Чистое небо: Рецензия на фильм «Девятаев»

Традиционно к Дню Победы отечественные киношники засыпают нас фильмами, действие которых связано с Великой Отечественной войной, в иные годы выходило по 10 картин разом, что конечно, сказывалось на зрительском интересе не в лучшую сторону.

В посткарантинные времена масштабы кинопроизводства (в этом плане, к счастью) уменьшились и перед затяжными майскими каникулами на экраны выходит только большое кино Тимура Бекмамбетова о почти фантастическом (но от этого не менее реальном) побеге летчика Михаила Девятаева из нацистского концлагеря на угнанном самолете.

НАША выяснила, не получилось ли часом у известного режиссера фантастика.

Лихого аса Девятаева (Павел Прилучный) сбивают во время атаки на бомбардировщик. Потерявшего сознание летчика берут в плен, где его встречает… друг и однополчанин Ларин (Павел Чинарев), который тоже был сбит, но вписался в новую жизнь и работает теперь вербовщиком пленных в силы Вермахта. Девятаев однако под свастикой летать не намерен, пытается бежать, но попадает в другой концлагерь, на острове Узедом, где строится «оружие возмездия» ракеты «Фау 2».

Фильм разваливается на две неравные, разной степени драматичности линии. Обещанная история побега из концлагеря оказывается цепочкой случайных совпадений, в которой мало саспенса и в которой регулярно забывается о предыдущих обстоятельствах. Вот нам вроде бы заявляют о 180 секундах, за которые заключенных должны прибить охранника и завести самолет, но на деле эта трехминутная операция затягивается минут на 10 экранного времени. Совсем уж забавно, что в какой-то момент о готовящемся побеге знает буквально каждый на острове. Кроме может быть совсем уж высокого начальства.

Вторая линия, более интересная и драматическая – это противостояние-дружба Девятаева и Ларина. Более того, пока на экране нет этой связки (а Ларин на какое-то время выпадает из повествования), история буксует и вязнет в мелочах. Перешедший на сторону врага Ларин при этом совсем не злодей, он здесь от безысходности, ведь если он вернется, то арестует и его как изменника родины, и его семью. Кстати, послевоенные перипетии жизни Девятаева, в которых (если верить биографии) есть место, как минимум, «карантинному» лагерю НКВД, а возможно, и реальному 10-летнему заключению, осторожно пропущены. Хотя, как раз, их и ожидаешь после такого обстоятельного «введения».

Но даже благодаря такой купированной линии фильм становится больше драмой, нежели привычным военным кино в озеровском духе, где важнее баталии, переброски войск и заседания Генштаба. «Девятаев» показывает грандиозные события глазами простого человека, пусть даже и совершенно невероятно сбежавшего из концлагеря.

Параллели с классикой советского кино все равно есть. Это, во-первых, «Чистое небо», которое при всех тисках советской цензуры оказалось более смелым в демонстрации судьбы бывших военнопленных на оказавшейся вдруг негостеприимной родине. А во-вторых, дуэт Ларина и Девятаева не может не напомнить о противостоянии Сотникова и Рыбака в «Восхождении». До обоих картин Бекмамбетову далеко, но направление выбрано правильное и интересное

Что касается визуала, то российское кино всегда было убедительно в показе батальных сцен, а в последнее время их дополнила вполне крепка компьютерная графика. Впрочем в «Девятаеве» больше внимания уделяется актерам и крупным планам нежели навороченным спецэффектам. На удивление Прилучный справляется с возложенной на него ролью, хотя конечно зрительское внимание с него иногда перетягивают и харизматичный Ларин-Чинарев, и психопатичный Вилли (Дмитрий Лысенков), и эпизодический Тимофей Трибунцев, который играет такого лагерного Харона.

Итог. «Девятаев» – это большая, красиво снятая военная драма, где вместо столкновения техники мы чаще видим столкновение человеческих судеб и непростых характеров в непростые времена. Впрочем и редкие батальные сцены сняты на достойном уровне.

Вступайте в НАШУ группу во «Вконтакте», чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы.