"Хотел выразить омерзение к советскому времени": режиссер Андрей Смирнов привез новый фильм в Екатеринбург

"Хотел выразить омерзение к советскому времени": режиссер Андрей Смирнов привез новый фильм в Екатеринбург

В Ельцин Центре на прошлой неделе премьеру фильма "Француз" представил его режиссер Андрей Смирнов. С 31 октября кино выходит в широкий российский прокат. Автор рассказал о своих замыслах и пообщался со зрителями.

"Не хотел снимать для цензуры"

– На что рассчитывали, снимая это кино?

– Картина у меня скромная, без претензий, показывает Москву 50-х годов. Картина ни на что не претендовала. Снял все в черно-белом варианта, это лучше подходит к той эпохе. Думал, что выйдет совсем маргинально. Но течение нашей жизни в этом году сделало ее более актуальной. Это не недостаток и не достоинство, просто факт.

– Почему у вас был такой большой перерыв между съемками?

– Да, я не снимал несколько десятков лет. Все мои фильмы, кроме последних двух, были покорежены цензурой. Мне надоело, и я закончил. После "Жила-была одна баба" я хотел сделать кино о человеке, который отсидел, а потом ушел от советской жизни. Потом появились французы, потом журнал. В итоге из истории и вырос фильм "Француз". Мне хотелось на старости лет выразить свое омерзение к тому времени.

– Фильм посвящен Гинзбургу. Были с ним знакомы?

К сожалению, нет. История журнала "Синтаксис", за который он получил свой первый срок, она в фильме. Там были просто стихи, а ему дали 2 года лагеря. У нас даже сыграла Вера Лашкова, машинистка, которая печатала с Гинзбургом журнал. И я счастлив, что мы нашли ее и уговорили сыграть.

"Роль писал под Балуева"

– Как выбирали актеров?

– Артисты в этой картине – это моя радость и гордость. Выбор артиста – это работа режиссера. Все остальное они делают сами. В этой картине у меня много молодых и начинающих актеров. Евгения Образцова, Евгений Ткачук. Впервые балерина выступила как драматическая артистка, у нее не было опыта. Владеть голосом, по-настоящему играть ее научила моя жена Елена Смирнова. А какие там Нина Дробышева с Наташей Теняковой! Роли небольшие, но такие настоящие. Сыграли аристократок, которые всю жизнь в ГУЛАГе провели. Замечательные артистки! Эти девочки снимались у меня один день, но их вклад в картину неоценим, они такие. Смотреть эту сцену для меня наслаждение.

И у меня в картине, какой бы небольшой не была роль, ее играют профессионалы, даже в массовке, даже дворников. На экране вы увидите 179 персонажей. И никто не смотрел на размер роли, все думали о ее качестве.

– А с Балуевым как договорились?

– Роль отца сразу была написана под Балуева. Он был одним из первых читателей сценария. Сцены с ним снимали в Переяславле-Залесском, за 3-4 дня управились. Он вышел из автомобиля и пошел гримироваться, тут я увидел, как он идет. И сразу замолчал, добавить было нечего. Он уже жил в этой роли. И за все три дня я ему сказал максимум 4 реплики. Потому что он вел себя закрыто, не смотрел в глаза, был весь в себе. И группа это ощущала, вокруг него было тихо.

Почему выбрали для пронзительной сцены "Лунную сонату"?

– Это композиция, которую играл сын для отца. Ее исполнил в фильме выдающийся пианист Алексей Горенбольд. Я просил его убрать всю лирику, оставив только философию. Это размышление о трагизме жизни, необходимости ее преодоления…Вообще странно вышло с музыкой к фильму. Думал, что ее напишет питерский композитор Леонид Десятников. Он прочитал сценарий, потом посмотрел картину и сказал, что не слышит музыку. И посоветовал убрать "Лунную сонату". Посоветовал 6 композиций взамен, но я не выбрал ничего иного. Зато я взял "Восьмой квартет" Шестаковича. После его создания он вышел к своим детям и сказал, что написал себе реквием при жизни. И посвятил его жертвам фашизма. Я поставил его фрагменты в фильм. И тут Десятников мне сказал, что это идеально подходит.

"Цензуры в России нет!"

– В чем цензоры видели угрозу для советской власти в кино, стихах?

– Образованные люди, а сколько пакостей сделали! Это такая система была. Начиная с 26 октября 1917 года так было все время. А ЧК, КГБ, ФСБ? Это же террористические организации, созданные через 3 недели после переворота, чтобы нам заткнуть рот и другие отверстия. Только за это и брали. Обычно там работали полковники с мордой охранника, сбежавшего из пивной. Мы при них жили и творили.

– А сейчас с цензурой все повторяется?

– Все да не все! Я написал сценарий, нашел спонсоров, снял фильм. Государство в этом не участвовало! Цензуры в России однозначно нет, лет 20, наверное. В этом году очень заметен рост уроня российских сериалов: "Звоните Ди Каприо", "Домашний арест", "Обычная женщина", "Садовое кольцо". Резко подскочил класс! Он уже сравним с лучшими английскими и американскими проектами. Это результат простого процесса. Выросли ребята, которые всю жизнь живут без цензуры. Пройдет 3-4 поколения, и тогда мы узнаем, на что способен российский кинематограф.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!