Честно, но очень субъективно о советском времени и режиме: НАША рецензия на фильм "Француз"

Честно, но очень субъективно о советском времени и режиме: НАША рецензия на фильм "Француз"

Режиссер Андрей Смирнов, ставший кумиром многих из-за "Белорусского вокзала", после долгого молчания выпустил новый фильм. Черно-белое кино "Француз" посвящено периоду 50-х годов, когда советские люди еще жили под гнетом цензуры и слежки, но уже начинали потихоньку интересоваться иностранными культурой и политикой.

По сюжету студент из Франции Пьер Дюран по обмену приезжает в Москву на стажировку в МГУ в 1957 году. Он пишет работу, посвященную балету. И он погружается в общажную жизнь, а культурных кругах знакомится с балериной Кирой Галкиной и фотографом Валерой Успенским. И они открывают для него подпольную Москву с самиздатом, джазом и современным искусством. Но у Пьера есть и своя тайная цель – найти своего отца, белого офицера Татищева, который был арестован в конце 30-х.

В фильме "Француз" отражено много реальных событий. Тут есть история про независимый журнал "Грамотей", создателей которого задерживает КГБ. Это отсылка к самиздатскому поэтическому альманаху "Синтаксис", который выпускал Гинзбург. Именно за него он получил свой первый срок. И все стихи, прочитанные в картине, были взяты из "Синтаксиса". И французские практиканты также жили в 50-х годах в Москве, и про развитие русского балета.

При этом фильм у Андрея Смирнова получился очень личным и субъективным. Он жил и творил в то время, и запомнил его для себя "удушающим и омерзительным" из-за цензуры. В итоге многие вещи отражены довольно однобоко и могут вызвать резкую критику у зрителя.

При этом в фильме нет сцен насилия или какого-то прямого негатива. Четко и вполне в духе того времени, а также фильмов про СССР, показаны жизнь советских людей, интеллигенции, которая, отсидев по полной, ютится в коммуналках, танцевальные вечера в общежитии и страстное желание студенток уехать из СССР во Францию, прослушка комнат через радиорозетки, вербование, цензура и многое другое.

Отдельно хочется отметить и актеров, которых сам Смирнов нахваливал в каждом интервью. Здесь и российско-французский Антон Риваль, который раскрывается к концу фильма, переставая быть похожим на манекена с одной эмоцией на лице. И шикарная балерина Евгения Образцова, которая не актриса, но сыграла чуть ли не лучше всех в этом кино. И искренний Евгений Ткачук в роли бесшабашного фотографа, распространяющего самиздат и влюбленного в балерину. Также не главные, но очень значимые роли у Александра Балуева и Михаила Ефремова. Оба играют представителей прошлого поколения, судьбы которых сломала советская система, но характер и силу воли они сохранили, как и человеческое лицо.

Много в фильме выгладит театрализованно и гипертрофированно, поэтому не всегда верится, что так было на самом деле: слишком трагично и жестко снаружи и разнузданно и свободно где-то глубоко внутри советского общества.

В итоге у Андрея Смирнова вышел полностью авторский фильм, не для широкой публики, созданный из личных воспоминаний, обид молодости, больных тем, но при этом местами пронзительный и трогательный, очень красивый и интеллигентный.

7 из 10.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!