Когда мама вместо учителя: на Урале растет популярность отказа от занятий в школе

В последние годы отчетливо прослеживается тренд на индивидуальный подход к воспитанию и развитию детей. Некоторые родители отказываются от государственных садиков в пользу частных, где меньше воспитанников, а ребенку могут уделить больше внимания. Собираясь в школу, такие мамы и папы нередко выбирают семейную форму обучения. О том, как это работает – в НАШЕМ материале.

Под ответственность родителей

В прошлом учебном году в Екатеринбурге на семейном обучении (вне школ), по информации департамента образования города, находились 295 учеников. И это значительно больше, чем в предыдущие годы. К примеру, в 2015-м в отделы образования подали только 31 уведомление, в 2018-м – уже 200.

Среди причин, по которым родители переводят детей на семейное обучение:

  • желание обеспечить индивидуальный подход к образованию ребенка;
  • хронические или часто рецидивирующие болезни детей при отсутствии документально подтвержденных показаний обучения на дому (домашнему обучению, когда учителя из школы приходят к ребенку);
  • сложности адаптации к учебному режиму или социализации ребенка в школе;
  • длительные командировки родителей с переездом всех членов семьи в другой город (страну);
  • занятия детей профессиональным спортом, музыкой и другими видами спорта.

Для перевода на семейное образование нужно отправить заявление в отдел образования и прикрепиться к школе для сдачи аттестации.

– Аттестацию проходят аналогично той, что в школах, – при переходе на следующий уровень образования: в 4-м, 9-м и 11-м классах. Формы, порядок и сроки прохождения аттестации, в том числе экстернами, закрепляются в локальных актах образовательного учреждения, – рассказали в департаменте образования.
"В школах нет четкого понимания"

Однако, как рассказала жительница Дегтярска Диана Королькова, у которой две дочери получали семейное образование, не стоит рассчитывать на особую помощь в школе, программу занятий придется, вероятнее всего, разрабатывать самостоятельно.

– У нас был индивидуальный учебный план, я его сама разработала. Можно совместно с завучем, но школы редко в это включаются, и по сути это задача родителя. Брала за основу ФГОС, а также рабочие программы по всем предметам (они есть на сайтах издательств, выпускающих учебники, на педагогических сайтах), там прописаны знания, навыки, умения которыми должен овладеть ребенок к концу года.

Еще одной проблемой стала аттестация. Несмотря на то, что в законе прописано об аттестации только после 4, 9, 11 классов, условием допуска к ЕГЭ является наличие аттестата по каждому предмету, отметила Диана.

– В школах нет четкого понимания, как поступать с "семейниками", поэтому действуют в соответствии со своим уставом. Были также сложности с учителями, далеко не все представляют, как выставлять оценки ребенку, который не посещает уроки. У нас была промежуточная аттестация, предусмотренная уставом школы: каждую четверть контрольные, собеседования с учителями. Я недавно общалась с мамой, которая после 7-го класса забрала ребенка, почитав закон, что можно прийти только на итоговую аттестацию. По окончанию 11-го класса они пошли сдавать ЕГЭ, а им говорят: "Как мы вас допустим, если нет аттестации по всем предметам?". Теперь ребенок с 7-го класса за каждый год по всем предметам должен пройти аттестацию. Поэтому рекомендую обсуждать этот вопрос с выбранной школой сразу. Мы в итоге ушли в специальный дистанционный аттестационный центр в Санкт-Петербурге. В России сейчас уже достаточно много таких. Там аттестация предусмотрена каждый год, чтобы у ребенка был полноценный аттестат, как у всех, чтобы попасть на ЕГЭ.

Диана взяла на семейное обучение и среднюю дочь, но старшая, отзанимавшись дома три года, стала проситься в школу.

– Ей просто захотелось к ребятам. Она, конечно, общалась со сверстниками, занималась в театральной студии, были выездные лагеря, на каникулы к нам приезжали дети друзей. Подросла, захотелось постоянную компанию. Мы выбрали частную в Ревде, там все-таки условия лучше, чем в муниципальной. Следом – такое желание появилось и у средней дочери – Радмилы. Сейчас обе дочери ходят в частную школу в Ревде.

Диана отмечает, что сейчас появляется много центров, которые занимаются организацией семейного обучения. В Екатеринбурге есть даже альтернативные частные группы, где занимаются "семейники". Есть центр "Открытая школа", для таких детей. Там преподают то, что детям интересно, аттестацию опять же они проходят в прикрепленных школах.

Неудовлетворительные результаты аттестации

Этим летом департамент образования получил 165 обращений о переводе ребенка на семейное обучение. И из 163 школ в городе – уже 85 имеют такую практику. Но пока школьники на семейном образовании составляют 0,1% от общего числа учеников. Нередко дети после небольшого периода на семейном обучении возвращаются к традиционной форме. Если в начальной школе родителям не составит большого труда самостоятельно обучать, то в старших классах, как правило, уже тяжело.

– Учитывая сложность программ, слабые навыки самодисциплины, особенности переходного возраста, ограниченность материальных возможностей семьи для приглашения репетиторов или оплату онлайн-курсов, существует риск не получить должного качества образования и не пройти аттестацию, – отметили в департаменте образования.

По итогам промежуточной аттестации в 2018/2019 учебном году, увеличилось число "семейников", получивших неудовлетворительные отметки.

– Двенадцати учащимся, что составляет около 4,3% от числа прикрепившихся для аттестации к школам, предложили ликвидировать задолженность до начала нового учебного года, иначе дети, в соответствии с законом, должны будут продолжить обучение в очной форме.
Взгляд психолога

Нейропсихолог Лия Черникова считает, что несколько лет семейного обучения только положительно скажутся на развитии ребенка, поскольку, чаще всего, такую форму выбирают родители, у которых есть объективные причины не вести детей в класс, где одновременно находятся 30 человек.

– Это либо нарушение внимания, неусидчивость, либо частые вирусные заболевания, слабый иммунитет, – отмечает она. – Тут, как говорится, социализация уходит на второй план. Главное – это здоровье и умственное развитие ребенка. Можно и нужно посещать кружки с небольшим количеством детей в группе, физические тренировки, заниматься творчеством, проходить курсы нейрокоррекции. Когда ребенок подрастет и окрепнет, он всегда может влиться в коллектив позднее. И да, это будет лучше, чем педагогическая запущенность, нервное истощение в итоге, и позиция аутсайдера в классе из-за проблем с поведением и учебой. Но помните, что такие важные решения, как уход на семейную форму обучения, принимаются не спонтанно, а с учетом рекомендаций невролога, нейропсихолога и психиатра.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!