Нетипичный взгляд на Обломова: о новой выставке японского фотографа в Екатеринбурге

Нетипичный взгляд на Обломова: о новой выставке японского фотографа в Екатеринбурге

В Екатеринбурге 26 августа открылась выставка японского фотографа Икуру Куваджимы «Я, Обломов».

Автор работ восемь лет прожил в России, много путешествовал по Казахстану, Украине и Киргизии. Один из его друзей порекомендовал ему прочесть роман Ивана Гончарова «Обломов».

– Тогда я нашел ответ, почему темп моей жизни замедлился. Я уже жил в России, у меня было подобное состояние депрессии. В японских сказках и аниме много персонажей, похожих на Обломова, они ничего не делают. Поэтому образ Обломова от нашей культуры, на самом деле, не так далек, – заявил НАШЕЙ Икуру Кувадижма.

Во время путешествия Икуру снял много автопортретов в стиле романа, только в постсоветском пространстве. По задумке автора зритель из XIX века постепенно перемещается в современность. Все фотографии Икуру собрал в книге в виде подушки. Каждый снимок сопровождает цитаты Илья Обломова.

Удивительный факт

Оказалось, что роман значимо повлиял на японскую литературу. Один из писателей-переводчиков высоко ценил русскую литературу, перевел он и «Обломова». Именно тогда в Японии впервые узнали литературном приеме «поток сознания».

Позитивный взгляд на Обломова

С XX века в Японии расцвела культура трудоголизма, жители восточной страны отдают все свое время заработку денег. Жизнь Икуру была непростой, и он действительно мог прочувствовать на себе бремя «лишнего человека», 37-летний юноша мечтал переехать из Японии. По наущению отца ему пришлось отучиться в США, где он не смог работать журналистом, слишком мешал языковой барьер. Позже Икуру стал фотокорреспондентом, отработал во множестве изданий и даже публиковался в National Geographics.

– Обломов и обломовщина – это разные вещи, я вижу явление обломовщины как негативное, это народная, коллективная боль. Но сам Обломов отличается от этого, он хороший человек, ведь не сделал ничего плохого, к самому персонажу я отношусь с симпатией. Я как раз вырос в культуре, где нужно постоянно что-то делать, что-то доказывать, а у Обломова совсем по-другому. При Советском Союзе часто показывали Обломова как негативного персонажа, как человека, который ничего не делает. Это шаблонное чтение. Мне кажется Обломов задает много вопросов, которые актуальны и сейчас, – пояснил НАШЕЙ Икуру.

Все работы Икуру сделаны до пандемии, хотя, казалось бы, близкое Обломову состояние апатии и лени посетило многих из нас во время трехмесячной самоизоляции. Особенно тепло выставку встретили в Америке.

Критика

НАША решила узнать мнение учителя русского языка и литературы о таком взгляде на Ивана Обломова.

– Обломов – это протест, когда человек, его интеллект, желания не востребованы в обществе, он становится лишним. При этом, это не просто лень, ведь от его бездействия страдают другие, его крепостные. А обломовщина – это потребительство. Лично мое мнение: каждый человек должен делать то, то он может. Если ученик не будет к готовиться к экзаменам, потому что ему не нравится ЕГЭ, разве это правильно? Кроме того, нельзя вырывать образ из контекста, – рассказала НАШЕЙ учительница Ольга Малышева.
Участие в биеннале

В рамках 6-ой уральской биеннале Икуру Куваджима посвятил проект известному в Японии бейсболисту из Нижнего Тагила Виктору Старухину. Оказалось, что семья свердловчанина эмигрировала в Японию в 1929 году. Уже в 1930-х годах Виктор вошел в национальную сборную на позиции питчера (прим. НАШЕЙ человек, который ловит мяч) и побил огромное количество рекордов.

– Но при этом в Тагиле до сих пор, как и в Свердловской области, мало кто его знает. Мы решили посвятить ему выставку. Мои родители, бабушки дедушки помнят его, я тогда еще был мальчиком, – поделился Икуру.

Посмотреть выставку «Я, Обломов» можно в «Доме Метенкова» на ул. Карла Либкнехта, 36.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!