«Такой не утонет»: Рецензия на фильм «Ледокол»

17:14, 21.10.2016
«Такой не утонет»: Рецензия на фильм «Ледокол»

Фото:

Главная идея фильма: люди у нас хорошие, а начальство – не очень.

У всех российских фильмов-катастроф есть одно главное отличие от американских: сильный упор на психологизм и довольно вторичное отношение к спецэффектам. То есть сама катастрофа остается на заднем плане или вообще за кадром, а зритель всю дорогу любуется страданиями героев. Я это называю «синдромом Экипажа», ибо успех первого советского фильма-катастрофы как раз и задал тренд, из которого мы никак вылезти не можем.

Где-то на Южном полюсе советский ледокол бороздит бескрайние ледовые просторы. На пути у него встает айсберг, с которым происходит небольшая стычка, которая предсказуемо заканчивается в пользу айсберга.

Ледоколом командует капитан Петров (Петр Федоров). Он молод, принципиален и бородат, в общем, герой строго положительный. У него есть старпом – тоже молодой, но уже беспринципный и гладко выбритый. В общем, расклад понятен уже с первых кадров.

И после несправедливого проигрыша айсбергу бородатого капитана смещают с должности, а на замену ему присылают другого, а ледокол, тем временем, попадает в ледовый плен.

Собственно весь фильм и посвящен вызволению корабля изо льдов, а также напряженной психологической борьбе на борту, которая сопровождается еще и мало заметной закулисной борьбой в разнообразных ведомствах Советского Союза.

Авторы усиленно подчеркивают тот факт, что фильм основан на реальных событиях, но со стороны это выглядит как оправдание довольно примитивной сюжетной линии.

При практически нулевой интриге картина все же наполнена определенным символизмом, что придает ей некую притчевость.

Ледокол, плывущий не пойми куда и застрявший во льдах с разношерстной командой на борту, готовой уже поубивать друг друга – чем вам не аллегория разваливающейся страны? На спасение к нему, кстати, приходит ледокол «Новороссийск», то есть «Новая Россия». А айсберг – то ли по задумке авторов, то ли просто так получилось у специалистов по спецэффектам – выглядит как мифический герой и появляется по-настоящему только в самом начале фильма и уже в развязке.

Даже пересечению экватора в финале картины постарались предать определенный символизм.

Обратная сторона такого «символического» замысла заключается в том, что функции всех героев строго распределены, и это лишает их всякой индивидуальности. Даже главные антагонисты: капитаны Петров и Севченко выглядят совершенно картонными. Первый весь фильм ходит с сурово сдвинутыми бровями и борется за права экипажа, а второй полчиняется приказам свыше и устраивает на ледоколе небольшой концлагерь.

Что касается персонажей «на большой земле», то тут все действие крутится вокруг капитанских жен: одна (Анна Михалкова) собирается рожать, а вторая (Ольга Филимонова) – разводиться с Петровым, которого то ли слишком любит, то ли слишком ненавидит.  Зачем нужны были эти сюжетные линии – не понятно. Разве что, как-то порадовать женскую часть зала, потому что на основной сюжет они не влияют вообще никак. Да и линия героини Михалковой в принципе является  автономной.

Кроме того, фильм щедро разбавлен советскими реалиями середины 80-х: перестройка, «Кино», Сева Новгородцев, контрабанда и прочие приметы времени. У зрителей за 40 это, возможно, и вызовет какую-то щемящую ностальгию, но большинство просто не поймет.

Из всего актерского состава выделялся, разве что, Александр Паль, сыгравший пилота-неформала. На фоне, а точнее – на плоскости других персонажей он выглядел ярким пятном, и его появление вызывало явное оживление в зале. Вся остальная команда мало отличалась от массовки.

Про спецэффекты тоже много не рассказать. Собственно, единственный спецэффект – это не очень реалистичный айсберг. 

Отдельно стоит похвалить авторов диалогов, которые выдали не только отличные реплики, но и весьма уместные шутки, которые придавали персонажам хоть какой-то объем. Музыка в фильме – а иногда это были целые музыкальные номера – тоже удалась и явно украшает фильм.

6 баллов из 10. 

Благодарим за просмотр кинотеатр "Синема-Парк"

Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

Комментировать