Сплав по Исети: как выглядит город с реки

Третий год подряд летом энтузиасты проводят сплав по Исети в пределах современного Екатеринбурга, чтобы привлечь внимание к проблеме городской реки – ее загрязненности и неухоженным берегам. В этот раз мы присоединились к компании сплавщиков.

Катамараны с участниками сплава стартовали от моста по улице Малышева. Уровень воды в реке очень разный: местами веслом буквально приходилось отталкиваться от дна, а где-то может и скрыть не очень высокого человека. Почти сразу нам встретились рыбаки, потом, за переулком Базовым их будет все больше и больше. И мусор, в кустах по берегам немало воздушных шариков и пластиковых бутылок.

Стоянок было не так уж и много. У моста по Декабристов и в месте впадения в Исеть реки Монастырки. В 20 веке было около 10 малых притоков в Исеть (с бурной застройкой города, их заключили в подземные трубы). Например, Малаховка, которая собирает всю воду со Втузгородка, впадает в Исеть напротив дендрария у цирка. Монастырка берет свое начало в районе перекрестка Московская – Большакова, место ее впадения в Исеть интересно созданным искусственным водопадом.

За Декабристов все берега заросли кустами (ветки которых доставляют много проблем сплавщикам) и города, в общем-то, и не видно.

В некоторых местах новостройки вплотную подступают к воде. Пока здесь стройка и жутковато. Надеемся, что к окончанию работ набережную тут благоустроят.

А ведь сплав по Исети мог бы стать интересной экскурсией по историческим местам, если обустроить обзорные площадки в знаковых местах, где еще сохранились старинные постройки.

– На берегах Исети в пределах современного Екатеринбурга было много гончарных фабрик и мастерские, потому что здесь хорошая глина, которую высоко ценили, – рассказал старший научный сотрудник Евгений Бурденков, который проводил экскурсию во время сплава, на сколько это было возможно.

На пути катамаранов было только одно непреодолимое препятствие – под мостом на Белинского лежит огромная труба. Пришлось перетаскивать катамараны.

Как оказалось, у Исети в пределах города есть опасное место – плотина пивзавода под переулком Базовым (здесь катамаранам приходится буквально падать с полуметровой высоты, а бурный поток способен швырять их об бетонные стены).

– В районе ЦПКиО раньше был большой Парковый пруд, он делился на две части условно: Злоказовская – перед плотиной (постройки 1762 года) на Базовом и вторая часть у парка. Пруд практически до Белинского был, в советское время его использовали как рекреационную зону, его спустили в 1990-е годы, – рассказал Евгений. – Место историческое. Сначала там была суконная фабрика братьев Злоказовых, в начале 20-го века они построили здесь пивоваренный завод. Он просуществовал недолго. Потом здесь «Исетский металлический завод», который поставлял патроны и гильзы для фронта Первой мировой войны. В советские годы здесь вновь заработало пивное производство.

К счастью, все сплавщики справились с эти препятствием – пивзаводовским порогом.

Но впереди ждал еще один сюрприз – так называемые расчески (ветки поваленных деревьев, свисающие в воду) и опоры старого моста, которые не видно из-за навалившихся кустов, не всем удалось быстро вырулить и обойти препятствие. Их пришлось выталкивать.

А дальше уже плыли расслабленно. За Базовым людей на берегах становилось все больше. Причем, некоторых сплавщики заставали врасплох. Женщины загорали в нижнем белье, не ожидая, что кто-то их увидит. Места-то почти дикие. Удивленные горожане останавливались на мостах и с интересом разглядывали водную делегацию. Одни рыбаки ругались, что рыбу распугали, другие интересовались: откуда плывем?

Финишировали в начале Нижнеисетского пруда, где потревожили чаек. Как оказалось, в зарослях у них – малыши. Родители грозно кричали на непрошенных гостей.

– На Исети сейчас устраиваются набережные, но, к сожалению, забывают о самой реке, – подытожил сплав Сергей Мясников, член правления Федерации спортивного туризма Свердловской области. – Сама река это бесплатный гребной канал. Единственное, что надо, запрудить ее в нескольких местах, для того, чтобы образовалось водяное зеркало. И поставить здания, в которых насосы будут поднимать воду на 5 метров, а потом она будет сливаться, и тогда можно будет постоянно кататься на лодочках, катамаранах, рафтах. Будет красиво, сможем проводить на глазах у екатеринбуржцев тренировки и соревнования.

Весь путь занял у нас около пяти часов (не считая времени на стоянках).

  • Если вы хотите проплыть по Исети на катамаранах, можно обратиться в компанию "Уралсплав", именно они обеспечили участников катамаранами и инструктировали сплавщиков.
  • Идея сплава принадлежит Музею истории Екатеринбурга, финансовую помощь оказала компания "Атомстройкомплекс".

Вступайте в НАШУ группу ВКонтакте, чтобы читать свежие новости и выигрывать призы.