Метеоритная пыль, пингвины и Гроховский вместо Путина: участник метеоритной экспедиции в Антарктиду рассказал о поездке

Фото: Сергей Демин
Журналист НАШЕЙ пообщалась с одним из участников метеоритной экспедиции Михаилом Ларионовым и узнала подробности масштабной поездки, которую университет готовил целых 30 лет.

Новости Екатеринбурга и Свердловской области - 21.01.2016

Шестеро ученых Уральского федерального университета 16 января вернулись в Екатеринбург из экспедиции в Антарктиду, где они провели более двух недель. С собой они привезли трофеи: два метеорита и часть камней, похожих на метеориты, которые им теперь предстоит тщательно изучить. Журналист НАШЕЙ пообщалась с одним из участников метеоритной экспедиции, доцентом физико-технологического института УрФУ Михаилом Ларионовым, и узнала подробности масштабной поездки, которую университет готовил целых 30 лет.

- Михаил, как долго вы готовились к этой экспедиции?

- Мы начали планировать все где-то за год. В первую очередь надо было решить вопрос с деньгами, поскольку эта экспедиция довольно затратная. Один только перелет от Кейптауна (Южная Африка) до Антарктиды стоит 6 000 евро в одну сторону на человека. Шесть человек – это уже шесть миллионов рублей на дорогу. К этому добавляются расходы на питание, на перелеты внутри Антарктиды. Основную часть расходов взял на себя Уральский федеральный университет.

- Мы заранее по Гугл-снимкам из Космоса наметили места, где есть голубой лед, в котором могут находиться камни – либо земная порода, либо метеориты. В день мы обычно километров по 20-25 проходили. Все это по льду. Там лежат миллиарды камней, среди которых нужно найти необычные, проверить их магнитом. Мы нашли два образца, которые точно являются метеоритами и набрали порядка 300 штук разных камней, претендующих на внеземное происхождение. Также мы взяли три блока голубого льда. Они, как и образцы, до апреля будут находиться на станции Новолазаревская.

- Главный вопрос: как добраться до Антарктиды?

- Сначала мы летели из Екатеринбурга до Москвы, оттуда до Дубая, затем до Кейптауна и уже оттуда спустя три дня вылетели в Антарктиду. По прилете попали в непогоду: когда самолет садился, горизонт сливался – просто белое молоко. Землю не видели. Сам пилот увидел посадочную полосу только в последний момент. Такая у нас была экстремальная посадка. Потом ждали два дня солнечной погоды на станции Новолазаревская, чтобы уже на маленьком самолете добраться до места поисков.

А в ЮАР был интересный полузапланированный отдых. Съездили на Мыс Доброй Надежды, искупались в двух океанах – Атлантическом и Индийском, - сходили на Столовую гору, гуляли по паркам.

- Что нужно взять с собой в отпуск в Антарктиду?

- На каждого человека вышло примерно по 50 килограммов. Это снаряжение – веревки, кошки (приспособление для хождения по льду. - Прим. ред.), карабины, системы, – продукты питания на 25 полевых дней, бензин, генератор, чтобы заряжать технику. Часть вещей отправили заранее на корабле «Академик Федоров» через Российскую антарктическую экспедицию, чтобы не переплачивать за багаж на гражданских рейсах.

- Какая погода была в Антарктиде?

- Минус 10 - минус 15. Но за счет полярного дня было довольно тепло. В один из дней, к примеру, солнце светило так и ярко и так грело, как у нас в апреле. Но когда дули ветра (до 15 метров в секунду), было холодно, приходилось надевать маску, капюшон и варежки.

- А чем вы там питались?

- У нас были две бензиновые горелки. Мы растапливали снег и получали воду. Завтракали молочными кашами. На обед ели протеиновые батончики, колбасу, сыр, сало, пили чай. А ужинали мясными кашами или картофельным пюре с сублимированным мясом.

А жили мы в одной палатке – так веселее, теплее и безопаснее.  С собой брали запасную, на всякий случай.

- Как происходил сам поиск образцов и сколько километров  вам приходилось проходить каждый день?

- Мы заранее по Гугл-снимкам из Космоса наметили места, где есть голубой лед, в котором могут находиться камни – либо земная порода, либо метеориты. В день мы обычно километров по 20-25 проходили. Все это по льду. Там лежат миллиарды камней, среди которых нужно найти необычные, проверить их магнитом. Мы нашли два образца, которые точно являются метеоритами, и набрали порядка 300 штук разных камней, претендующих на внеземное происхождение. Также мы взяли три блока голубого льда. Они, как и образцы, до апреля будут находиться на станции Новолазаревская.

Экспедиция в антарктиду, поездка ученых урфу в антарктиду, ученые урфу в антарктиду, состав экспедиции урфу в антарктиду, михаил ларионов урфу

- В чем состоит интерес ученых к голубому льду?

- Он для Петербургского института ядерной физики. Его будут исследовать на космическую пыль. Каждый день на Землю падает по 30 тонн вещества: крупные метеориты, средние и мелкие, которые сгорают. Вся пыль медленно падает на Землю. Есть шанс, что там обнаружат микрометеориты или нанометеориты.

- Какие виды метеоритов есть в Антарктиде?

- Основные три: железные, железокаменные и каменные. Последние из них наиболее древние. Они из тех времен, когда в Солнечной системе еще ничего не было кроме мелких метеоритов и астероидов. Бывает, что крупные метеориты попадают в Луну или Марс, выдирает часть грунта, который потом путешествует в Космосе и за счет притяжения падают на Землю. Есть шанс, что нам попадется часть марсианских или лунных метеоритов, потому что в Антарктиде их уже находили.

- Насколько я знаю, лично вы были в составе группы ученых УрФУ, которые отправились на озеро Чебаркуль сразу после падения Челябинского метеорита и стали первыми, кто смог его характеризовать… Тот метеорит тоже назвали каменным хондритом. Есть какая-то связь между этими двумя опытами?

-  Эти две экспедиции связаны. Когда упал Челябинский метеорит, то мы в первый же день по записям с видеорегистраторов, которые очевидцы выкладывали в «ВКонтакте», с помощью Гугл-карт определили траекторию его падения. Карты показали район озера Чебаркуль. Потом в озере нашли полынью. Приехав на место, мы увидели, что вокруг лежали маленькие кусочки, выплеснутые волной. Я посмотрел их. Вижу: кора плавления, серый цвет. Звоню Гроховскому, говорю: «Это каменный метеорит!». Потом обломки этого метеорита начали находить по всему следу его падения. Тогда ученые УрФУ смогли заявить о себе. И, возможно, глядя на этот опыт, университет профинансировал поездку в Антарктиду.

- Вы отмечали Новый год в Антарктиде, в палатке, и вместо поздравления президента смотрели речь Виктора Гроховского. Как это было?

- Да, в Новый год мы смотрели «Иронию судьбы» на ноутбуке. И по традиции друзья подготовили нам в поездку коробочку, подписав на ней: «Открыть на Новый год». Там были флешка, письмо и угощения. На флешке был видеоролик, где родные и друзья поздравляли нас с Новым годом. На видео звучал бой курантов, появился Путин. Потом «Путина зачеркнули» и появился Гроховский. Он и поздравил нас с праздником. Такие шутки хорошо помогали разрядить напряженность.

- Во время поездки ваша группа назвала себя пингвинами Гроховского. Почему?

- Перед отъездом в УрФУ нам подарили футболки с нарисованными на них пингвинами. Мы все ходили в них по Кейптауну. Там есть африканские пингвины, императорские… Мы думаем: а мы какие пингвины? Так пингвины Гроховского! Еще перед отъездом девушка из университета связала и подарила нам игрушечного пингвина. Она сказала: «Вот вам еще член команды, пусть он будет везде с вами». И мы брали его с собой при восхождении на вершины. Он жил с нами в палатке. А ночевал пингвин у Руслана в варежке.

- А живых пингвинов в Антарктиде видели?

- Новолазаревская находится поближе к океану и там теплее. Иногда заходят пингвины. Правда, во время экспедиции пингвин заходил за час до нашего приезда, и увидеть его мы не успели. Зато купались рядом с ними в Кейптауне в Южной Африке. Там пингвины ходят прямо по пляжу.

- Что было самым сложным за время экспедиции?

- Когда была сильная пурга, мы сидели несколько дней в палатке. Было проблематично даже из нее выйти. Она трещала, болталась, раздавались хлопки. Были мысли, что при следующем хлопке она может порваться. Это психологическое ожидание было тяжелым. Еще я с трудом представляю, как полярники живут там по 1,5 года. Это же замкнутый коллектив из 30 человек. Надо быть психологически очень устойчивыми.

• Антарктическая метеоритная экспедиция УрФУ — первый в истории современной России научный проект по поиску метеоритного вещества на самом южном континенте, ставший возможным благодаря участию вуза в Проекте 5-100. Идея научного проекта принадлежит профессору УрФУ Виктору Гроховскому.

Ученые УрФУ вернулись из экспедиции в Антарктиду