В Верх-Исетском суде Екатеринбурга начинается процесс по делу блогера Руслана Соколовского

В Верх-Исетском суде Екатеринбурга начинается процесс по делу блогера Руслана Соколовского

В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга 13 марта 2017 года начинается процесс по делу блогера Руслана Соколовского. Корреспондент «Нашей Газеты» ведет онлайн-трансляцию из зала суда.

Уголовное дело за комментарии

Эта история началась в сентябре 2016 года с публикации Русланом Соколовским видеоролика, в котором он играл в игру Pokemon GO в екатеринбургском Храме-на-Крови. Видео получило большой резонанс. 3 сентября 2016 года блогера задержали.

Как поясняли следователи, их внимание привлекла не ловля покемонов в храме, а комментарии Соколовского о религии. Обвинения в адрес Руслана росли как снежный ком по мере изучения его видеороликов. В итоге в уголовном деле, которое было передано в суд, накопилось 17 эпизодов.

Три статьи против блогера

Всего Соколовскому вменяют три статьи УК РФ: «Возбуждение ненависти либо вражды», «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Последняя статья появилась после обнаружения в квартире Руслана ручки со встроенной видеокамерой.

С момента начала следствия прошло более полугода. Из них четыре месяца Соколовский провел за решеткой. С 13 февраля 2017 года он находится под домашним арестом и лишен возможности видеться даже с матерью.

За время следствия правозащитники присвоили Соколовскому статус политзаключенного. Адвокаты блогера успели обратиться в Европейский суд по правам человека.

Подробнее о деле ловца покемонов можно прочитать здесь.

Онлайн-трансляция по делу Руслана Соколовского

10.02. Доброе утро.

Слушатели, регистрируясь на процесс у входа поясняют гордо: «Мы на политический процесс».

Приставы переспрашивают: «Куда?!» Ответ: «На Соколовского».

10.05. За несколько минут до начала заседания Руслан дает интервью журналистам.

НАША застала Руслана, когда он давал комментарий в защиту «либеральных» религий. Соколовский вспомнил случай, когда в католическом храме ловцов покемонов угощали вином. В своей реплике он путает события — подобного рода ситуация была в синагоге.

Зал забит битком. На процесс пришли три десятка журналистов и несколько поклонников блогера. Приставы вынуждены освобождать проход, чтобы судья смогла пройти сквозь строй журналистов.

10.15. Судья Екатерина Шопоняк начала процесс с предупреждения об удалении из зала за нарушение порядка в суде.

По залу тем временем пустили листочек для записи присутствующих СМИ.

10.17. Прокурор на начальном этапе процесса попросил запретить видеосъемку во время допроса свидетелей и  ограничить прямую трансляцию их показаний.

10.19. Допрос свидетелей планируется проводить в течение трех дней.

Чтобы свидетели не опровергли свои показания, судья Екатерина Шопоняк приняла решение ограничить трансляцию во время допроса свидетелей.

Один из адвокатов Соколовского в суд не пришел, но блогер не против продолжать процесс без одного защитника.

В роликах Соколовского обвинение усматривает оскорбление чувств верующих

10.22. Началось зачитывание обвинения.

Итак, согласно обвинению, Соколовский создал аккаунт в YouTube и совершил «ряд преступлений» с помощью интернета. Напомним, что в ходе расследования дела ролики Руслана Соколовского были переданы на «комплексную психолого-лингвистическо-религиоведческо-социологическо-культурологическую экспертизу».

10.23. В обвинении проскочило, что Соколовский оскорбил чувства верующих в месте совершения богослужений. То есть в Храме-на-Крови. Видимо, имеется в виду ловля покемонов.

Между тем следователи ранее отрицали причастность покемонов в храме к уголовному делу.

10.34. Итак, Руслану в вину ставят ролик «В космос летал, чеченцев не видал». Здесь специалисты увидели признак «Возбуждение ненависти или вражды» по национальному признаку и оскорбление чувств верующих. Также эксперты посчитали оскорбительным ролик, где утверждается, что Христос «это зомби».

Кроме того, Руслана обвиняют в том, что он придерживается националистических взглядов.

10.37. Далее Соколовскому ставят в вину его ролик «Письма ненависти — верующии».

Эту видеозапись у Соколовского во время обысков в квартире скачивали сотрудники ФСБ.

Как полагают следователи, Соколовский осознавал все свои действия.

10.41. Еще один ролик, который не понравился следователям и сотрудникам ФСБ, – «Письма ненависти — феминистки». Тут эксперты усмотрели вину Руслана в возбуждении «ненависти — феминисткам».

В зале перешептываются: «А потерпевшие феминистки будут?»

10.43. Следующий «преступный умысел» Соколовского выразился в ролике «Вступил в секту».

По ходу зачитывания обвинения гособвинитель указывает, что Руслан создавал ролики в неустановленное время и с помощью неустановленных устройств. То есть «орудия преступления», судя по обвинению, следователи не нашли.

Обвинение: Соколовский посмеялся над исламом

10.45. Следующий ролик: «Суицид мусульман на ЕГЭ». Здесь, считает следствие, блогер посмеялся над обычаями мусульман и самим исламом.

Кратко обвинение по каждому эпизоду выглядит так: зачитывается название ролика, перечисляется круг потерпевших, которых унизил блогер, и далее указываются найденные признаки: экстремизма или оскорбления чувств верующих.

Судья слушает обвинение, которое зачитывается уже более часа.

11.00. Еще один ролик Соколовского: «Патриарх Кирилл, ты...»

Специалисты усмотрели в этом видео «возбуждение ненависти к духовенству» и лично к патриарху как к центральной фигуре РПЦ.

11.02. «В силу жизненного опыта Соколовский осознавал свои действия», – говорится в обвинении.
Напомним, что блогеру «с жизненным опытом» 22 года.

Пока прокурор оглашает обвинение, Соколовский читает книгу.

Соколовского обвиняют в публичном отрицании Бога

11.07. Тем временем гособвинитель дошел до эпизода ловли покемонов.

– 11 августа 2016 года Соколовский, реализуя свой преступный умысел, с целью пропаганды информации на возбуждение ненависти или вражды разместил на своей странице в соцсетях видео: «Ловим покемонов в церкви», – примерно так выглядит обвинение почти по каждому ролику.

Ролик про ловлю покемонов нашли и скачали из интернета сотрудники полиции.
Затем ролик обнаружили при обыске в жилище блогера.

11.11. Специалистам при изучении ролика не понравилась нецензурная лексика, стилизованная под церковное песнопение, неуважительное отношение к богослужениям, а также обозначение Иисуса «как редкого покемона».

При зачитывании этой части обвинения сторонники блогера ухмыляются и посмеиваются. Предъявленные обвинения им кажутся абсурдными.

11.17. Журналисты надеялись, что ролик про покемонов является последним эпизодом в зачитываемом деле. Но гособвинитель продолжает разбор следующего видео – «Идеальный православный брак?»

Здесь эксперты нашли «возбуждение ненависти или вражды к лицам, исповедующим православие».

— Бред, ну бред же! – перешептываются сторонники Соколовского, – он нигде ведь не учился. Откуда все это ему знать?

В ролике про православный брак, полагают эксперты, Руслана обвиняют в публичном отрицании Бога и издевательстве над идеей «непорочного зачатия».

11.25. Поклонники блогера уже мало следят за обвинением и обсуждают в зале свои дела.

11.29. Зачитывается следующий эпизод. В него попал ролик: «Соколовского в тюрьму за ловлю покемонов?» В этом видео специалисты тоже усмотрели пропаганду ненависти и вражды.

В этом ролике также усмотрели оскорбление христиан и наделение Христа «свойствами зомби».

11.37. Наконец, гособвинитель добрался до эпизода с ручкой-гаджетом.

11.41. Чтение обвинения закончено.

Блогер Соколовский: «Я не призывал сбрасывать попов с колоколен»

11.42. У Соколовского спрашивают о его отношении к обвинению. Руслан отрицает обвинение в национализме.

– Я космополит. Да, я – атеист, но я не призывал сбрасывать попов с колоколен. Я равнодушен к священникам, – сказал Соколовский.

В заключение блогер попросил прощения у всех, кого он мог оскорбить своими роликами. 

Виновным себя Руслан не признает.

11.45. Суд переходит к изучению доказательств.

На сегодня после 14.00 запланирован опрос семи свидетелей.

Фанаты блогера Соколовского

На время ожидания свидетелей объявлен перерыв до 14.00.

Руслан Соколовский делает заявления для журналистов

11.54. После объявления перерыва Руслан Соколовский выходит к журналистам для того, чтобы прокомментировать происходящее. На блогера со всех сторон сыпятся вопросы.

– Я не рекомендую свои видео никому, – говорит Соколовский после первого заседания.

Отвечая на вопросы журналистов, блогер говорит, что пока не знает, чем будет заниматься, поскольку у него «слишком много предложений».

Руслан отрицает, что он издевался над феминистками. Он заверяет прессу в своих симпатиях к суфражисткам и считает, что феминистки нужны в третьих странах. По словам Руслана, он критиковал «оголтелых феминисток, которые проводят насильственные акции». 

11.56. На вопрос об извинениях перед РПЦ Руслан заявил следующее: 

– Я не буду публично каяться перед структурами клерикализации.– Я ничего не сделал, что сделало бы Церковь гонимой. Никого не оскорблял и никого не бил.

Журналисты затронули тему с продажей картины магом Антоном Симаковым. Соколовскому не верится, что маг Симаков продал картину. К Антону он равнодушен и называет его безобидным человеком.

Руслан после этого добавил, за счет организации «Открытая Россия» проводится альтернативная экспертиза его роликов.

12.02. Руслан не собирается признавать вину, для него это равносильно предательству идей, которые он исповедует. В тюрьму ему тоже не хочется, поскольку «это вредно для здоровья».

– Я понял, что в России можно говорить, а что нет. Можно говорить отрицательно про религию, но не следовало использовать мат. Я могу говорить без мата и исправлю эту ошибку, – говорит Руслан.

12.06. Блогер продолжает, что в любой стране ЕС ему готовы предоставить политическое убежище. Руслан не хочет покидать Россию. Его интересует, есть ли справедливость в российском правосудии.

12.08. На импровизированном брифинге вспоминают руководителя пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерия Горелых. Точнее его комментарий о ловце покемонов. Представитель областного полицейского главка посчитал тогда необходимым наказать блогера. Реплика прозвучала еще до возбуждения уголовного дела.

– Надеюсь, что Валерий Горелых сейчас ловит убийц и насильников, – ответил Соколовский.

Брифинг Соколовского превращается в вещание его идей о возможности общества без религии. Большинство журналистов теряют к блогеру интерес.

При общении с прессой Руслан ведет себя так, словно записывает новый ролик. Озвучивая свои идеи, он повторяет все те резкие движения и интонацию, какие были прежде на его канале. Позже, на протяжении полугода из-за заключения в СИЗО и в последующем из-за условий домашнего ареста, Руслана был лишен возможности выпускать новые ролики.

НАША вместе с судом уходит на перерыв до двух часов дня. 

13.58. Мы возвращаемся в суд. Через несколько минут должно возобновиться судебное заседание. Журналистов в коридоре немного меньше, чем было до перерыва.

Параллельно ждут другого суда две цыганки. Одна из них ругается на Руслана и журналистов.

– Что вы тут снимаете? Что тут интересного? А он (Соколовский) только говорит и говорит. Больше всех вас, – говорит цыганка.

– Работа у нас такая... – оправдывается один из фотографов.

Цыганки не унимаются, обвиняют и журналистов, и Руслана в глупости.

14.05. Журналистов тем временем запустили зал. Пристав замечает, что в зале подростки 14 лет. Одну девочку едва не вывели из зала. Но ее сопровождает отец.

Допрос свидетелей-понятых

14.08. Начался опрос свидетелей. 

14.14. Допрашивают понятую. Девушка рассказывает, как она присутствовала при изъятии роликов в квартире Соколовского.


На фото: гособвинитель знакомит свидетеля с протоколом осмотра квартиры Руслана

Напомним, что по решению суда никто из журналистов не может в деталях раскрывать показания свидетелей, но фото- и видеосъемку судья разрешила.

14.19. В зал заседаний заходит новый свидетель.


Вторая девушка-свидетель – тоже понятая, которая присутствовала при обыске у Соколовского.

В целом, всех понятых опрашивают, помнят ли они как им показывали видеоканал Соколовского в его квартире, как изымались жесткие диски и как записывались его видео сотрудниками правоохранительных органов.

На фото: гособвинитель знакомит свидетеля с протоколом осмотра квартиры Руслана

Понятую отпустили.

14.26. Два следующих свидетеля не пришли в суд из-за того, что они находятся в командировке. Зачитывают их показания. Оказывается, один из этих «свидетелей в командировке» – оперативник из отдела по борьбе с экстремизмом, который участвовал в обыске у Соколовского.

14.29. В суде зачитывают прошлые показания свидетелей, которые не пришли в суд. К сожалению, мы не можем раскрыть их деталей, но они также касаются обыска в квартире блогера.

В одном из показаний проскочило, что оперативники нашли аппаратуру, на которой блогер делал видеозаписи. Хотя в обвинении значилось, что Руслан делал ролики на «неустановленном оборудовании».

14.42. Следующий свидетель Коломоец еще не приехала в суд. Она в пути.

Суд объявил перерыв на 15 минут.

Соколовский: «Ручка – это игрушка, а не шпионская вещь»

14.44. Подводим промежуточный итог. Из семи запланированных на сегодня свидетелей в суд не пришли четверо.

14.47. Соколовский, воспользовавшись 15-минутной передышкой, снова выступает перед журналистами. Он объясняет эпизод про ручку.

– Это не шпионская вещь. Это игрушка. Ее на Алиэкспресс можно купить, – говорит Руслан.

14.50. К блогеру обращается его «коллега».

– Мою страницу читают Ройзман, Медведев и Путин, – начинает «коллега» Соколовского, – я веду научно-популярный блог.

Руслан в ответ улыбается. Журналисты чуть не валятся от смеха.

Блогер, которого читает Путин. Правда, Владимир Владимирович, как известно, интернетом не пользуется

– Истосковался по вниманию, – говорят тихо коллеги, глядя на Руслана

14.58. Адвокат блогера Станислав Ильченко поясняет: «Сегодня допрашивают только понятых. Это чисто технические вещи, которые никто не оспаривает».

14.02. Зал открыли. Всех рассаживают по местам.

Заходит седьмой, по факту третий свидетель из тех, кто приехал.

Это тоже понятая. Присутствовала при просмотре оперативниками роликов в соцсети.

Всех понятых опрашивают быстро. Ни у адвоката, ни у Руслана нет дополнительных вопросов.

15.14. Опрос закончен. Судья говорит, что завтра будут допрошены еще десять свидетелей. Пять до обеда и еще пять человек после.

Первый день суда завершен. Соколовский после объявления перерыва снова вышел к прессе.

Это четвертый за сегодняшний день брифинг Руслана.

15.25. На очередном пресс-подходе Руслан снова предается своим идеям.

На этом НАША покидает блогера и Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга до завтрашнего заседания.