Кто тут главный покемон? Онлайн-трансляция с процесса по делу Руслана Соколовского в Екатеринбурге

Кто тут главный покемон? Онлайн-трансляция с процесса по делу Руслана Соколовского в Екатеринбурге

В Екатеринбурге четвертый день подряд проходит процесс по делу блогера Руслана Соколовского. Корреспондент НАШЕЙ 16 марта 2017 года ведет онлайн-трансляцию из Верх-Исетского районного суда города.

Верующие и оскорбленные

Вчерашний день на процессе выдался по настоящему «жарким» — на процесс в качестве свидетелей вызвали верующих. В суде выступили девять человек.

Оскорбленные верующие на процессе по Соколовскому

Семь свидетелей исповедовали себя христианами, двое — мусульманами и еще один являлся православным священником с юридическим образованием.

Все выступавшие заявляли, что ролики Соколовского оскорбили их религиозные чувства. У трех свидетелей-христиан показания о нарушении религиозных прав перерастали в спич о покушении на государственный строй. Православные долго перечисляли, какие святыни своими высказываниями задел Руслан Соколовский. В число неприкосновенных для оскорблений предметов попал, в частности, предстоятель РПЦ — патриарх Кирилл.

Мусульмане на процессе обошлись краткой речью. По сути, у них была одна претензия — оскорбление Соколовским пророка.

Существуют ли религиозные чувства?

На протяжении пятичасового судебного заседания один из адвокатов Соколовского — Бушмаков, по его выражению, пытался поймать «неведомую зверушку» — определение термина оскорбление чувств верующих.

Защитник выпытывал у всех христиан-свидетелей, что собой представляют чувства верующих. Внятно ответить адвокату смогли только верующие с юридическим образованием.

Общение с каждым из свидетелей на вчерашнем процессе заканчивалось тем, что Руслан Соколовский приносил извинения каждому верующему. Не все свидетели приняли слова блогера.

Полную версию дебатов защиты Соколовского и блогера с верующими смотрите в трансляции НАШЕЙ от 15 марта.

09.57. Доброе утро.

Новый день процесса начался необычно. Поддержать Руслана приехал священнослужитель Сергий Смирнов из Нижнетагильской епархии. Он подарил блогеру книгу и выразил поддержку в его борьбе.

– Мне не понравилось освещение ситуации в СМИ. Я посмотрел ролики его и не нашел ничего оскорбительного. Я считаю, что верующие, которые оскорбились, невежественны и не знают основ своей веры, они прибегают к вере, когда им что-то нужно, – сказал отец Сергий Смирнов.

Отец Сергий запрещен в служении из-за разногласий с правящим епископом. Занимается бизнесом. 

09.58. Следом за отцом Сергием пришел настоятель Храма-на-Крови отец Максим.

09.59– Никто не задумывается обо всей этой ситуации. Соколовский – хулиган, но за это не надо сажать. Максимум – административка, - говорит отец Сергий.

Священник объясняет, что его отстранили от служения по формальным причинам - за отсутствие на службе. Он занялся предпринимательством, чтобы прокормить семью, так как в церкви на его потребности «наплевали все».

– Как говаривал у нас архиерей: «Я тебе детей не делал». А жить надо, – продолжает священнослужитель.

10.01. Адвокат Соколовского Бушмаков в разговоре с НАШЕЙ сказал, что никто из вчерашних свидетелей не смог ему объяснить, кто же такой верующий.

– Этак можно с улицы любого взять и сказать, что он верующий, – сказал защитник.

10.10. Заседание открыто. Судя по всему, сегодня продолжится допрос верующих. А если точнее – священнослужителей.

Вошел первый свидетель – Иван Буйволов.

Как выяснилось, Иван выступал понятым при просмотре роликов Соколовского. Видимо, это свидетель из числа не пришедших ранее.

10.17. Свидетель вспоминает, как оперативник при нем смотрел ролики Соколовского. Оперативник делал скриншот каждого движения Руслана и затем записал всю информацию на диск.

Обвинитель уточняет, является ли Иван верующим человеком и как он относится к происходящему.

– Являюсь верующим, но в церковь не хожу. Но то, что было на видео, – неприемлемо. Если молодежь не знает, как себя проявить, то что уж тогда... – отвечает свидетель.

10.21. К опросу подключается Бушмаков. Он интересуется, есть ли у свидетеля опыт в таких делах.

Иван признается, что был понятым ранее один-два раза.

-– Почему ролики неприемлемы? – спрашивает Бушмаков.
– Это мое личное мнение. Не дело бегать по храму с телефоном и ловить покемонов. В храме нужно стоять и молиться. Это оскорбление чувств верующих, – отвечает Буйволов.
- Так вы же в церковь не ходите...

После этих слов Бушмакова свидетель начинает повышать голос на адвоката, обвиняя его в некорректных вопросах. Успокаивать участников пришлось судье. После перепалки свидетеля отпустили.

«По факту, богохульства в храме не было»

10.27. Вызван священник храма Большой Златоуст – иерей Сергий Кунгуров.

Лично с Соколовским он не был знаком. Просматривал четыре его ролика. Названия их он точно не помнит.

– Было возмущение в душе, из-за того, что бывает такое поругательство. Оно такое хитрое и изощренное. По факту, богохульства в храме не было. Но потом, придя домой или в студию он умышленно сделал видеоролик, в котором он богохульствует. Таким образом он обижает многих людей. И верующих, и даже неверующих. В общем, прихожан Храма-на-Крови, – отвечает отец Сергий.

Он помнит, что среди роликов было и оскорбление мусульман. Кроме ролика про покемонов он видел запись «В космос летал – чеченцев не видел».

10.30. Конкретных фраз из роликов священник не помнит. Знает лишь о наличии ругательств и насмешек.

– У меня ощущение, что задели что-то сакральное для меня, для моей души. То, чему я посвящаю жизнь, – говорит иерей.

Священник говорит, что и к нему обращались прихожане с жалобами на ролики Соколовского.

10.32. К допросу переходит адвокат.

Священник, отвечая на вопрос защиты, дает формулировку: Соколовский, оскорбляя, рассуждал. И отмечает, что было задето чувство трепета к Богу.

10.35. Бушмаков останавливает внимание на словах священника, что по факту Соколовский ничего не делал плохого в храме.

– То есть запрета нет?– В правилах про это нет.. Но есть духовные правила, что нельзя этого делать, и как поймешь, что человек делает с телефоном, но то, что у него в душе были помыслы... То, что он потом монтировал, – отвечает клирик храма.

Отвечая на вопросы адвоката, священник спросил его:

– Он Господа главным покемоном в храме называл?

Адвокат удивленно смотрит на отца Сергия.

10.39. Бушмаков перешел к вопросу, что посоветовал отец Сергий прихожанам, которых задели ролики.

– Я им говорил, что духовное состояние общества падает, что проявляется в таком негативе... Надо бороться с таким явлением. Но бороться по-разному: увещевать человека, говорить с ним, – отвечает священник.

У адвоката больше нет вопросов. Он хотел узнать, направил ли отец Сергий прихожан в прокуратуру, но, судя по ответам, священник таких советов не давал.

Руслан после вопроса Бушмакова встал и извинился перед клириком. Отец Сергий промолчал.

10.39. К опросу свидетеля приступает судья. Она интересуется, есть ли христианское сообщество и причисляет ли он себя к нему.

– Да. Причисляю. Увиденное было оскорбительным и унизительным... Церковь не коснулась или человек не прикасался к Церкви, чтобы предотвратить это, – отвечает священник.

Отец Сергий с трудом подбирает слова, чтобы дать точные ответы.

10.42. Вмешивается прокурор, он интересуется, есть ли у иерея лингвистическое образование.

Такого образования у священника нет. У него только диплом богослова.

– Вы можете сказать, в чем выражается оскорбление ваших чувств?– Оскорбление – это... Более глубокое чувство, чем унизить... Ну хотя они в какой-то мере переплетаются.– Но вам известны эти чувства? – спрашивает судья– Нууу... Да, – неуверенно отвечает клирик.

Наконец священника отпускают.

10.44. Вызвали свидетеля Сергея Павлова.

Павлов чувствует дискомфорт от наличия камер и просит не снимать его.

– Я стесняюсь... Не хочу публичности, – говорит Сергей.

Суд запрещает съемку свидетеля. Начинается допрос.

10.45. Павлов, по его словам, верующий человек. Соколовского знает по его роликам. В частности, о Храме-на-Крови и про патриарха Кирилла.

– Для меня это ужасно. Один ролик смотрел и больше не захотел... Там против верующих, против детей, – вспоминает Павлов, отвечая на вопрос, что его задело.

Кроме того, Павлову не понравилось, что блогер отрицал Иисуса Христа. Свидетелю сложно формулировать мысли.

– Я в первый раз в таком... Мне сложно... Я неискренне верующий, но что будет, если дети посмотрят... У него столько подписчиков, и я не хочу, чтобы было что-то против православия, – отвечает Сергей.

Прокурор вынуждена ходатайствовать об оглашении первоначальных показаний.

«Веру пошатнуло»

10.51. Зачитывают показания. Из них следует, что Сергей узнал о роликах из передачи, затем он зашел на страницу к Руслану. «Соколовский в циничной форме говорил, что Бога не существует, а православных называл тупыми», – говорится в показаниях.

(Тем временем слушатели второй день в суде вынуждены подкрепляться на ходу).

10.54. Павлова крестили четыре года назад. Активным прихожанином храма Большой Златоуст он стал недавно. Он не может ответить точно адвокату, кто искренно верит, а кто неискренно.

– Вот есть священники... Они кончали семинарии, университеты.. Я так не могу, – говорит Сергей.

10.56. Павлов не может ответить точно.

– Соколовский называл православных тупыми. Но я не тупой! – отвечает Павлов на вопрос адвоката об оскорблении чувств верующих.

Также Сергея задело сравнение Христа с покемоном.

– Следователем я был допрошен в августе. Я спросил у отца Сергия Кунгурова... Про игрушку в храме, и что это такое. Он посоветовал мне посмотреть ролики, а потом отец Сергий пошел от храма давать показания. А у меня не было работы, и я попросился с ним давать показания, – говорит свидетель.

10.59. К слову, у Павла среднеспециальное образование. Сейчас у него работа есть – он строитель.

– Как вас напугали ролики? Перестали есть, спать, веру пошатнуло? – продолжает Бушмаков.– Веру пошатнуло.– Вы усомнились в чем-то? - усмехается адвокат.– Это оскорбило.– Это мы поняли.– Я против того, чтобы это было в интернете. Чтобы это смотрели дети.

11.02. Руслана удивляет, почему его съемки в Храме-на-Крови так оскорбили прихожан другой церкви. После этого он извинился перед Сергеем.

– У меня нет претензий, – отвечает Павлов.

Сергея удовлетворило извинение Руслана.

11.05. К опросу присоединяется судья, она интересуется, что еще затронуло Павлова в творчестве Соколовского.

– Про кладбище.. Там же у кого-то братья, сестры и отцы лежат. Еще сквернословие в храме, хотя это был монтаж. Я сам не матерюсь, а там такая красота, – отвечает Павлов.

Судья буквально слово за словом вытаскивает из свидетеля названия чувств, которые были задеты роликами.

Павлова отпускают.

«Мы, конечно, должны терпеть, но сколько можно?»

11.09. Вызвали Шипинцева Михаила. Работает в храме Большой Златоуст. Он тоже православный христианин и тоже смотрел ролики.

– Я смотрел три видеоролика. Про покемонов, патриарха, и что-то «космос.. не видел». Большое сожаление о молодом человеке, что у него такие взгляды, что он нецензурно высказывался. Сразу видно воспитание. Он находился в мировой святыне, в Храме-на-Крови. На следующий год у нас запланирован визит уважаемого президента Владимира Владимировича и патриарха. У меня было ощущение, что в меня плюнули.Видимо, родители за ним недосмотрели. Я к Руслану хорошо отношусь, но не вижу его раскаяния. Мне мама в детстве сказала, что Церковь – основа нашего государства, и наш уважаемый президент Владимир Владимирович – верующий человек.
И ранее наш президент обращал внимание, что преступность перешла в интернет, и к Руслану должны быть приняты адекватные меры. Мы ведь детей воспитываем. Говорим им одно, а в интернете другое показывают. Давайте с этим бороться! – говорит Андрей.– Скажите а такие ролики государственный строй подрывают? - спрашивает прокурор.– Конечно! Мы ведь детей в патриотизме взращиваем, я не матерюсь, а тут в интернете другое показывают. Надо помочь Руслану в нашем обществе, раз мы его таким сделали. Он еще молодой, конечно. Христиане – миротворцы, но безнаказанным его оставлять нельзя, иначе он снова пойдет и натворит что-то, – говорит прихожанин.

11.17. Бушмаков интересуется, слышал ли Андрей недавние проповеди патриарха про то, что не надо оскорбляться.

– Я слышал про это, мы, конечно, миротворцы, но и вседозволенность не должны поощрять.– А как христианин должен реагировать на оскорбления?– Ну как... Какой-то внутренний плач.– Вы что должны сделать? Помолиться? – интересуется Бушмаков.– Конечно. И научить. Мы миротворцы. Мы, конечно, должны терпеть, но сколько можно? Он говорит – я атеист, матерюсь... Тут уже должен уважаемый суд решать, – говорит Андрей и снова начал ссылаться на Владимира Владимировича.

11.24. Свидетель обрушился с критикой на журналистов, что они освещают не те процессы, которые нужно. По мнению Андрея, так и до революции недалеко.

Стуча кулаками по трибуне, прихожанин напоминает, какую угрозу несет атеизм, что в храмах теперь причащаются премьер-министр, губернатор Евгений Куйвашев и на праздники к ним регулярно ходит Евгений Ройзман.

11.27. У мужчины два образования – экономическое, он также закончил заочно духовную семинарию.

– Конкретный вопрос: какие ваши религиозные чувства задел Соколовский? – спрашивает Бушмаков.– Он сравнил Христа с покемоном... На патриарха... У меня внутренний плач был.– Вы плакали?– Я плакал. И жена у меня это видела... Я тоже не был в 21 год идеален, но мне мама сказала – церковь это церковь.

11.30. Покемонов в церкви ловить нельзя, говорит Андрей. Он считает, что Руслан мешал там ловлей покемонов.

– Это дом молитвы! Давайте там еще в футбол играть. Мы уже проходили это, когда храмы переделывали под дома культуры. Если Руслан пойдет в руководство, он же и храмы начнет рушить, – говорит свидетель.
«Вот пусть тебя воспитают дяденьки, с которыми ты сидел»

11.32. Встает Руслан Соколовский.

– Призывал ли я рушить храмы? – Нет, но может лет через десять начнете, – отвечает Андрей.

На часть вопросов он отказывается отвечать. Так, он отказался рассуждать о матерных стихах Пушкина и Есенина.

11.35. Руслан напоминает свидетелю, что в свое время Путин рекомендовал отпустить девушек из «Пусси Райот».

– Я хочу тебе помочь. Я не хочу тебе зла. Раз мы – общество – сделали тебя таким, мы и должны тебя воспитать. Вот пусть тебя воспитают дяденьки, с которыми ты сидел. Они по большей части православные, – отвечает на это Андрей.– Спасибо. Они мне угрожали изнасилованием, – замечает Руслан.– Ну вот и перевоспитают, - говорит Андрей.

Руслан извиняется за возможные оскорбления, и Андрей говорит: «Спасибо».

11.42. Свидетеля задевает также публичный атеизм. Его беспокоят такие люди.

Судья уточняет, испытывал ли Андрей чувства унижения и оскорбления при просмотре роликов. Свидетель отвечает утвердительно.

– Вы считаете, что все люди должны быть верующими? – спрашивает судья– В идеале – да.– А вас оскорбляет, когда человек не верит?– Скорее, это вызывает сожаление. Но у каждого человека есть ведь свобода выбора.

Допрос закончен.

11.44. Андрея на трибуне сменяет старший священник Храма-на-Крови отец Максим Меняйло.

Священник говорит, что съемку в храме можно вести по разрешению охраны.

– Съемка на богослужении запрещена, чтобы оной не мешать, – говорит отец Максим, – люди приходят, чтобы помолиться и побыть в тишине.
Мне сообщили, потому что были возмущены. Возмущены тем, что эти ролики были в интернете. Я посмотрел ролик, где матерщину наложили на церковное песнопение. Ко мне обращались с вопросами: «Батюшка, что делать? Как это остановить?» Люди были оскорблены. Можно снести личные оскорбления, но когда оскорбляют святыню, это вызывает ответное чувство.
«Это фига в кармане. Вы не извинились»

11.50. Священник вспоминает, как в древности люди шли на смерть ради религии.

– Я вмешался в ситуацию, поскольку людей зацепили. Если бы это касалось только меня, я бы по-другому поступил. Я не хотел сюда приходить, но это мой долг, – отмечает отец Максим. – Хорошо, что наше государство установило такой закон.

11.53. Священник напомнил, что и в Европе есть уголовная ответственность за отрицание холокоста.
По его словам, в Епархии организовали отдельное совещание по разбору роликов Руслана.

– Нам Руслан тоже не безразличен. Все-таки любой человек – творение Божие. Мы думали, как это остановить и как ему не отомстить при этом, – говорит отец Максим.

Действия Руслана он назвал хамством и цинизмом.

11.57. К опросу свидетеля приступил Бушмаков. Он интересуется, где в церковных законах есть запрет на съемку.

Отец Максим говорит, что это внутреннее дело каждого храма.

– Во время съемки на Соколовского никто не жаловался? – вопрошает адвокат.– Нет. Он тихо ходил. Но он чего-то такое совершил... У нас у прихожан тоже звонят телефоны, но их никто не ругает. Руслана не за игру же судят, а за оформление.– Можно играть с покемонами в храме?– Есть ли ты сумасшедший, то можно. Если тебе наплевать на все и всех.

12.04. Бушмаков задает традиционный вопрос про чувства верующих. Отец Максим перечисляет: любовь к матери, уважение к усопшим и почитание царской семьи.

– Как нужно относиться к оскорбляющим?– Если тебя оскорбляют – претерпевать и благословлять. А если другое – то насмерть стоять. Я здесь буду стоять сколько надо, но чтобы мне бабушки потом и молодежь не сказали: «Что же ты промолчал», – отвечает отец Максим.

Священник говорит, что его спрашивали: «можно ли встать на защиту святыни?» Отец Максим дал им свое священническое благословение.

12.08. Соколовский встает и приносит извинения священнику.

- Я обязательно передам ваши извинения, Руслан. Но я буду считать, что вы раскаялись, если вы так же, как мне, принесете извинения через СМИ. Тогда уже как священник и педагог я их приму по совести. Но это случится, когда вы не будете будете под гнетом уголовного преследования, – говорит отец Максим.

12.11. Руслан напоминает, что уже через СМИ делал такое заявление.

– Это фига в кармане. Вы не извинились перед РПЦ. Вы хоть бы раз назвали ее Русской православной церковью. Эта организация объединяет 100 миллионов человек, - отвечает отец Максим. – Но я ваши извинения принимаю. Мы сюда пришли не ради мести, и я не хотел бы, чтобы ему было какое-то зло, чтобы он остался в тюрьме.
– Помоги вам Господи, – напутствует в конце своей речи Руслана отец Максим.

Судье он объясняет, что у него было чувство жалости к Руслану как к человеку, который совершает «тяжкий грех».

– Мне жалко человека просто, – говорит отец Максим.

На этом допрос старшего священника Храма-на-Крови закончился.

12.15. Вошел следующий свидетель. Виктор Торохов – охранник старшей смены в Храме-на-Крови. Он тоже православный. 

Прокурор интересуется, каким образом организована охрана и можно ли вести в храме съемку. Охранник поясняет: пользователи телефона не вызывают у охраны подозрений. Замечания делают только тем, кто снимает без разрешения.

– Если он достал телефон, то, может, он молитву читает, – говорит охранник.

12.19. Виктора в роликах Соколовского задела «грязь» в адрес Бога и царской семьи.

– Меня оскорбило это. Для меня и близких это святые. Как будто в лугу наплевали. Для нас ведь святы государственные символы, памятники, кладбища. Ладно бы на бумажке написал и под подушку положил, - отвечает Торохов.

Зато свидетеля порадовали комментарии под роликами, которые свидетельствуют о том, что для людей еще осталось "что-то святое".

12.24. Эстафета в допросе переходит к защитнику Бушмакову. Первый вопрос - какие чувства были затронуты у охранника.

Свидетель сравнил свои ощущения с тем, как если бы была оскорблена могила предков.

– Я не специалист в чувствах. Он уничижил Господа, назвав его нехорошим словом (имеется в виду «покемон». - Прим. ред.).– А вы знаете кто такой покемон? – спрашивает Бушмаков.– Нет. Ну, это игра такая, на которую подсаживают молодежь, – ответил охранник.

Обращаясь к Руслану, он назвал его деятельность опасной для детей. Руслан в ответ извинился.
Торохов извинения блогера принял.

Как растолковать понятие «богохульство»?

12.27. Адвокат переходит к вопросу о царской семье.

- А вы знаете, кто такой Толмачев?- Смутно. Я знаю, что он замешан в убийстве Царской семьи. Мы протестовали.- А вас оскорбляет, что улица Толмачева соседствует с Царской?- Не знаю. Мне не нравится.

Охранник считает, что если Руслан не будет больше касаться Церкви и покается, то наказание ему можно смягчить.

12.30. В суде идет краткий диспут о переводе богословского термина "богохульство" на юридический язык. Перевод сторонам не удался.

12.32. Судья задает уточняющие вопросы об оскорблении.

– Это же не лично ваши оскорбления? А наверное всего сообщества? – спрашивает судья.– Да-да. У нас на Царские дни 50 тысяч человек собираются, – отвечает охранник, – это оскорбляет всех христиан.– А вас оскорбляет, что Николая Второго называют «Кровавым», – интересуется адвокат и перечисляет страшные события во времена правления этого императора: Кровавое воскресенье, Ходынка и прочее.– Это клевета. Меня это оскорбляет! – заявляет охранник.
«У Соколовского есть прекрасные ролики для атеистов»

12.34. Входит следующий свидетель – Овчинников. Себя он считает православным христианином. С Соколовским он тоже знаком только по роликам.

– Я накануне сделал усилие над собой и пересмотрел его ролики, потому что это мерзко. Смотрел даже не относящиеся к Церкви, – говорит свидетель.

Смотрел он и про патриарха, и про покемонов, и ролик «Письма ненависти – верующие». Всего накануне отсмотрел полторы сотни роликов.

– Соколовский поносит не только христианскую веру. Его слова, конечно, содержат оскорбление чувств верующих. Основное мое чувство от этих роликов – отвращение. Затем оскорбление. Может быть, досада какая-то, – говорит свидетель.

12.40. Прихожанин вспоминает, что 2 февраля отец Сергий организовал просмотр роликов среди прихожан для обсуждения. Собралось четыре человека, включая священника.

12.44. Бушмаков задает конкретный вопрос про чувства.

– Какие именно чувства были затронуты?– Чувство собственного достоинства.– А это религиозное чувство? – интересуется адвокат.– В том числе, – отвечает прихожанин. – Я считаю, что чувство религиозности нельзя делить.– У нас речь идет о чувствах человека, который верит в Бога.

12.48. Встает Соколовский.

– Мое уважение, что вы посмотрели все две сотни моих роликов. Если я вас не мог переубедить, то, видимо, у меня что-то не так с подачей информации.

Прихожанин в свою очередь хвалит Руслана за грамотную и интересную подачу научной информации.

– После сотого ролика я уже научился абстрагироваться от некоторых его высказываний, – говорит Овчинников.

Судья тем временем делает замечания участникам процесса за насмешки над показаниями.

– Для человека дороги эти взгляды, а вы тут усмехаетесь, – говорит судья Екатерина Шопоняк.

12.52. Судью интересует, когда у Соколовского появились антирелигиозные вещи. Свидетель затруднился ответить.

– Он талантливый, находчивый. У него порой есть очень смешные ролики. И в начале-то ничего плохого в них не было, – говорит свидетель.

Судья просит сказать, что именно задело Овчинникова. Верующий говорит, что ему не понравились высказывания о патриархе и негативные отзывы о православных.

– Не было необходимости употреблять мат. У него и без того есть прекрасные ролики об атеистах. Атеисты меня не раздражают, – говорит верующий.

Свидетеля отпустили.

Суд объявил перерыв до 14.00. 

13.54. Как стало известно корреспонденту НАШЕЙ, защита планирует вызвать свидетелем выпускника духовной семинарии Владимира Головина.

– Я пришел в поддержку Соколовского, потому что Бог поругаем не бывает. Суть религии в милосердии и любви. Если вспомнить 1905 год, там колокольни использовались как доты для расстрела революционеров. Но это не оскорбило никого, – говорит Виктор.

Он обратился к Руслану и сказал, что часть студентов и священников считают ситуацию абсурдной.

14.10. Перерыв закончен. Возвращаемся к процессу.

В зал вызвали свидетеля Анну – она верующая, христианка.

Анна просмотрела ролики о покемонах, патриархе, браке и православных женщинах. Часть записей она не смогла досмотреть.

– Эмоции у меня были негативные. Я почувствовала оскорбление как верующая, эти оскорбления были и в адрес моих родителей. Меня задела фраза, что верующая женщина не должна рожать детей. И то же самое в отношении нищих, – говорит свидетель.

14.20. Соколовский задает вопрос свидетелю:

– Я в одном ролике отвечал священнику, который призывал рожать детей несмотря на бедность. Я же настаивал, что человек сначала должен заработать на благополучие детей.– Я помню, что вы говорили, что верующие все бедные.

Руслан извинился перед Анной.

Адвокат подробнее спрашивает свидетеля о его вере. По словам Анны, она уже пять лет строит храмы в Сысертском районе.

– А почему вы считаете себя верующей? – спрашивает Бушмаков.– Я не буду отвечать на этот вопрос, поскольку это будет выглядеть, как если бы я бы доказывала свою веру.– Чем вас оскорбили ролики?– Я считаю, что наш президент, которого я очень уважаю, тоже верующий, были оскорбления в его адрес. Меня задело, что человек во всеуслышание может вести эту тему ради пиара.- Не было в адрес президента ничего, – говорит Соколовский.

Адвокаты просят Руслана помолчать.

Анна оскорбилась также на слово «сектанты», но не смогла дать определение этому слову.

– Я не буду тратить свое время, чтобы объяснять это, – говорит Анна.

14.28. Свидетель говорит, что у нее возникли переживания, поскольку Руслан создал опасные для детей ролики. Руслан спрашивает, как религиозные чувства связаны с патриотическими.

– Я в тот момент посчитала нужным сказать именно про это. Так же, как вы усматриваете нужным сказать без всяких доказательств, – говорит свидетель.

14.45. Только что корреспонденту НАШЕЙ стало известно, что среди свидетелей обвинения заявлен еще один выпускник духовой семинарии – Николай Васильев.

– Он грозился сначала Соколовскому морду набить, – комментирует НАШЕЙ Виктор Норкин.

Однокурсники Васильева опасаются, что он может устроить провокацию в адрес Соколовского.

На этом мы завершаем НАШУ трансляцию.