Какой будет оптимизация здравоохранения в Екатеринбурге в 2017 году?

За последние 2015–2016 годы термин «оптимизация здравоохранения» превратился в страшилку для врачей и пациентов Екатеринбурга. К чему в действительности привела реформа и что ожидает систему здравоохранения уральской столицы в ближайшие годы — в материале «Нашей Газеты».

Тяжелое наследие советского режима

Реформа здравоохранения официально стартовала по всей стране с января 2015 года с подачи Минздрава РФ. Федеральные чиновники не скрывали, что одной из причин изменений стала экономия бюджетных средств на фоне экономического кризиса.

Кроме того, играет свою роль система финансирования медицины. Фонды медицинского страхования платят больницам за каждого пациентов. Соответственно, сколько медучреждение пролечило — столько и получило. 

В Екатеринбурге в первую очередь начали сокращать коечный фонд. За 2015 год в больницах уральской столицы число мест в стационарах сократилось на 480.

— Оптимизация коечного фонда проводится в соответствии с федеральными требованиями и с учетом современных технологий, — пояснил «Нашей Газете» официальный представитель свердловского Минздрава Константин Шестаков. — В советское время строили под определенные условия 50-х годов. Сейчас коечный фонд избыточен.
Пустая койка идет в минус больнице

Как отмечают в свердловском Минздраве, лечебные учреждения, отягощенные лишними койками, испытывают затруднительное финансовое положение.

— Пустая койка идет больнице в минус. По факту приходится обслуживать пустое помещение — топить его, держать сотрудников. Кроме того, современные технологии позволяют снижать время лечения и не держать пациента круглосуточно в больнице, — пояснили в областном Минздраве.

Депутат Екатеринбургской гордумы Дмитрий Сергин, проработавший несколько лет врачом, с позицией Шестакова согласен.

— Лечение пациента не состоит в том, чтобы он лежал в больнице. Оптимизация идет по пути усиления поликлинической помощи, — сказал депутат.
Фактически сократили целую больницу

Как было сказано выше, Екатеринбург за прошлый год потерял 480 мест в стационарах. По данным горздрава, это 7% от общего коечного фонда. В результате реформы были закрыты одно отделение детской больницы № 16, два отделения — в ЦГБ № 6 и еще одно — в ЦГБ № 1. Вместе с отделениями сокращали и обслуживающий персонал. Часть переходила в другие учреждения, часть — как получится.

При закрытии отделений чиновники горздрава брали в расчет средние показатели — динамику общего числа госпитализаций за год в круглосуточные стационары. Поскольку за 2015 год этот показатель оказался ниже, чем в 2014 году, то соответственно простаивало большее число коек.

Насколько идеальна такая система расчета, вопрос открытый. Например, во время недавней эпидемии гриппа к концу января 2016 года больница № 40 оказалась переполнена. Для пациентов пришлось искать места в других медучреждениях.

Хотя в процентном соотношении количество сокращенных койко-мест невелико, но в цифрах этот показатель сопоставим с целой больницей. Для сравнения в больнице № 23 на Эльмаше насчитывается 470 мест в стационаре, в ЦГБ № 6 — 360 койко-мест, в ЦГБ № 24 — 439 мест в стационаре.

Загнать пациентов в поликлинику

Среди горожан, особенно старшего поколения, новая идеология системы здравоохранения понимания не находит. Отчасти здесь играет свою роль менталитет (есть койка — есть лечение), отчасти пациенты опасаются оказаться при госпитализации в коридорах. Кроме того, долгие годы понятие «оптимизация» использовалось в политических спекуляциях, превращая реформу в страшилку.

Вторая часть изменений — усиление поликлинической помощи — также остается открытым вопросом. В первую очередь из-за огромных очередей к узким специалистам.  По словам читателей НАШЕЙ, пациентам приходится записываться на прием за несколько недель или месяцев.

Сами врачи, по словам Дмитрия Сергина, в буквальном смысле завалены бумажной работой, большую часть которой составляют отчеты в ТФОМС.

Городские власти рассчитывают, что поликлиники должны разгрузить новые стандарты, которые заработают с 1 апреля 2017 года. Например, в поликлиниках откроют кабинеты доврачебного приема, где пациент сможет оформить у фельдшера справки, направления на анализы и рецепты, получить детское питание и лекарства.

Также будут определены часы, в которые человек сможет позвонить участковому врачу и фельдшеру и задать вопросы, для которых не требуется прием у врача.

Нет кадров для поликлиник

По словам Константина Шестакова, одной из основных причин громадных очередей в поликлиниках является дефицит кадров. К примеру, в Свердловской области не хватает 40% участковых врачей. В результате одному специалисту приходится работать за двоих.

— Эту проблему нельзя решить за один год, — говорят в областном Минздраве. — Мы пожинаем плоды демографической ямы и потери специалистов в 90-е годы.
— Здесь есть куда совершенствоваться. К сожалению, врач очень много времени тратит на заполнение различных формуляров. Во-вторых, больному приходится проходить дополнительный фильтр, чтобы попасть на прием к узким специалистам, — считает Дмитрий Сергин.

Впрочем, решить вопрос с бумажной нагрузкой или временем приема намного легче, чем проблему нехватки кадров.

Для врачей итоги оптимизации весьма печальны

Оптимизм чиновников от реформ не разделяют врачи Екатеринбурга. По словам медиков, в первую очередь оптимизация ударила по их зарплате. В частности, была полностью снята оплата за стаж и вредность. Выходные и ночные дежурства, утверждают врачи, стали оплачиваться не на 100%, а только на 20% от ставки.

Сокращение оплаты ночных дежурств в особенности ударило по врачам стационаров. У некоторых категорий специалистов и вовсе сократили отпуска.

— Руководство стало считать деньги, проводят хронометраж свободного времени и специальную оценку труда. Пересмотрели нормы «советского времени» и, придумав новые, получили финансовый и административный результат, — пояснил НАШЕЙ источник в медицинских кругах, — Итоги оптимизации весьма печальны, хотя ряд глав больниц согласны с общей тенденцией в здравоохранении. Часть врачей считают, что смысл в оптимизации подорвать стойкую систему бесплатной медицинской помощи.

Дополнительное недовольство у врачей, по словам источника, вызывает тот факт, что, например, военнослужащие и полицейские имеют «железный» социальный пакет. У медиков такой гарантии нет.

Чиновники считают эффективность в цифрах, а не в очередях

Депутат Гордумы считает, что в ближайшие годы следует ожидать дальнейшего сокращения койко-мест в больницах Екатеринбурга. Основания для этого есть.

В горздраве Екатеринбурга в первую очередь считают эффективность в цифрах. Если смертность падает, а в бюджете экономия, то реформа считается удачной. По этим главным критериям в Екатеринбурге, согласно отчетам горздрава, все в порядке.

  • Итак, в 2017 году следует ожидать дальнейшего сокращения числа мест в стационарах уральской столицы. Будут ли оставлять резервы на случай эпидемий, вопрос открытый.
  • Проблема очередей в поликлиниках остается на неопределенный срок из-за дефицита кадров. Чиновники винят последствия демографического кризиса и «лихих 90-х». Для будущих врачей профессия по-прежнему остается непрестижной из-за шаткого финансового положения. В результате этого конфликта пациенту приходится стоять в очереди.
  • В экстренной помощи пациенту никто отказывать не будет. Ограничений по времени обследований больных у врачей нет. Для планового осмотра к узким специалистам придется записываться надолго вперед. Впрочем, ряд частных клиник работают в системе ОМС, но и туда, по отзывам пациентов, не всегда просто попасть.
  • Насколько рьяно будет проводиться оптимизация в 2017 году, станет ясно после формирования городского и областного бюджетов. Еще в октябре 2015 года екатеринбургский горздрав грозил областным властям массовыми сокращениями врачей из-за нехватки финансирования.