Высокохудожественная тоска: рецензия на фильм «Дама Пик»

13:15, 20.11.2016
Высокохудожественная тоска: рецензия на фильм «Дама Пик»

Фото:

В Екатеринбурге показали новый фильм Павла Лунгина.

В провинциальных городах такие фильмы показывать не стоит, потому что у любого обывателя на протяжении всей картины в голове крутится одна мысль: «Они там в своей Москве совсем с ума посходили!»

Действительно, вменяемых характеров в «Даме Пик» практически нет, как нет их и в оригинальной поэме Пушкина или опере Чайковского. Это сплошь измученные люди с кучами комплексов и заморочек, из-за чего фильм воспринимается исключительно в ключе «богатые тоже плачут».

В Москву после долгого отсутствия возвращается оперная дива София Майер (Ксения Раппопорт). Возвращается она чуть ли не на личном железнодорожном составе и личном роллс-ройсе. Все это ей нужно для того, чтобы поставить в столице оперу – «Пиковую даму».

В Москве помимо множества любящих поклонников и одного богатого поклонника (кстати, он очень похож на побритого Джигурду) ее ждет племянница Лиза (Мария Курденевич). Лиза тетушку всем сердцем ненавидит (так получилось), зато ее молодой человек – Андрей (Иван Янковский) – от Софии Майер в полнейшем восторге, и даже влюблен с малых лет.

Более того, Андрей твердо убежден, что именно он должен играть Германа. Почему – да кто его разберет! Вот он просто так решил, и готов забрызгать слюной каждого, кто посмеет возразить.

И чтобы убедить Софию, что он – тот самый, Иван решает целиком и полностью превратиться в Германа. А лучший способ для этого – выиграть очень много денег в подпольном казино.

Если вам кажется, что все это вы уже где-то видели, то это неспроста. «Дама Пик» – это практически точное переложение «Черного лебедя» Даррена Аронофски, причем некоторые фишки процитированы практически с ювелирной точностью.

Да и в целом: здесь та же самая история помешательства, безумия и довольно печального конца. Андрей в точности повторит судьбу Германа – как на сцене, так и в жизни, как и все остальные повторят судьбы своих прообразов из пушкинской поэмы.

Критики говорят, что в фильме очень много Павла Лунгина, но гораздо больше в фильме Федора Бондарчука. Собственно, борьба этих двух начал и составляет главную антитезу фильма и чувствуется едва ли не в каждом кадре. И если режиссер Лунгин изо всех сил старается заглянуть вглубь человеческой природы, раскрыть страсти, то Бондарчук активно «засоряет эфир» гламурными черными «Ягуарами», подпольными казино, пачками баксов и фешенебельными подмосковными поместьями. Что печально, Бондарчук побеждает.

Сюжет картины предсказуем до зубовного скрежета: во-первых, начинается он с конца, так что всем сразу известно, чем все закончится, а во-вторых, сюжет «Пиковой дамы» и так известен всем школьникам России, и Лунгину при всей его гениальности и понимании людских страстей, все равно не удается выдать свежее прочтение классической истории.

На актерских работах, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Основную «погоду» в фильме, конечно, делает Ксения Раппопорт, которая одинаково великолепна и в образе взбалмошной, но гениальной оперной певицы, и в образе старой графини на сцене театра.

Она «подавляет и восхищает», плетет интриги и ломает жизни людей, шагает по трупам просто потому, что ей так нравится, и невозможно понять, где она честна и где притворяется. Иногда героиня начинает вести себя совершенно нелогично, но в конце все равно раскрывает главную интригу.

Остальные на фоне Раппопорт выглядят гораздо бесцветней. Прежде всего, конечно, Иван Янковский, чей герой весь фильм либо пьет и психует, либо ходит со страшно выпученными глазами и на всех орет матом. У него есть довольно нелепая история обретения фантастического голоса, но нормально им воспользоваться он все равно не может.

Мария Курденевич тоже очень старается, и ее героиня выглядит вполне естественно. Но она Лиза и этим все сказано: типичная игрушка для сильных и жертва обстоятельств, которая не в силах противостоять ни слетевшему с катушек молодому человеку, ни совершенно отмороженной тетушке Софии. И в конечном итоге, именно в эту Софию она и начинает превращаться.

Что имеем на выходе? От Лунгина как-то ждешь большего, и поэтому фильм слегка разочаровывает: эмоциональный надрыв героев часто оказывается неумелой истерикой, глубокомысленные монологи – пшиком, а мотивация вообще остается за гранью нормального понимания.

В целом модернизация «Пиковой дамы» стоит большего, а здесь зритель ощущает себя на заднем сиденье роскошного роллс-ройса: смотрится круто, но никуда не едет.

6 баллов из 10. Могло быть лучше.

Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать