В Екатеринбурге жителей поселка Сысерть с 26 сентября массово отключат от электричества

Поселок на окраине Екатеринбурга с 26 сентября может остаться без тепла, света и воды из-за хозяйственного спора за электроподстанцию. Как с десяток семей оказались на грани выживания перед наступлением холодов – в материале «Нашей Газеты».

Дома, которым грозит полное отключение от электричества, расположены в поселке Сысерть по левую сторону от одноименной железнодорожной станции. Здесь нет ни водопровода, ни газа. Единственная дорога по факту таковой не является — по бумагам это участок земли.

Жилье на дачных грядках

К настоящему времени в Сысерти сформировалось два поселения из частных домов — бывшее ТСЖ «Луговое» и «Аист». В ближайшее время здесь может появиться третий поселок. По словам одного из местных жителей Егора Гульнарина, несколько лет назад один из собственников участков, Дмитрий Тимофеев, начал продавать эти наделы.

— Он говорил, приезжайте, стройте дома, живите в них. Обещал, что у нас будет и электричество, и газ, и дорогу нам сделают. Только говорил, что надо грядочки посадить, чтобы в случае чего проверку прошли, — сказал Егор.

Примечательно, что переговоры проводил Тимофеев, как утверждают местные жители, а договор купли-продажи заключала его жена. В документах также были расхождения. Кто-то покупал землю без ничего, а кому-то прописывали обязательное подключение к электросетям, но за доплату.

Обещали «дачную амнистию»

Про «грядочки» Дмитрий Тимофеев говорил неслучайно. Согласно данным Росреестра, распроданные наделы предназначены для ведения подсобного хозяйства, а не для полноценного жилья. Один из этих участков и вовсе был приспособлен под электроподстанцию. Земля под трансформатор не была обособлена и подстанция стоит на участке одного из новых жильцов.

На этапе приобретения участков покупателей эти нюансы мало смущали, поскольку цена наделов была привлекательная — около 700 тысяч рублей за 1 тысячу квадратных метров. Люди, которые здесь поселились, по словам Егора, юридически были не подкованы.

Кроме того, вспоминает жительница Антонина, Дмитрий Тимофеев пообещал, что проблем с пропиской в таком жилье не будет. Продавец участка ссылался на «дачную амнистию» — федеральный закон, который регулирует, в том числе, вопрос регистрации в садовых домиках.

Газа в поселке нет, а дорога по документам — участок земли

«Вас не должно там быть!»

Однако, когда супруга Егора пришла за обещанной Тимофеевым пропиской в Администрацию Екатеринбурга, чиновники ей поначалу отказали.

— В Администрации сказали: «Там вообще жилья не должно быть! Как вы там оказались?» Отказывались не только прописывать, но даже адрес давать для улицы. Нам очень долго пришлось бороться за прописку, — отмечает Егор.

Жителям поселка оказалось трудно получить прописку

В итоге его семья на сегодняшний день единственная, кто получил прописку на улице Станционной. К слову, статус домов в соседнем поселке «Аист» также непонятен. Постройки там делятся не по номерам, а по дробям: 1/1,1/2, 1/3 и так далее.

Платежи без квитанций и по бартеру

После покупки участков и постройки домов новые собственники стали частью ТСЖ «Луговое». Затем, говорят местные жители, начались новые странности. Дмитрий Тимофеев по факту стал исполнять обязанности управляющей компании, собирая оплату за электричество.

Раз в месяц жители давали ему показания со счетчиков, и Дмитрий Тимофеев объявлял, кто и сколько должен. Дело в том, что упомянутая подстанция находилась в его собственности.

— Никаких квитанций не было. Деньги носили ему в ангарчик, который рядом с поселком. Некоторые ему по бартеру расплачивались — ремонт какой-нибудь сделать, к примеру. Я сам сделал квитанции и заставил его в них расписываться хотя бы за оплату, — сказал Гульнарин.

Со временем жители на улице Станционной выяснили, что за свет они платят больше, чем их соседи из «Аиста». При сверке тарифов переплата составляла почти рубль за один киловатт энергии. Дополнительные расходы жителям объясняли «коэффициентом потерь».

Жители делали свой перерасчет, но Тимофеев его отвергал

Раздражение жителей вызывало и то, что обещанный еще в 2013 году газопровод так и не был проведен в поселок.

Мятеж из-за электричества

Одними из первых против таких порядков взбунтовалась семья Гульнариных, в которой кроме Егора и его жены проживают двое инвалидов. Супруга Егора является их опекуном.

—Я пошел к Тимофееву и предложил сделать разграничение участков, чтобы нам приходила квитанция. Мы бы отнесли их в органы опеки и получили субсидии от государства. Тимофеев устроил истерику, закричал: «Вы меня грабите. Я ничего не буду делать», — сказал Егор.

Вторым «мятежником» оказался сосед Егора — Андрей. У него как раз был заключен договор купли-продажи участка с подключением электричества.

— Я даже заплатил больше за участок, лишь бы электричество было. Потом построил дом, а ко мне приезжает Тимофеев и требует еще 100 тысяч рублей за электричество. Я отказался. Он мне срезал провода, — сказал Андрей.

Провода срезались на глазах у всех поселка

Хозяин дома подключил провода обратно, но Тимофеев возвращался и снова перерезал сети на глазах всего поселка. Ни одна из «карательных» экспедиций управляющего в итоге успехом не увенчалась.

«Жители сами ничего не хотели делать»

Дмитрий Тимофеев в свою очередь рассказал НАШЕЙ, что основной причиной конфликта с жителями стали долги за электричество.

— Мало построить здесь что-то. Это нужно и содержать, например, подстанцию, а они платить не хотели — мне приходилось из своего кармана оплачивать долги. Я им предлагал взять на свой баланс подстанцию, но мне заявили: «Мы хотим только потреблять». Это же чистый колхоз, — сказал Дмитрий Тимофеев.
Нас перепродали новому собственнику

В 2015 году конфликт дошел до того, что Гульнарины обратились в полицию. Другие жители между собой называли Тимофеева мошенником. Однако правоохранительные органы в работе «управляющего» нарушений не нашли. В 2016 году Дмитрий Тимофеев перестал принимать оплату, а в марте жители узнали, что ТСЖ «Луговое» обанкрочено.

— Мне надоело заниматься благотворительностью. Я с трудом нашел человека, и он взял на себя подстанцию, — пояснил Тимофеев «Нашей Газете».

Новым хозяином трансформатора стал совладелец пустующих участков по соседству с улицей Станционной Павел Кутенев. С ним жители познакомились на ближайшем собрании.

— Подходит к нам некий Паша, — рассказывает Андрей, — и ставит ультиматум: «Платите мне 2 тысячи рублей в месяц сверх тарифа, и будет вам и электричество, и дорога и все-все». При этом Паша этот никаких документов, что он тут теперь хозяин, не предъявлял.

Жители поселка на собрании

Жители от этого предложения наотрез отказались, а в начале сентября в поселке появилось предупреждение от компании «Екатеринбургэнергосбыт». С 26 сентября 2016 года организация намерена отключить от электричества поселок из-за отсутствия договора.

Подстанция может не пережить зиму

На фоне скорого отключения жители обратились во все инстанции. Самым простым вариантом, который видели в поселке, была передача на баланс «Екатеринбургэнергосбыта» подстанции.

— Компания отказалась брать этот трансформатор, поскольку он не соответствует некоторым критериям. Его за прошлую зиму несколько раз вышибало, когда жили шесть семей, — сказал Егор.

Предупреждение об отключении

«Екатеринбургская электросетевая компания» в свою очередь не против построить новую подстанцию, но только на рассмотрение заявки потребуется несколько месяцев, а времени ждать у жителей уже нет.

— Мы готовы платить, мы не отказываемся. У нас с марта долг накопился в 110 тысяч рублей, но мы от него не отказываемся. Без электричества нам здесь просто не выжить, но нам нужно, чтобы было сделано все нормально, — говорит Андрей.
  • В настоящее время судьба поселка, который полностью зависит от электричества, решается в администрации Чкаловского района Екатеринбурга. Чиновники и коммунальщики пытаются хотя бы установить правообладающие документы на подстанцию. По словам чиновников, возможен вариант передачи подстанции на баланс муниципалитета, но на это тоже потребуется время.
  • Единственное на что сейчас уповают жители, – что «Екатеринбургэнергосбыт» не посмеет отключить дома в преддверии отопительного сезона. Проблема в том, что официально в поселке зарегистрирована только одна семья, а не десять.
  • Однако, если у подстанции и появится определенный статус, то вопрос ее надежности все равно останется. Трансформатор, как полагают местные, может не пережить ближайшей зимы, когда на него в разы возрастет нагрузка.