Чем был занят легендарный разведчик Николай Кузнецов в Свердловске

Чем был занят легендарный разведчик Николай Кузнецов в Свердловске

Герой Великой Отечественной Николай Кузнецов получил буквально культовый статус в Советском Союзе после публикации книги «Это было под Ровно», где излагались подвиги разведчика в тылу фашистов в составе партизанского отряда «Победитель». Написал роман командир этого отряда Дмитрий Медведев, так что считалось, что все события нам переданы из «первых рук».

Однако исследователи обнаружили немало белых пятен в истории Кузнецова, НАША решила узнать подробнее об этих пробелах.

Официальная биография

Родился Кузнецов в деревне Зырянка Талицкого района в 1911 году, окончил Талицкий лесной техникум, работал в Кудымкарском лесохозяйстве, в Свердловске на Уралмашзаводе и в Москве как… немецкий специалист Рудольф Шмидт.

Книга Медведева рассказывает о работе Кузнецова в оккупированной немцами Западной Украине, в городе Ровно, где он действовал как обер-лейтенант Пауль Зиберт. Благодаря совершенному знанию немецкого языка, в том числе и диалектов, и офицерским манерам, никто не заподозрил в нем агента.

Как разведчик, он сумел передать советскому командованию ценные сведения об операции «Цитадель», готовящейся битве под Курском, а также о возможном покушении на глав антигитлеровской коалиции в Тегеране. Кроме того, Кузнецов вместе с партизанами уничтожил часть немецкого командования в Ровно. Погиб разведчик во время боя с бандеровцами, подорвав себя гранатой.

Узнать подробнее об этих подвигах можно в доме-музее Кузнецова. Адрес: Талица, ул. Луначарского, 83а, тел.: +7 (34371) 2‑14-71, сайт www.ugvim.ru. Музей открыт со среды по воскресенье.

Уралмашевский след

Мало известно о работе Кузнецова на главном заводе Урала. Анастасия Печерских, историк, культуролог, старший научный сотрудник музейного центра «Гамаюн», давно собирает информацию об этом периоде.

- Большая часть архивов засекречена, и потому встречаются нестыковки с официальной биографией. Лично для меня Кузнецов был и остается героем, но из архивных источников известно, что его работа в Кудымкаре и Уралмашзаводе была связана с выявлением «контрреволюционных элементов», а также проработкой иноспециалистов, среди которых могли быть шпионы немецкой разведки.

В Свердловск Кузнецов приехал в июле 1934 года, с мая 1935-го по январь 1936-го работал на Уралмашзаводе в конструкторском отделе в должности расцеховщика бюро технического контроля. Тогда же его поселили в одной из комнат в квартире №13 по Уральских рабочих, 26. Хозяйка квартиры, у которой буквально накануне репрессировали мужа и старшего сына, была портнихой, и видимо неслучайно все современники отмечали элегантный стиль Кузнецова, являвшийся копией немецкой моды того времени.

- Как сотрудник НКВД, Кузнецов должен был писать доносы на иностранных специалистов, внедряться в их среду, что он мог сделать благодаря великолепному знанию языка. Он постоянно совершенствовал немецкий, учил слова, даже вступал в разговоры с немцами, если встречал их в трамваях. Есть легенда, что немецкому языку и манерам Кузнецова обучала бывшая царская фрейлина Ольга Веселкина, которую в 1926 году сослали в Свердловск, где основала кафедру иностранных языков Уральского университета. Но доказательств этой легенде нет, Кузнецов добился всего благодаря своей настойчивости.

К 1935 году на Уралмашзаводе работало 311 иноспециалистов, из них половина были немцы, поскольку в оборудование на завод поступало из Германии, а фирмы требовали, чтобы станки монтировали их сотрудники. Однако после 1932 года на предприятии начали выпускать артиллерийское вооружение, и из ценных помощников иностранцы превратились в скрытую шпионскую угрозу, с которой боролись агенты НКВД. Так, инженер Генрих Затлер, токарь Генрих Рааб и механик Мартин Ренгер, с которыми общался Кузнецов, были репрессированы в 1937 году. Возможно, разведчик приложил к этому руку, но его самого взяли в 1936 году. При этом документа об аресте нет, есть выписка об освобождении за недостаточностью улик в октябре 1936-го.

- Его позывной стал «Колонист», до этого был «Ученый», в 1938 году его перевели в Москву. Однако и с этим арестом есть много нестыковок. Есть, например, фотография за лето 1936 года, где он запечатлен с конструкторами Уралмашзавода на отдыхе на Первоуральском руднике. Однако в это время официально он был уже арестован. В пользу ареста говорит и то, что трудовую он из Уралмашзавода не забирал, а позже жаловался знакомым, что его пытали в тюрьме и у него выпали все волосы.

Подробнее узнать об уралмашевском периоде жизни Николая Кузнецова можно на авторской экскурсии Анастасии Печерских, информацию можно найти в сообществах «ЕкбГуляем» (vk.com/ekbwalk).

Вступайте в НАШУ группу во «Вконтакте», чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы.