Как в Екатеринбурге стать бортпроводником: «Уральские авиалинии» рассказали, что требуется от кандидатов

Многие из мальчиков и девочек грезят о небе. Кто-то хочет стать стюардессой, кто-то – быть за штурвалом самолета. Журналист НАШЕЙ побывала в Уральском учебно-тренировочном центре Гражданской авиации в Кольцово и узнала, кого же берут "в космонавты", точнее — в бортпроводники. 
Экскурсию по центру нам провела специалист "Уральских авиалиний" Татьяна Гвоздева, которая работает в авиации с 2004 года. Сначала она была стюардессой на российских и  международных направлениях, потом ее повысили до старшего бортпроводника экипажа, а затем Татьяна стала инструктором и преподавателем.
Заметим, что "Уральские авиалинии" обучают курсантов за свой счет, но после выпуска специалист должен отработать в авиакомпании год.
Как отметила Татьяна Гвоздева, каждый тип самолета предполагает специальное обучение. То есть, получив сертификат на Airbus, нельзя пойти работать на Boeing. В нашем учебно-тренировочном центре в Екатеринбурге учат только для работы на Airbus.
— Как правило, очень жестких требований у нас нет, парк судов возрастает, отрасль развивается стремительно. В последнее время и соискатели приходят более чем достойные. Больше желающих, конечно, девочек. Стереотип в обществе такой, что стюардесса — это красивая, стройная и воздушная девушка. Но как минимум один мальчик в команде бортпроводников бывает. В рамках нашей службы было много случаев, когда мальчики потом уходили обучаться на пилотов, — отметила преподаватель.
Потребность в бортпроводниках есть всегда
После обучения в Уральском тренировочном центре бортпроводник сразу же может начать работать и на международных направлениях. И уже через полгода ему могут предложить пройти конкурс, а затем и обучение для работы в бизнес-классе. 
— После полугода работы в бизнес-классе сотруднику предлагают пройти конкурсный отбор для обучения и дальнейшей работы в качестве старшего бортпроводника. А потом, после 2 лет работы таким же образом можно стать преподавателем, – отметила специалист.

Инструктором же может стать только тот преподаватель, который имеет определенную подготовку и навыки.

Как уточнила Гвоздева, зарплата стюардесс "Уральских авиалиний" составляет от 70 тысяч в месяц — в зависимости от интенсивности полетов, направлений и опыта. При этом в месяц каждая стюардесса совершает как минимум 10 перелетов. А норма полетного времени составляет 80 часов ежемесячно. 
Набор на обучение в бортпроводники "Уральские авиалинии" ведут непрерывно. Каждую неделю проходят по две отборочных комиссии. При этом потребность в бортпроводниках есть всегда.
— В неделю на комиссию приглашаются 60-70 человек, прошедших первичный отбор по результатам анкетирования. К сожалению, большое количество кандидатов не проходят врачебно-летную экспертную комиссию. Если 20-30 человек остаются после медкомиссии — это для нас хороший результат. В течение последних трех лет авиакомпания не набирала молодых сотрудников по разным причинам: от экономического кризиса в стране до закрытия ряда авиакомпаний и появившихся на рынке труда готовых специалистов, — отметила Гвоздева.
Требования не жесткие, но фигуру красивую иметь надо
Как рассказала инструктор учебного центра, требования к кандидатам у «Уральских авиалиний» не такие жесткие, как может показаться на первый взгляд. 
Возраст — от 18 лет. Причем, если это первоначальное обучение, то предпочтительнее, конечно, молодежь. Рост должен быть выше среднего: от 160 сантиметров – для женщин и от 170 — для мужчин, так как бортпроводника должно быть видно в толпе. Если вы "девушка в теле", то, к сожалению, в бортпроводники вас не возьмут: униформу шьют на размеры не более 46-48. И фигура должна быть стройной, с правильной осанкой.
Татьяне запомнился необычный случай, когда на собеседование приходила девушка "с формами". 
— Мнения комиссии разделилась — брать или нет. Но все-таки решили отказать ей. А она за полгода взяла и на 25 килограммов похудела. В итоге мы после второго собеседования ее не узнали, приняли решение взять. А потом она рассказала, что похудела ради работы своей мечты. Сейчас активно летает с нами, даже личную жизнь устроила, — рассказала преподаватель.
Комиссия также всегда оценивает насколько у претендента развито логическое мышление, умеет ли он реально оценить ситуацию, владеет ли грамотной речью и четкой дикцией. Тех, кто говорит с акцентом или дефектом речи, в бортпроводники не берут. 
Профессиональные требования к бортпроводникам предполагают также хорошую память, эмоциональную устойчивость, доброжелательность, коммуникабельность, умение работать в команде. Обязательно и наличие образования (среднего, специального или высшего). 
— Английский в авиакомпании является вторым официальным языком. Приветствуется владение и другими иностранными языками – таких бортпроводников активнее отправляют на международные рейсы. У мужчин важно наличие военного билета, чтобы были годны к армии, лучше всего, если уже отслужили. При этом для девушек нет ограничений по наличию детей и семьи, в процессе работы им также можно и рожать, и выходить замуж — никаких запретов в авиакомпании нет, — отметила Гвоздева.
С чего начинается путь к мечте
Первым шагом для тех, кто хочет стать стюардессой или бортпроводником, будет заполнение анкеты на сайте авиакомпании. Если по анкете кандидат подходит – его вызывают на отборочную комиссию, которая проводится два раза в неделю. В нее обычно входят начальник службы бортпроводников, специалисты летно-методического отдела и командно-инструкторский состав.
— Какого рода вопросы вы задаете?— Надо рассказать о себе. У кандидата должны быть все необходимые документы, российское гражданство, все сертификаты и дипломы. Если есть медицинское или языковое образование —  это плюс. Бортпроводник на самолете совмещает очень много функций. Иногда бывают и провоцирующие задания, и вопросы на проверку реакции, и на стрессоустойчивость. Например, говорим: "Представьте, что в комнате пожар, всех нужно срочно эвакуировать". Кто-то может подскочить и начать кричать: "За мной все. Горим, бежим!" Но чаще стесняются, не знают, что делать, — рассказывает Гвоздева. — Можем попросить что-нибудь принести, например: "Возьмите стакан воды и предложите его начальнику службы бортпроводников". Иногда просим рассказать, какую книгу читает человек. Наша профессия может казаться достаточно беззаботной, но впечатление это обманчивое. Уровень развития личности и общей эрудиции очень важны для выполнения функций бортпроводника. В любой ситуации надо быть на высоте.
По словам Гвоздевой, почти каждый второй соискатель говорит одно и тоже: «Я с детства мечтаю летать», но одного желания мало.
Важнее всего – идеальное здоровье
После успешного собеседования кандидат на должность бортпроводника направляется на медкомиссию. Заметим, что с полными медицинскими требованиями к летному персоналу можно ознакомиться в в ФАП 50.
— Собеседование проходит около 70% соискателей. Но бортпроводник должен быть идеально здоровым. Не должно быть хронических заболеваний, которые не соответствуют должности, например, цистит, плохое зрение, инсульт, порок сердца. Это связано с тем, что в случае непредвиденной ситуации бортпроводник должен выжить сам и спасти пассажиров. Если же это гастрит и прочее — кандидата отправят на допобследование. Работа все-таки связана с большими нагрузками при взлете и посадке, с перепадами давления, часто сбиваются и биологические ритмы — работа в день и в ночь. Нам нужны физически здоровые и выносливые люди, — рассказала преподаватель.
После прохождения врачебно–летной экспертной комиссии кандидат получает справку — годен или нет. Повторные обследования, менее масштабные, бортпроводники проходят раз в полгода.
– Есть ли разница в требованиях для девушек и парней?– Как ни странно, у девушек-кандидатов, например, часто возникают проблемы при прохождении женского врача. Но помешать может даже простая аллергия. После медкомиссии, к сожалению, отсеиваются большинство кандидатов. Проходит только 30% от изначального количества. 
Стюардессам пригодятся умение плавать и знание английского  
Курс подготовки бортпроводников проходит в учебном центре в Кольцово. Предметы для групп, в каждой из которых около 20 человек, ведут инструкторы. В «Уральских авиалиниях» сам процесс обучения бортпроводников продолжается примерно 3 месяца. Ребята приходят на занятия шесть дней в неделю, с 9 до 16 часов. Поэтому совмещать обучение с работой или другой учебой не получится. 
—  Несмотря на то, что английский язык кандидаты уже должны знать, им преподаются именно особенности «авиационного» лексикона. Английский является вторым официальным языком на борту «Уральских авиалиний». Мы эксплуатируем Airbus, где все инструкции на английском языке, также часто у нас летают и пассажиры-иностранцы, в зарубежных аэропортах бортпроводники общаются с представителями смежных служб на английском языке. Языковая подготовка идет в течение 2 недель, изучаются грамматика и лексика, авиационная специфика, сервисные диалоги, — рассказала Гвоздева.
Также инструкторы преподают такие дисциплины, как аварийно-спасательная подготовка, конструкция воздушного судна (ВС), воздушно-правовая подготовка, организация обслуживания на борту ВС, организация питания пассажиров, бытовое оборудование ВС и прочее. 
В одном из бассейнов Екатеринбурга, в купальниках и аварийно-спасательных жилетах кандидаты в бортпроводники учатся правилам выживания. Здесь выясняется еще один нюанс:  кто не умеет плавать и боится воды — тому лучше воздержаться от работы бортпроводником.

Кроме того, факультативно кандидаты получают информацию о метеорологии, правилах таможенного и пограничного контроля, понятия об управлении воздушным движением.
— Пассажирам иногда интересно узнать, где они летят, сколько еще времени осталось, какой внизу город, и бортпроводник должен оперативно и правильно ответить. Основное, конечно, это аварийно-спасательная подготовка. Постулаты, как говорят в авиации, написаны кровью. Как применять оборудование, как проводить эвакуацию пассажиров из воздушного судна, как пользоваться дверями, как их открывать, — все очень жестко регламентируется. На этом этапе бывает и так, что кандидаты не справляются, — поясняет Гвоздева. — Тренер видит, что человек, например, не может прыгнуть на надутый трап или в воду. С ним пытаются беседовать преподаватели и психологи, давать какие-то установки, своим примером показывать. Но если ничего не помогает — приходится прощаться.
На экзамене все по-настоящему: салон самолета, пассажиры, полуторачасовой полет
Прослушав курс теории, новобранцы направляются на учебную практику на тренажере — макете пассажирского салона воздушного судна, где бортпроводник отрабатывает свой полный функционал. После ряда тренировок  кандидаты сдают экзамен, имитацию полуторачасового «полета». При этом часть новичков играют роль бригады бортпроводников, остальные из группы — пассажиры.
— Мы часто "выдаем" им необычные случаи из собственной практики. К примеру, как-то раз бортпроводники предлагали горячее питание. Девочка перечисляет все, что есть, а я ей отвечаю: "Excuse me, I don't understand, I don't speak Russian". Девочка в ступоре, не знает, что сделать, на помощь ей пришел коллега, который сказал: "Fish  with rise or Chicken with … grechka!" Четкого сценария полета никогда не бывает. Часто бывают незапланированные ситуации, и бортпроводник, применяя навыки, полученные в процессе подготовки, должен оперативно и качественно решить любую проблему.
"Бортпроводник — это и официант, и психолог, и спасатель"
В случае успешного прохождения практики инструктор делает вывод: достоин ли претендент присвоения квалификации «бортпроводник А-319/320/321». Следующая ступень – направление в Росавиацию для сдачи теста и получение заветного свидетельства бортпроводника ГА РФ. 
— Перед началом полетов бортпроводники получают форменную одежду и проходят этап наземной подготовки, где специалисты летно-методического отдела оценивают уровень знаний молодых специалистов, обращают внимание на слабые места. После этого бортпроводника уже ставят в рейс. Далее, под контролем инструктора, он должен отлетать 3 ознакомительных и 1 контрольно-проверочный полет, на котором он получает допуск к самостоятельной работе. Но направления даже самых первых полетов могут быть самые разнообразные – от рейсов в Москву и обратно, до многодневных командировок в Китай или Анталию, — рассказала Татьяна Владимировна.
В итоге получается, что с момента заполнения анкеты на сайте до непосредственного начала работы проходит обычно около полугода.
— Многие, приходя на курсы, считая, что бортпроводник — это официантка, обслуга и прочее, но мы стараемся показать, что это не так. Да, мы в какой-то степени и официанты, но в то же время мы и спасатели, и психологи, и экскурсоводы. Надо обязательно искренне улыбнуться каждому пассажиру, чтобы он почувствовал, что его здесь ждали и именно ему рады. И, по моим наблюдениям, если человек проработал бортпроводником больше трех лет, он сам уже не уйдет. Мы же не только коллеги, но одна большая дружная семья, — поделилась сокровенным наша экскурсовод в мир авиации. 
Фото: Марина Подкорытова, Уральский учебно-тренировочный центр Екатеринбурга
Требования к внешнему виду бортпроводников (в авиакомпании «Уральские авиалинии»)
  • Приятная внешность. Татуировки на открытых частях тела запрещены. 
  • Рост для женщин не ниже 160 сантиметров, для мужчин — 170. Размер одежды для женщин разрешен до 46 при росте 160 см, до 48 при росте 175 см, для мужчин — до 52-го. 
  • Серьги разрешены, небольшие с маленькими камнями, например, жемчугом. Из украшений разрешено только обручальное кольцо. Яркий цвет волос запрещен. Потому что стюардессу должно быть видно в толпе, но ее не должно быть много. 
  • Волосы всегда должны быть собраны в прическу, они не должны касаться воротника блузки. А вот мужчинам с длинными волосами придется подстричься. 
  • У девушек обязательно должен быть макияж – они же при параде, в форменной одежде. Но он должен соответствовать внешности и ситуации.
  • Нарощенные ногти и ресницы запрещены. Ногти должны быть длиной не более 2-3 мм, лак рекомендуется неяркий, соответствующий униформе. Классические часы – обязательный аксессуар бортпроводника.
  • Разрешены классические туфли черного цвета из кожи или замши. Высота каблука – 3,5 - 5 см. Но балетки и туфли на танкетке запрещены.
  • Каждая стюардесса получает от авиакомпании комплект одежды: пиджак, платье, юбку, брюки, блузки, жилетку и шейный платок. Что надеть в рейс – заранее не обговаривается, всегда присутствует элемент творчества. Мужчинам же выдают костюмы.

Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!