Образовательная реабилитация: Как хорошо сдать ЕГЭ и не перегореть

09:00, 31.03.2016
Образовательная реабилитация: Как хорошо сдать ЕГЭ и не перегореть

Фото:

Пришла весна, и близятся школьные диагностические испытания. В частности, ОГЭ и ЕГЭ, вносящие сумятицу в умы детей и особенно взрослых. Для кого-то из детей эти испытания наступят через год, но сумятица уже присутствует. Чем можно помочь «пострадавшим»?

Дело в том, что тестовый характер ОГЭ, ЕГЭ и ряда других испытаний выработал в ученической среде стратегию угадывания ответа без решения предложенных задач.

Преподаватели, готовящие детей к этим испытаниям, не могут предложить устойчивого универсального подхода к решению любых задач, предусмотренного Образовательным стандартом (ФГОС). И у детей, практически у всех, формируется раздвоение линий «предметного образования» и «сдачи ЕГЭ (ОГЭ)». С одной стороны, это блокирует реальную образовательную деятельность и формирует у детей клиповое мышление. При этом у них в головах присутствует множество разрозненных фрагментов без возможности установления связей между ними. Следовательно, даже без возможности вспомнить эти фрагменты при необходимости. Так уж устроены мышление и память человека.

Так что, с другой стороны, упомянутое раздвоение приводит к неудачным результатам диагностических испытаний.

Что делать детям и с детьми в подобных случаях?

Во-первых, необходимо дать детям возможность «узнавания» фрагментов и осознанного вызова их из памяти. Для этого у детей, в соответствии с требованиями ФГОС (не выполняемыми в школе) должны быть созданы умения и навыки формирования четкого понятийного аппарата. То есть созданы умения и навыки словесной передачи сущности того или иного фрагмента, хранящегося в памяти или узнаваемого в образовании. Для достижения нужного результата мотивированным учащимся (еще лучше – вместе с мотивированным родителем) в условиях Центра комплексной реабилитации нужно от шести до восьми часов занятий (3-4 занятия).

Во-вторых, все задачи, в том числе задачи диагностических работ, осознанно решаются на основании законов, то есть причинно-следственных связей. Понимание законов и готовность к их применению предусмотрены ФГОС. В школьной практике это отсутствует, и учащиеся не знают законов и не умеют ими пользоваться. Это делает невозможным беспроигрышное выполнение диагностических заданий. Выход: заинтересованных в успехе учащихся можно за 3-4 занятия в Центре обучить самостоятельному установлению законов, предусмотренных программой и описанных в учебниках. Это должно привести к усвоению, запоминанию и осознанному применению законов в процессе решения задач.

В-третьих, все задачи по всем направлениям науки и образовательного процесса, то есть по всем предметам школьной программы, решаются, согласно ФГОС, на основе единого подхода, единой последовательности действий. То есть на основе единого алгоритма. Для математики, физики, русского языка, информатики, географии… И даже физической культуры. Этому подходу в Центре можно обучить за те же 3 занятия (6 часов).

Таким образом, в среднем за 10 занятий (20 часов) учащимся можно передать интеллектуальные инструменты осознанного подхода к усвоению материала образовательных предметов и, следовательно, к осознанным действиям в ходе контрольных мероприятий, включая ОГЭ и ЕГЭ. Фактически это означает «поставить» учащимся предусмотренную ФГОС программу инструментального обеспечения интеллектуальной (в первую очередь – образовательной) деятельности. Постановка подхода предусматривает его постоянное использование в практической образовательной деятельности, что могут контролировать родители, участвовавшие в занятиях с их детьми в Центре и потому понимающие существо и способ действия полученного этими детьми инструментария, о необходимости которого говорит ФГОС.

Что касается ОГЭ и ЕГЭ, можно предположить следующее. Отмена тестового диагностического подхода по совокупности причин вряд ли состоится. Однако жизнь заставляет совершенствовать эту систему, хоть как-то приближая ее к здравому смыслу. И одно из усовершенствований касается и будет касаться предъявления не только ответов на вопросы тестов, но и развернутых решений, на которых основаны эти ответы. В настоящее время испытуемым рекомендуется прилагать к ответам на вопросы теста так называемые «черновики» решения. В ближайшем будущем, по-видимому, такое приложение станет обязательным, чтобы не поощрять угадывание ответов. Более того: возможно, качество этих прилагаемых решений будет оцениваться. Иной ход развития событий представляется маловероятным, поскольку качество образования на всех уровнях и этапах пока продолжает ухудшаться.

Итак, при разумном подходе к оценке качества образования и существующих методах такой оценки грамотное изложение самого решения предлагаемых контрольных задач может стать решающим фактором. Школа, увы, к этому не готовит. А нашим детям готовиться надо. Взрослая жизнь еще далеко, а весна – близится.

Научный консультант АНО «Уральский Центр комплексной реабилитации»,
профессор доктор физико-математических наук
Александр Александрович Фролов.

 

 

Как преодолеть страх перед экзаменами?

Решить свою проблему со страхами перед экзаменами возможно на психологическом тренинге.

Мы разберемся, каковы причины страхов, где они «живут», как страх связан с родителями и школой, научимся думать про страх без страха, попробуем новые способы подготовки к экзамену.

Тренинг проводит Рогачева Татьяна Владимировна, доктор психологических наук, сертифицированный Гештальт-психолог, директор Уральского центра комплексной реабилитации.

Тренинг состоится 23 апреля (суббота) с 11.00 в Уральском центре комплексной реабилитации (ул. 8 марта, 194). Стоимость – 500 рублей.

 

Записаться на тренинг вы можете по ссылке, на нашем сайте www.ural-ckr.ru, или по телефону 380-25-70

Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать