Новостной портал "Город Екатеринбург"
29 мая, Екатеринбург 9.8°
Курс ЦБ 88.44 96.24
Главные новости

"Не говорите плохо про школу при ребенке": советы родителям от "Учителя года – 2019" в Екатеринбурге

В уральской столице выбрали "Учителя года". В этом году в конкурсе участвовали 23 педагога, лучшим стала учитель начальных классов гимназии №45 Мария Карпова. В интервью НАШЕЙ она рассказала, что с раннего детства ее окружали "настоящие" учителя, которые на личном примере показывали, что учитель – благородная профессия. Весь трудовой путь ее мамы связан со школой, крестная также была учителем, подруги мамы. Конечно, когда встал вопрос выбора профессии – долго думать не пришлось. Мария окончила педагогический университет и уже 9 лет работает учителем.

"Важно не отбить желание учиться"

– Что самое приятное в работе учителя?

– Я работаю с детьми самого, на мой взгляд, милого возраста. Быть учителем начальных классов – это, значит, в душе самой оставаться немножко ребенком: часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся. Очень люблю маленьких детей. Быстро нахожу с ними общий язык. Когда была ребенком и приходилось бывать в кругу детей меньшего возраста, окружающие меня взрослые всегда отмечали тот факт, что маленькие дети тянутся ко мне и им нравится со мной проводить время. Я люблю свою работу за то, что она подразумевает разностороннюю деятельность. Работая с детьми, я и танцую, и пою, и рисую, я и врач, и актер, и экскурсовод. Можно долго перечислять… Рада, что работаю именно в гимназии №45. Там прекрасная атмосфера, потому что замечательный коллектив.

– А хотелось бы что-то изменить?

– Много времени отнимает бесконечная проверка тетрадей. Часто задаюсь вопросом: "Почему до сих пор не придумали, как в этом направлении облегчить труд учителя?" Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы наша тяжелая работа оценивалась по достоинству в финансовом отношении.

– Как оцениваете школьную программу в начальных классах?

– На мой взгляд, она слишком насыщенная. Исключила бы некоторые темы, которые возможно перенести для изучения на следующей ступени обучения. Хотелось бы, чтобы появился отдельный предмет "ОБЖ", изучение которого очень важно уже на уровне начального образования, особенно учитывая современные условия.

– У вас в начальных классах пятидневка?

– Да, начальная школа в моей гимназии учится 5 дней в неделю, а с 5 по 11 класс – шестидневка. Представляю, как тяжело учиться 6 дней в неделю. Мне кажется, за один выходной день организм не успевает отдохнуть и восстановиться. Не могу дать однозначный ответ по поводу повсеместного введения пятидневки. В начальной школе недельную нагрузку удается распределить на 5 дней, но ведь в 5-11 классах она увеличивается. И если ее придется "уместить" в пять дней вместо шести, то как это будет сказываться на продолжительности учебного дня и вместе с тем на состоянии школьника, пока представляется большой проблемой.

– Как найти подход к первоклашкам? Со всеми удается найти общий язык?

– Здесь главное дать понять ребенку, что учиться – это увлекательно и интересно. Ведь именно в 1 классе важно не отнять у ребенка желание учиться. Мне не приходилось пока сталкиваться с ситуацией, когда я не могла найти с ребенком общий язык. Даже с первоклассником. Стараюсь в любом ребенке разглядеть что-то хорошее, сделать акцент именно на этом. Это помогает выстроить взаимоотношения с учеником.

– А с родителями?

– Мне везет с родителями моих учеников. Не припоминаю, чтобы возникали какие-либо недопонимания. Я человек неконфликтный. Всегда отношусь к людям с пониманием и, если возникает необходимость, стараюсь оказать помощь в вопросах обучения и воспитания. Мне кажется, учитель – этот тот человек, который просто обязан найти общий язык с любым представителем общества.

– Насколько подготовленными приходят в школу первоклашки?

– Дети приходят разные. Практически все умеют читать и считать в пределах 10. Современных первоклассников, да и вообще, детей, отличает обширная информированность практически по любым вопросам. Их все труднее становится удивить. К сожалению, современные дети в большинстве своем перестали играть в коллективные "дворовые" игры. Их заменили гаджеты. И как следствие – дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

– Какие советы можете дать родителям детей в "началке"? На что обращать внимание?

– Прежде всего, родители должны понимать, что они для своего ребенка являются примером для подражания. Манеру поведения, общения ребенок, в первую очередь, перенимает у них. Поэтому так важно проводить больше времени со своими детьми, занимаясь при этом полезными и интересными занятиями, быть заинтересованным в успешности своего ребенка. Ребенок никогда не заменит гаджет на книгу, если родители сами "пропадают" в них. Но нужно не забывать о том, что у ребенка должно быть детство, беззаботная и веселая пора. Поэтому необходимо правильно организовать режим дня, чтобы было время и на учебные дела, и на отдых. И главное – никогда не говорите плохо про школу при ребенке, тем более про учителя!

"Работать с детьми не перестану"

– Проверка тетрадей, внеклассные занятия, остается ли свободное время у учителя "для себя"?

– Свободного времени у меня немного. Я стараюсь проводить его со своей семьей. Люблю ходить по магазинам, рассматривая какие-нибудь интересные вещи, в кино, играть в настольные игры. Определенных увлечений у меня нет.

– "Учитель года" – это первый конкурс в котором приняли участие?

– Раньше участвовала в дистанционных интернет-конкурсах, но они не сравнятся по своему масштабу и результативности с подобными очными конкурсами. В первую очередь, конкурс помог мне преодолеть себя, поделиться свои опытом и поучиться многому у моих коллег. Кроме того, я увидела свои слабые стороны, то над чем нужно работать. Подобные конкурсы, на мой взгляд, позволяют учителю "выходить" за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе.

Вообще, ситуация конкурса – это всегда мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение. Очень тяжело в таком состоянии находиться достаточно продолжительное время. К тому же, приходится участие в конкурсе совмещать с основной работой. В течение почти трех месяцев я успела поделиться опытом своей работы по теме "Активизация познавательной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников", дать открытый урок в незнакомом классе, а также мастер-класс по теме "Эффективные способы запоминания словарных слов", поучаствовать в дискуссии на тему школьной оценки, ну и получить звание "Учителя года", чем очень горжусь. И хочу сказать, что тот колоссальный опыт и удовольствие от проделанной работы, которые я получила, участвуя в конкурсе, оправдывают все затраченные усилия. Надо сказать, что, если бы Татьяна Анатольевна (директор гимназии № 45) и Эльвира Ивановна (завуч) не заставили меня однажды поверить в свои силы, набраться решительности и принять участие в конкурсе, сама бы я никогда не приняла такого решения. На протяжении всего конкурса меня поддерживала моя семья, коллеги. Именно благодаря этому я дошла до финала и одержала победу.

– Школа – это ваше призвание и навсегда? Или не исключаете, что смените профессию?

– Я бы сказала, что учитель – это мое призвание. А вот школа, может, и нет. Даже если я когда-нибудь приму решение уйти из школы, то работать с детьми точно не перестану. Это мое. Я люблю свою работу.

Вступайте в НАШУ группу ВКонтакте, чтобы выигрывать призы и читать свежие новости!

Автор: Редакция

Новости партнеров