Героиня нашего времени: рецензия на фильм "Vox Lux"

Героиня нашего времени: рецензия на фильм "Vox Lux"

В Екатеринбурге вышел в прокат долгожданный фильм "Vox Lux" режиссера и сценариста Брэди Корбета, который уже успел получить одобрение на западе. Премьера состоялась в сентябре прошлого года на Венецианском кинофестивале и хотя фильм не удостоился призов, после выхода в прокат критика была преимущественно на его стороне.

Речь в кино идет о поп-звезде Селесте: сначала нам повествуют о ее "рождении", а потом о "перерождении" (так называются две части фильма). Жизнь и судьба девушки рифмуется с крупными трагедиями из истории США.

Сначала маленькая девочка чудом выживает во время массового убийства в школе в 1999 году – очевидная отсылка к "Колумбайну". Юная Селеста так шокирована произошедшим, что не может выразить чувства словами и пишет песню, которая становится хитом. Он-то и определяет дальнейшую судьбу ребенка, которого играет пока малоизвестная в России Рэффи Кэссиди.

Фильм поделен на две части. Главная звезда – Натали Портман – появляется только во второй, едва ли не в середине. Она играет взрослую 31-летнюю Селесту, но выглядит гораздо старше своего киношного возраста. Впрочем, если смотреть внимательно, то несложно понять почему.

Если юная Селеста кажется зрителю чудесной девочкой, то взрослой она начинает раздражать с первого появления на экране. Более того – за нее все время ужасно стыдно. Режиссер показывает зрителю, как девочка, когда-то беззаветно любившая Бога и свою старшую сестру, превратилась в нечто совсем иное. Но он тянет с ответом на заданный им же самим вопрос: что же с ней произошло? Зрителю предлагается наблюдать за изменениями и недоумевать.

Еще одна звезда – Джуд Лоу – сопровождает девушку на протяжение всей ее карьеры, но о нем мы ничего не узнаем. Он, вероятно, талантливый продюсер. Или, наоборот, вовремя подцепивший удачный экземпляр артистки бездарь, которому просто повезло. Скорее всего, и то, и другое. Он абсолютно безлик и в этом, пожалуй, есть определенная гениальность – сыграть одновременно никого и всех.

Не только Джуд Лоу, но и весь актерский состав очень радует. Натали Портман демонстрирует удивительную эмпатию и знание материала, о некоторых подробностях жизни ее героини начинаешь догадываться задолго до того, как они будут прояснены. Она создает узнаваемый образ, но в полной мере ее психологический портрет раскрывается лишь в самом конце картины.

Символичным кажется, что Кэссиди играет не только юную Селесту, но и, впоследствии, ее дочь, очень похожую на мать не только внешне, но и психологически – на то, какой Селеста была в ее возрасте. Таким образом она словно закольцовывает повествование и, с одной стороны, позволяет надеяться на лучшее, а с другой – заставляет бояться дальнейшей схожести судьбы.

Вся конструкция "Vox Lux" строится на трагедиях. Эхо первой разносится на весь фильм, по сюжету мы сталкиваемся еще с несколькими и это позволяет наблюдать, как меняется отношение к происходящему не только главной героини, но и всех остальных. И задаваться уже более общим вопросом: что же произошло со всеми нами?

К слову, подробного ответа на этот вопрос зритель не дождется. Режиссер не старается разжевать и положить в рот готовый вывод, каждый его делает сам. И каждый сам рисует свой "Портрет двадцать первого века" – именно с таким слоганом фильм вышел в прокат.

Итог: 8 из 10.

Редакция благодарит "Дом кино" за предоставленную возможность посмотреть фильм одними из первых.

Вступайте в НАШУ группу ВКонтакте, чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!