«Что такое несчастье?»: рецензия на фильм «Нелюбовь»

10:00, 05.06.2017
«Что такое несчастье?»: рецензия на фильм «Нелюбовь»

Фото: Кинопоиск

Тем, кто дорожит своими близкими, посвящается.

Наша жизнь – это драма. Каждый из нас сталкивается с проблемами в жизни, будь то конфликты с начальством или семейные ссоры. Не бывает абсолютно счастливых людей, как и семей. А даже если и есть – разве они действительно счастливы, если взглянуть на них со стороны?
 
 
Такую картину нам рисует фильм «Нелюбовь». Главные герои, Женя и Борис, – семья, которая почти развелась. У них уже появились собственные семьи, однако остался общий ребенок – Алеша. Он страдает из-за непонимания родителей, тревоги за свое будущее и сбегает из дома. И вот родители уже спешат к полиции и поисково-спасательным отрядам, чтобы найти «бегунка». Смогут ли они найти сына, а в течение розыска пропавшего еще и помириться? Загадка, на которую отвечает конец фильма.
 
 
Прежде всего стоит отметить непревзойденный стиль Андрея Звягинцева, который позволяет окунуться в фильм по-настоящему, поставить себя на место каждого из героев и буквально прожить их судьбы. Каждый из них прописан, у него вполне понятная мотивация и поступки. В отличие от «Левиафана», здесь история (кроме того что перенеслась из глубинки в город) более бытовая – мы знакомимся с одним примером несчастливой семьи и пытаемся решить проблему вместе с героями. Примечательно, что действие происходит в период между 2012 годом, когда майя обещали конец света, и 2015 годом, когда боевые действия в Украине достигли своего пика (эти события упоминаются в фильме). Совпадение? Не думаю.
 
 
Как и в любом фильме Звягинцева, здесь присутствует определенный символизм. В этой картине таится множество смыслов (помимо основной нити истории), из-за чего пересматривать ее хочется снова и снова. Даже в простом броске ребенка в манеж автор усматривает важный контекст - это подчеркнуто даже звуком.
 
Каждый герой стремится найти собственное счастье, но, как известно, всеми людьми движет эгоизм и неприятие окружающих. Даже в любви такое есть. Наша задача, по мнению режиссера, – не стремиться к распрям, ссорам и уж тем более к разводам. Мы должны слушать и понимать своих родных и близких, говорить с ними, иначе все произойдет точно так, как в фильме.
 
 
У многих людей (в частности, такие есть и в редакции НАШЕЙ) возникает вопрос – зачем снимать фильмы о жизни? Зачем нам смотреть на чужие проблемы, если и своих хватает? Зачем нам правда, если киноискусство создано, чтобы уводить зрителей в свой мир, далекий от существующего, погрузить нас в историю, которой не может быть в реальности? Постараюсь ответить на эти вопросы.
 
Во-первых, у искусства есть определенная цель – вызвать какие-то эмоции в человеке. Если человек плачет или смеется, глядя на фотографию или портрет, и решает изменить свою жизнь благодаря им – значит, они выполнили свою цель. Так же и с кино. Любой сюжет, даже максимально приближенный к реальности, должен поставить человека перед выбором – а делаю ли я все правильно? Может, та правда, которую показывает мне фильм, меня не коснется? Фильм дает почву для размышлений, одновременно притягивая к себе внимание и вызывая положительные или отрицательные эмоции.
 
Во-вторых, сам фильм о жизни не является жизнью во всей своей красе. Зрителю дают лишь ее маленький фрагмент, который им предстоит пережить вместе с героями во время сеанса. Не стоит воспринимать это как обучающий трактат, которому нужно следовать дословно.
 
 
Ну и, наконец, третье (как для меня, так это самое важное). Мне, как человеку еще несемейному, еще предстоит узнать, что такое семейные ссоры и конфликты (надеюсь, до развода не дойдет). Поэтому для меня это бесценный опыт – взглянуть на жизнь со стороны, посмотреть, как живут остальные. Ведь мы все проживаем одну жизнь, когда вокруг их бесчисленное множество. Мы делимся опытом, потому что мы многого не знаем. Мы передаем знания из поколения в поколение, учим, воспитываем детей, других людей. Такие фильмы нужны, так как они дают знание, учат, воспитывают. А когда ты смотришь на реальность, ты уже не убегаешь – ты учишься у героев фильма.
 
 
Таким образом, «Нелюбовь» определенно достоин всех восторженных отзывов о нем. Это отличная социальная драма о любви, отношениях внутри семьи, потере родного человека и его поиске. Стоит надеяться, что этот жанр не вымрет и будет чему-то учить людей.
 
Ставлю фильму 9 из 10. Гран-при Каннского кинофестиваля вполне заслуженно.
  • Рецензию на фильм «Чудо-женщина» читайте тут.
Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать