«Он устроил провокацию»: онлайн-трансляция по делу Руслана Соколовского из Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга

«Он устроил провокацию»: онлайн-трансляция по делу Руслана Соколовского из Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга

В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга продолжается допрос свидетелей, вызванных на процесс по делу блогера Руслана Соколовского. Корреспондент НАШЕЙ ведет онлайн-трансляцию из зала суда.

В первый день процесса 13 марта было зачитано обвинение в адрес Соколовского, в котором были перечислены ролики, которые легли в основание дела. В тот же день опросили понятых, которые присутствовали при изучении видеороликов блогера.

Вчера суд закончился на оглашении показаний отца одного из сподвижников Руслана — Михаила Сергеева. Его сын Игорь, по версии следствия, участвовал в создании ролика про покемонов. Защита настояла на том, чтобы допрос Сергеева-младшего перенесли на сегодня.

09.51. Доброе утро.

Сегодня ожидается допрос свидетеля – Игоря Сергеева.

В суде замечен главный потерпевший – Максим Румянцев, называющий себя журналистом. Напомним, он написал заявление, в котором утверждал, что ролик Соколовского, снятый в Храме-на-Крови, оскорбил его чувства.

09.57. Вошел Соколовский.

– Всем привет, – начал блогер.

– Соколовский, за мной пройдите, – прерывает его пристав.

10.04. Сегодня на процессе ожидаются, кроме Румянцева, другие православные активисты. Журналистов в суде больше по сравнению со вчерашним днем.

Максим Румянцев, один из потерпевших. Сегодня он будет выступать свидетелем

10.12. Процесс начался. В составе участников небольшая замена. Гособвинителем сегодня выступает Екатерина Калягина.

К Соколовскому присоединился его второй защитник – Алексей Бушмаков.

Свидетель: «Я нажал кнопку «сообщить о нарушениях»

10.14. Начался допрос очередного свидетеля – Олега Сидикина.

Официально он не работает - фрилансер. С Соколовским он общался только в офисе, когда тот приходил к Сергееву. Точнее, он только видел Соколовского.

– Я знал, что он видеоблогер, но его видео не смотрел. Мне они были не интересны. Только в сентябре 2016 года после публикации в СМИ посмотрел про покемонов, – рассказывает Олег.
– Помню, что он ловил покемонов в церкви. Мне тон видео не понравился, и я нажал кнопку «сообщить о нарушениях». Мне не понравилось, что в одном видео была церковь и ловля покемонов, – рассказывает Олег.

10.18. Вопросы задает защита.

– Вы верующий человек? – спрашивает Бушмаков.– Нет... Но есть закон, что нельзя выражаться так про верующих... 

Второй адвокат переходит к вопросу о ручке. Олег не видел гаджета со скрытой видеокамерой у Руслана.

10.21. Прокурор попросила зачитать первоначальные показания Олега из-за наличия расхождений.

10.24. В первоначальных показаниях Олег также говорил, что ролики Соколовского про покемонов полны нецензурной лексики. Сегодня в суде фрилансер не мог вспомнить, был ли мат в записях Руслана.

10.26. Встает Руслан. Он спрашивает Олега, не заблокировали ли его видео на YouTube за разжигание ненависти или вражды.

– Нет. Такого не было, – отвечает Олег.– У меня нет вопросов, – говорит Руслан.
Свидетель Румянцев: «Для меня такие ролики оскорбительны»

10.31. Вызывают следующего свидетеля – Румянцева.

Прокурор спрашивает, является ли Максим верующим, какого он вероисповедания.

– Я верующий человек и посещаю православный храм. С Русланом я не был знаком. Я его ролики видел в сети, поскольку я журналист, то знакомлюсь со всем, что появлялось в сети. После просмотра роликов я возмутился и посчитал, что эти ролики оскорбили чувства христиан, и не только христиан.

10.34. Знакомство Максима с творчеством блогера началось с ролика про покемонов, затем он стал смотреть другие ролики блогера.

– Верующих можно признать социальной группой. В этом ролике подсудимый не поймал, как он сказал, «главного покемона – Иисуса Христа». Иисус Христос – главный Бог для многих религий. Для меня такие ролики оскорбительны.

10.40. Румянцев заявил, что ролики Соколовского из за содержания нецензурной лексики разжигают вражду в отношении православных христиан.

— Его ролики оскорбляли верующих. Они оскорбляли православных христиан. Это основная группа верующих в РФ. Когда на основную социальную группу жителей, идет поток нецензурной лексики, это создает конфликт на пустом месте. Это ведет к политически-общественной дестабилизации в РФ, – заявляет Румянцев.

10.46. Защитник Бушмаков пытается узнать, какие чувства задел Руслан:

— Можете назвать конкретно, что вас оскорбило, какие чувства были задеты?— Чувства верующих православных христиан.— Какие конкретно?— Чувства разные бывают. Чувства любви, чувства ненависти, чувства уважения.. Вы в чем хотите разобраться?— Какие именно чувства являются чувствами верующих?— Это чувства верующих людей... Если вы их не знаете, я не могу их объяснить. 

Бушмаков около 10 минут пытается выпытать у Максима Румянцева, какие все-таки его чувства были задеты. 

Спор между Румянцевым и адвокатами идет на повышенных тонах. Во время спора Румянцев хвалится тем, что он обратился в полицию с заявлением на мага Антон Симакова из-за его обряда с отрезанием головы петуха.

— Да будет известно, что за оскорбление чувств верующих первое дело было возбуждено по моей инициативе, потому что я подал заявление на известного мага Антона Симакова. Подобная деятельность вредит государственному строю страны, — заявляет Румянцев.

11.00. Румянцев отказывается цитировать или даже писать оскорбительные для него высказывания Соколовского.

Подсудимый блогер после вопросов адвокатов пытается узнать, оскорбили ли его шутки Максима Румянцева. Свидетель отвечает нотацией.

— Вы почему-то шутите над верой тысяч и миллионов людей. При том ваши ролики могут увидеть не только в России, но и католики в Испании и других странах. Те шутки, которые вы проецируете… Понимаете, у нас ИГ («Исламское государство», запрещенная в России террористическая организация) людям головы отрезали, — сказал Румянцев.

Свидетель-мусульманин: «Про пророка он плохие слова говорил»

11.03. Подошли еще два свидетеля – Халимов и Самиев. Они представляют мусульман в этом процессе.

Суд вызывает Самиева.

11.07. Вопросы задает сторона обвинения. Прокурор интересуется, какой веры свидетель.

– Моя религия ислам, – отвечает Самиев. – Руслан плохо отзывался о верующих. Говорил, что они тупые и безрассудные люди. Меня оскорбило это. Мы от души верим – в ислам, коран, Аллаха. Мы их не видели, но они есть.

11.14. Самиев вспоминает, что в комментариях к роликам их авторы грозили найти и наказать блогера. По его словам, авторы комментариев порождали ненависть к Руслану. Адвоката интересует, где мусульманин узнал о блогере.

– В передаче Шеремета. Потом я подумал, что у него есть свой канал. Я его дома смотрел и на телефоне, – говорит свидетель. – Он оскорбил всех мусульман. Я плакал. Когда так говорят, нам очень плохо, – говорит верующий.

После этих слов свидетеля Руслан поднялся и извинился перед Самиевым.

– Я не могу сказать, какое наказание. Это будет грех, – отвечает на вопросы адвоката Самиев.

11.24. Заходит следующий свидетель – Халимов.

Вопросы задает адвокат Бушмаков. Он интересуется, как свидетель узнал о блогере.

Халимов отвечает, что из интернета.

– Я включал. Он начинал оскорблять, говорил, что все верующие – тупые, – говорит свидетель-мусульманин. – Мне сказали про Соколовского, и я нашел его через YouTube, – сказал Халимов. – Про пророка он плохие слова говорил, – продолжает свидетель.

11.29. Адвокат спрашивает, как наказать блогера.

– У нас в исламе сказано: если человек свернул с дороги, но вернулся на правильный путь, его надо простить, – отвечает Халимов.
Свидетель-христианин: «Это насмешка над моими чувствами»

11.34. Допрашивают следующего свидетеля – Пономарева.

Мужчина зашел и с ходу попытался отобрать камеру у журналистов.

– Я телезвезда что ли? – сказал Пономарев и попросил суд запретить съемку.

11.37. Суд запретил съемку свидетеля. (Фото НАШЕЙ сделано до запрета).

Пономарев назвал себя православным христианином. 

– Если бы все было пристойно, мы бы не собирались. У него там были пакостные журналы. И то, что он устроил с церковным пением, тоже ужасно, – сказал Пономарев.

11.41. О ролике про покемонов он узнал от знакомых.

– Храм – это дом божий и лишние телодвижения там не допускаются... А он там... У меня эти ролики вызывают ощущение мерзости и оскорблений. У меня гамма эмоций, которые сложно описать. Это оскорбление людей, благодаря которым наша страна стала великой и большой, – заявил Пономарев.

11.44. Пономарев вспоминает, что в роликах была нецензурная брань, наложенная на церковные песнопения.

– Но на память я не помню ролики.. Вы же не будете ковыряться... Вот – лежит собачье эээ... Вы же не будете ковыряться, – говорит Пономарев.
Критика или оскорбление – суд ищет отличие

11.57. Бушмаков интересуется, как долго Пономарев является верующим человеком и чем его оскорбили.

– Я с детства крещен, а эти вещи – это кощунство. Это насмешка над моими чувствами, – отвечает Пономарев.– А что такое кощунство? – спрашивает защитник.– В словаре посмотрите.– Вы спали плохо, не ели, переживали?– Это было издевательство. Все, что было для меня свято: имя Бога, храм, песнопения, то что находится внутри храма, – это было оскорблено, – отвечает Пономарев.Он отрицает, что Соколовский мог обидеть его.– Обида - это личное...

Адвокат и свидетель не могут прийти к согласию, что такое «чувства верующего» и как их можно оскорбить.

11.59. Эстафету принимает Соколовский, он спрашивает у свидетеля, является ли оскорблением критика, и затем просит у Пономарева прощения.

Верующий свидетель желает Соколовскому измениться. Блогер признает, что он «перегнул» с подачей информации.

12.01. Вопросы снова задает защитник Бушмаков.

– Надо ли привлекать человека за игру в покемонов?– Так его не за покемонов судят, – отвечает Пономарев, – если бы никто не узнал, ничего и не было бы.– А можно ли негативно высказываться о православии? – говорит Бушмаков.– Если критика конструктивна, то почему бы и нет? Но если задевают святыни, это оскорбление, – считает Пономарев.

12.03. Адвокаты пытаются выяснить, можно ли критиковать святыни.

В итоге не смогли установить отличие между критикой и оскорблением святыни.

12.05. После ухода свидетеля судья делает замечание адвокату за некорректное поведение.

14.05. Заседание продолжается.

В суд пришел свидетелем иерей Виктор Ярич. Он заявил прессе, что не выступает за тюремное заключение Соколовского. 

Также свидетелем по своей воле пришел сотрудник епархии, выпускник духовной семинарии Сафонов.

Свидетель-прихожанка: «В храме шутить нельзя»

14.10. Суд вызывает свидетеля Светлану Скорых. Светлана – православная христианка. 

– Я просматривала новостную ленту. Названия видео я точно не помню, я посмотрела записи, связанные с Храмом-на-Крови, и комментарии услышала. Для меня храм – это место участия в служении Богу.

Ролики она посчитала оскорбительными.

– Это открытое надругательство над лицом святой Троицы, издевательство над Господом нашим Иисусом Христом. Кроме того, это место расстрела царской семьи, это наш градообразующий духовный центр. Это как на кладбище играть, – говорит Светлана.

14.16. В комментарии к видеозаписи свидетель не вчитывалась. Она сетует, что невоцерковленные люди не осознают ответственность блогера.

– Некоторые люди считают, что его вина не соответствует мере задержания, – сказала прихожанка Храма-на-Крови.

Остальные ролики Скорых видела «мельком».

– Я так поняла, что Соколовский не конкретно к православной вере, а ко всем религиям относится негативно, – говорит верующая.

14.19. Руслан поднимается и задает вопрос:

– Я кому-нибудь помешал?
– Конкретно вы никому не помешали, но вы сняли ролики, где оскорбили Господа Иисуса Христа. Вы показали, что априори можно прийти, снять и сказать так, – говорит Скорых.
– Цели оскорбить у меня не было. Вы оскорбились на мою шутку? – спрашивает Руслан.– В храме шутить нельзя, – ответила Скорых, – для меня и всех остальных это выглядит так, что вы делали это в храме.

14.22. Адвокат Бушмаков спрашивает, какое у свидетеля образование.

– Первый курс Свято-Тихоновского института.– Какие чувства он оскорбил?– Он оскорбил мои святые чувства... Мое отношение к царской семье, я поклоняюсь им как мученикам. Как объяснить-то это...

14.26. Скорых пустилась в описание биографии царской семьи и истории их расстрела.

– Я могу вам рассказать, что Иисус Христос – лицо святой Троицы... Но это теологические выкладки, они кому-то могут быть непонятны. Но важнее, что 1917 год – это черный год. В этот году детей закололи штыками. Мстить цареубийцам конечно не надо, но надо почитать царскую семью, – объясняет Скорых.– Какие-то еще чувства были ваши задеты? – спросил Бушмаков. – Нам надо понять, есть или нет религиозные чувства.– Мы находимся в сложной политической ситуации и ответственность перед Родиной... Есть православная религия, она свяжет тысячи верующих по всей стране. Это оскорбление нашего государственного строя, попытка разрушить. А есть люди, которые ведут нас к расколу, как на Украине, – говорит Скорых.

14.31. Слушатели из числа сторонников блогера плачут и трясутся от смеха.

– Меня как христианку задело то, что он оскорбил матерными словами лицо святой Троицы, – говорит Скорых.– А как же фраза: Бог поругаем не бывает? – спрашивает Бушмаков.
– Да. Не бывает, и церкви ему не нужны, они нам нужны. Мы испытываем религиозные чувства и мы не хотим, чтобы в храмах и на мемориалах.. Ну что, мы будем играть на мемориале репрессированным? Я хочу, чтобы он понял нашу позицию, – сказала Светлана.

14.34. Несколько раз верующая повторяет, что Соколовский оскорбил Христа, назвав его покемоном.

– Называть покемоном Бога нельзя. Для меня это свято. Объяснять я тут ничего не буду, – говорит свидетель.

14.37. Светлана считает, что Руслан представляет общественную угрозу.

– Подражая ему, люди играют в покемонов.. В рясах по площадям ходят, думая, что это типа классно.– А ролики Соколовского поколебали вашу веру?– Нет. А как это может быть?

Светлана заявила, что в храме вообще запрещено пользоваться телефонами.

На этих словах захихикал выпускник семинарии, пришедший в суд и, вероятно, вспомнивший, что представители духовенства нередко пользуются гаджетами в алтаре.

14.40. Светлана снова перешла к теме поругания России через оскорбление веры.

– Как на вас сказались переживания от роликов? – спрашивает Бушмаков.– Волнение за подрастающее поколение. Мне в будущем с этими людьми работать. Старшее поколение хотя бы своих дедов помнит и их рассказы, – продолжает Светлана, – я и за себя переживаю. Своих гостей я веду в Храм-на-Крови и рассказываю им о царской семье.

14.42. Встает Руслан.

– Я бы хотел разобраться с ситуацией по царской семье. Мне все равно, кто там: бедный или царь. Меня интересует, как я оскорбил царскую семью.

Светлана, передразнивая Руслана, процитировала блогера:

– Вы пришли и сказали: «Не знаю я историю, какая царская семья, что вы тут гребаное понастроили?»

14.48. Защитник Бушмаков замечает в адрес Светланы:

– Я вижу ненависть в ваших глазах.– Это не ненависть. Это жалость, – отвечает Светлана.

14.50. Далее Соколовский интересуется у верующей, ценнее ли жизнь святых в сравнении с жизнью обычных людей.

– Жизнь святых людей учит нас, как угодить Богу, – сказала Скорых.

Фразы которые ее оскорбили, она повторять отказалась.

– Это богохульство! Я не буду повторять богохульство! – отвечает Светлана.

Свидетель произносит свои слова на суде с надрывом в голосе.

14.52. Зачитывают первоначальные показания Светланы. Там мелькают слова: «Я считаю, что если Соколовский не является воцерковленным человеком, то он не имеет права так высказываться о Церкви».

– Я защищаю свои права. Он влез в мою жизнь, – говорит Светлана.

Выясняется что Светлана – прихожанка храма Большой Златоуст. В октябре 2016 года она увидела ролик и обратилась за советом к священнику. Он посоветовал ей пойти в полицию.

«Так себя пиарить – ужасно»

14.55. На заседание вызвали Эльвиру Рукавишникову. Она пытается заслониться от камер рукой.

14.57. Свидетель узнала от своих друзей про ролик о Храме-на-Крови, где есть «аспекты, которые ей было необходимо посмотреть».

– Достаточно вызывающий ролик, который может заражать молодежь. Это была боль. То место, которое у нас посещают и простые люди и знаменитости, куда приходят отдать дань царской семье... Так себя пиарить – ужасно, – говорит прихожанка.

15.00. Рукавишникова продолжает:

– Для верующего человека это святое место, где есть алтарь – самое святое место. Для меня это оскорбительно с позиции верующего человека. С позиции гражданской – это храм-памятник, и это оскорбление истории нашей страны. История семьи Романовых – это и моя история.

15.02. Свидетель увидела в ролике вызов верующим и гражданскому обществу.

– Для меня это оскорбительно, безнравственно и недопустимо. У каждого есть свои ценности, и это перебор, – говорит свидетель.

На момент съемок, по словам Эльвиры, в храме шла Всенощная.

15.06. Ей не понравились высказывания Соколовского в адрес священников.

– Он сказал: «Главный покемон» (Руслан имел в виду Христа. - Прим. ред.). Что это за главный покемон?! – возмущается верующая.

Она говорит, что ролик вызвал у нее «боль за молодежь». Других роликов Соколовского она не видела.

15.10. Эльвира считает, что Соколовский использовал свои ролики как «сетевой маркетинг».

Она в курсе, что Руслан зарабатывал таким образом, но эти ролики, считает Эльвира, бьют по молодежи.

– Такой пиар направлен на своеволие. Что хочу, то и делаю, – считает свидетель.

15.17. К религиозным чувствам верующая причислила «порядок в храме», кроме того, свидетель заявила, что блогер оскорбил икону нецензурной бранью.

– Да? – поднимает брови адвокат. – Где?– В ролике, – отвечает свидетель.

15.19. Женщина не смогла ответить на вопрос, возбуждал ли ненависть Соколовский.

– Он, наверное, не понимал, что делал.

15.21. Соколовский спрашивает Рукавишникову, связана ли победа в Великой Отечественной войне с традиционными ценностями. Блогер напомнил, что войну выиграл СССР, где насаждался атеизм.

Верующая не согласна с этим утверждением. По ее словам, победили не только атеисты.

– Сталин открывал храмы, солдатам в одежду зашивали ладанки... Так что победили не только атеисты, – говорит Рукавишникова.
Юрист Епархии: «Соколовский должен извиниться»

15.25. В зал вошел сотрудник епархии Артем.

Артем тоже является православным. Лично он блогера не знает. Свои показания он читает со шпаргалкой.

Свидетель просмотрел несколько роликов. Об одном из них он узнал от настоятеля храма Большой Златоуст. Эти ролики в августе 2016 года он принял в работу.

15.28. Артем пересказывает содержание ролика про покемонов.

– Высказывались комментарии, которые могли содержать оскорбление чувств верующих, – говорит Артем.

15.33. Артем признается, что его как верующего оскорбили высказывания Соколовского – это оскорбление святынь, мест паломничества, песнопений и лишение религии положительных черт.

15.35. Артем, к слову, юрист. Адвокат Бушмаков просит у свидетеля-юриста-христианина его шпаргалку. Суд запрещает это делать.

Бушмаков просит юриста огласить, в чем выражается оскорбление религиозных чувств.

– На мой взгляд, это благоговейное отношение к святыням, мощам, иконам, культовым объектам, людям, которые занимают определенное место в иерархии, – отвечает Артем.

15.38. Свидетель поясняет: оскорбление – это либо надругательство, либо принижение одного мировоззрения перед другим.

15.41. Юрист епархии признал, что в ролике есть и осмысленные тезисы, но они не занимают центрального места в записях блогера.

Руслан спрашивает, знает ли юрист, что на его канале есть еще записи на другие темы.

– Люди, которые обижаются на шутки, это социальная группа? – спрашивает Руслан.– Мы говорим о верующих, – уточняет юрист.

15.44. Руслан напоминает, что он находился в СИЗО, и спросил почему юрист хотел, чтобы его держали в изоляции. Юрист пояснил, что Руслан не принес извинения.

15.45. Руслан извинился за те высказывания, которые могли нанести оскорбления. Юрист епархии выразил удовлетворение:

– Считаю, что блогер встает на правильный путь.

15.48. Башмаков интересуется, не обращался ли патриарх Кирилл в полицию с заявлением на оскорбление. Юрист пояснил, ссылаясь на пресс-службу, что патриархию удовлетворяет текущая ситуация.

15.49. Второй адвокат пытается добиться от юриста точной формулировки понятия «верующий» и спрашивает, как должно пройти публичное покаяние Соколовского.

– Я хочу, чтобы человек понял, что он сделал. Он должен извиниться перед неопределенным кругом лиц и гарантировать, что он так не будет поступать. Но это я говорю как физическое лицо, – ответил Артем.

Блогер напоминает, что он два дня назад извинялся.

15.52. Юрист говорит, что покемонов в храмах ловить нельзя, но это не та деятельность, за которую следует привлекать к уголовной ответственности.

Защита разбирается, есть ли какой-либо перечень святынь, которые нельзя трогать. Юрист ссылается на 125-й закон.

«Не стоит ловить покемонов в храме. Но это не уголовное преступление»

16.00. Позвали Владимира Сафонова. Тоже юрист епархии, верующий. Блогера знает по двум роликам – про покемонов и патриарха.

- Первый ролик я считаю кощунственным из-за того, что уважаемый подсудимый сказал: «Я не поймал редкого покемона» в адрес Иисуса Христа - центральной фигуры моей веры. А второй момент - это смешивание Трисвятого (песнопения) с нецензурной лексикой. Во втором видеоролике мне не понравилось, что патриарха Кирилла назвали нецензурным словом. Это главный из епископов РПЦ.

16.08. Допрос начинают адвокаты. Они просят Сафонова определить значение слова «верующие».

– Это тот человек, который придерживается определенного религиозного мировоззрения и участвует в обрядах и таинствах, – говорит Сафонов.

Сафонов юрист и в отличие от утренних свидетелей и двух прихожанок выражает свои эмоции канцелярским языком, словно он заучивал пресс-релиз Следственного комитета.

– Религиозные чувства верующих – это чувства, связанные с религией, - говорит Сафонов. – Кощунство – это оскорбление религиозной святыни. В действиях Соколовского есть кощунство, а именно сравнение Христа с покемоном.

16.15. Адвокат после чтения показаний интересуется, в чем же провокация? Владимир отвечает, что Руслан пошел ловить покемонов после просмотра передачи, где говорили, что нельзя ловить покемонов в храме.

– Я думаю, что не стоит ловить покемонов в храме. Но это не уголовное преступление, – сказал Сафонов.

Соколовский встал, извинился перед Сафоновым. Тот никак не отреагировал.

Настоятель: «Недопустимо оскорблять патриарха Кирилла»

16.20. Показания дает настоятель храма Большой Златоуст, который послал прихожанку в полицию из-за ролика Руслана, – отец Владимир. Он просмотрел два ролика: про покемонов и про патриарха.

 – Ролик про храм на крови демонстрирует неуважение к обществу, содержит оскорбление верующих, – говорит настоятель и пересказывает сюжет ролика.– Меня как священника оскорбило, что он посчитал церковную музыку унылой и наложил на нее нецензурную брань. Меня также оскорбило, что Иисуса Христа назвали редким покемоном, – говорит отец Владимир. – На мой взгляд, это состав преступления, предусмотренного уголовным кодексом.– Считаю также недопустимым в нормальном обществе оскорблять патриарха Кирилла, – отметил настоятель. – Лично мои чувства как священника были оскорблены.– Я испытывал состояние потрясения. Это сложно словами объяснить. Было чувство оскорбления и отношение отрицательное с эмоциональной точки зрения. Человека верующего можно оскорбить, говоря что-то о Боге – это то, что составляет суть веры – продолжает настоятель.
Руслан Соколовский извинился перед священником. Тот простил

16.30. По его словам, к нему обращались прихожане с жалобами на «непотребные видео» в интернете.

– Я советовал прихожанам пойти в Следственный комитет и дать показания в качестве свидетелей. Они испытывали чувства оскорбления.
– Никто не ратовал, чтобы автор ролика понес жестокое наказание. Если человек осознает это, то будет хорошо. Но все сошлись во мнении, что это уголовная статья, предусматривающая многие санкции кроме лишения свободы, – говорит священник.

По образованию настоятель – юрист, и адвокаты просит его дать законодательное определение слову «верующий».

– Это человек, который исповедует определенные догматы церкви, признает священноначалие и живет по тем заповедям, которые присутствуют в данном вероисповедании.

Священник  отметил что эта формулировка применима больше для православного христианства.

– Верующий тот, кто признает Символ веры, свод догматических принципов, принятых в четвертом веке, – поясняет отец Владимир.

16.49. Адвокат просит священника пояснить, что такое «чувства верующего».

– С правовой точки зрения такого определения нет, – отвечает священник-юрист. – Оскорбление чувств верующих может быть произведено в форме насмешки по отношению к святыням, священникам, храмам, которая совершается либо с особой дерзостью, либо с исключительным цинизмом.

В суде настоятель мешает слова, подхваченные им из церковных книг, с канцелярским языком.

— Я не желаю ему, чтобы его отправили за решетку. Туда должны отправляться за тяжкие преступления. Но приговор я оставляю на усмотрение суда, — отмечает отец Владимир.

Священник считает, что ролики Соколовского оскорбил всех православные верующие. Встал Руслан, извинился перед священником и поблагодарил его за высказывание против посадки.

— Бог простит, и я прощаю, — ответил священник.

На этом суд заканчивает допрос свидетеля и объявляет перерыв до 16 марта.