикации

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

Сибирская язва Приостановка полетов в Египет Жизнь в городе Семья ИГИЛ Тест Катастрофа Знаменитости Голодовка в колонии ЖКХ Заместитель главы школы Олимпийского резерва - педофил? Новости России Дорожные воины Самолет Минобороны упал в Якутии Парковки Транспортная реформа Экономия Рецензия Религия Ту 154 Медицина Шоу-бизнес Обрушение крыши на Калинина История успеха ВУЗ Хэллоуин-2015 Взятки Горячее Спорт Пусть говорят Крушение самолета под Ростовом Корь Животные Коллекторы Приговор Лошагину Образование 9 мая Слухи Транспорт В Екатеринбурге -40 градусов Культура Мотоциклы Баскетбол Необычное Выставки ГИБДД Снос монастыря на Качканаре Кризис и санкции Храм святой Екатерины Погиб бейсджампер Ратмир Нагимьянов Интервью Авто Дело Пьянкова Школа Убийство Ирины Вахрушевой Новый год Смерть Репортаж Видео Мода Развлечения Мировые новости Биатлон Дороги Личное История Екатеринбурга Лайфхак Еда Суд Грипп Здоровье Производство Рейтинг Расстрел на Депутатской ЧМ-2018 Дом-2 Высокие технологии Пожар Отдых Розыск Ельцин-центр Ловец покемонов Строительство СМИ Туризм В Египте разбился самолет с российскими туристами Отношения Деньги Фото Самолет Волейбол Статистика Расписание Эксклюзив Грипп в Екатеринбурге Бизнес Убийство в Рахмангулово Искусство Горящие авто Отключение света Уралмаш, Эльмаш Гололед Афиша Военный репортаж Позитив Сотрудник ФСБ убил жену и ребенка Скандал с Новиковым Бэби-боксы Мультимедиа Политика Мужчины Война ритуальных агентств Психология Секс ДТП Погода Музыка Криминал Новости дня ЗАГС Скорая помощь Мистика Расстрел Недвижимость Новости Футбол Хоккей МЧС Общественный транспорт Опрос Дети Доска позора Скандалы Растения Истории 9 мая Кто заработал Экономика Красота Происшествия Екатеринбуржцы в разных странах Путин Взрыв Женщины Ошибки врачей Интернет Студенты Конкурсы
Учредитель ООО «Город 66». Директор: Кстенин Сергей Иванович. Редактор сайта: Татьяна Манакова
Редакция портала NGZT.ru
620014, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д.16, оф. 805, 809, 810. +7(343) 239-46-10, +7(343) 239-46-45, ng@ng66.ru
Предложить свою новость
Частные объявления
8-950-633-68-02, 8-982-669-71-89 – прием частных объявлений
Размещение рекламы в газете «Наша Газета» и на сайте NGZT.ru: +7(343) 239-43-16, +7(343) 239-64-40, +7(343) 239-61-40, +7(343) 239-43-15
Отдел службы распространения:
(343) 239-46-40, anistratov@ng66.ru
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.NGZT.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте NGZT.ru и его субдоменах. Возрастная категория сайта 16+
Новостной портал Екатеринбурга — NGZT.ru © 2009-2016
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2015
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru