В Екатеринбурге 26 ноября 2016 года выступила певица Манижа. Она, как и екатеринбургская знаменитость Монеточка, приобрела популярность благодаря соцсетям. В интервью корреспонденту НАШЕЙ Манижа рассказала о преодолении религиозных барьеров на пути к успеху и о попытке покорения Англии.
«У меня с Екатеринбургом определенная связь»— Манижа, известно, что вы увлекаетесь творчеством Цоя, «Сплинов» и других групп в основном из Санкт-Петербурга. А есть ли интересные для вас музыканты из Екатеринбурга?
— Между Екатеринбургом и Санкт-Петербургом всегда чувствовалось ощущение силы. Силы музыкальной, силы слова. Я всегда в Москве не могла найти места для музыки, поэтому какое-то время я прожила в Санкт-Петербурге. Мне показалось, что там чувствуется пульсация музыки.
Если говорить про Екатеринбург, то здесь самые сильные чувства у меня к Илье Кормильцеву (автор большинства текстов группы «Наутилус Помпилиус»). Чувства чего-то большего, чем музыки.
— А можете конкретно описать это чувство?
— Сейчас музыка больше состоит из звуков, качественного продакшна и красивых людей, стоящих у микрофона. Очень мало встречаешь силу слова.
У Кормильцева есть сила слова, которая вызывает мурашки и это больше чем музыка, больше чем поэзия. Это музыкальная литература. Нам, молодым артистам, еще очень долго идти к тому, чтобы добиться такого слога. И нам сложнее работать потому, что публика растущая.
Кадр из видеоклипа Манижи
«Настанет время, что телевизор будет не нужен»— По молодым артистам ранее Вадим Самойлов заметил, что им закрыты пути на радио…
— Да верно. И радио, и телевизор ищут похожих артистов. На самом деле они только перенасыщают аудиторию и теряют ее. Люди устают, и они разворачиваются в другую сторону — к социальным сетям. Там они находят больше и интересней, и потому такой спрос.
— Вы не заметили, что такая пресыщенная публика сама не знает, чего хочет?
— Да. С одной стороны такой публикой привыкли управлять большие конструкции – телевизоры, но с другой стороны интернет популярен, и телевизор уже не на первых позициях.
Для меня Инстаграм стал маленьким телевизором. Я никого не принуждаю к тому, чтобы меня кто-то слушал, мою рекламу не крутят по телевизору. Когда человек не знает, что хочет, это лотерея для музыкантов. Нельзя угадать, куда ты попадешь.
Скрин видеоклипа Манижи
— Надолго ли будет спрос на музыкантов из соцсетей?
— Даже приятно загадывать, что же будет дальше. Возможно, что дальше люди заходят видеть музыкантов из соцсетей в телевизоре, а может и не захотят. Все будет зависеть от обстановки. Возможно, телевизор и не нужен будет. С появлением гаджетов создается непредсказуемость, что первично — телевизор или твой телефон?
«У меня было 15 секунд и разбитый iPhone»— Вы сами можете объяснить, почему вы привлекли внимание?
— Я не люблю говорить о себе в том смысле, почему на меня появился спрос.
— У вас с чего начался путь через соцсети?
— Когда я была в Англии, я добилась того, чтобы работать с большими лейблами и английскими продюсерами. Я очень хотела работать с ними. Вопрос в том, что ты дашь взамен? А взамен люди отдавали свои имена, свои права, ты становишься марионеткой больших лейблов.
В итоге я очень быстро от этого отказалась, чтобы не потерять независимость. Потом, находясь в тяжелейшей депрессии, я решила выкладывать все свои наработки в Инстаграм.
Когда у тебя 5 лет работы, ты чувствуешь себя как вечно беременный человек. Я поняла, что мне надо по чуть-чуть отдавать. Но когда я начала выкладывать, то подумала, что сошла с ума.
— Почему?
— Я работала раньше на живой студии, а здесь соцсети. Аттракцион какой-то. И коллеги по цеху высказывались нелицеприятно, но меня поддержала мама. Я была первым человеком, который это сделал это в Инстаграме.
— Какой была ваша первая запись?
— Это был авторский кавер. Я его выложила 28 августа 2013 года. Надо было придумать сюжет песни и уложиться в 15 секунд, поскольку столько времени отводилось тогда в Инстаграме. А у меня даже ноутбука не было, только разбитый айфон.
В 2014 году я стала выкладывать записи каждую неделю. У меня росло число подписчиков, потом появились мои копии, которые используют мои идеи. Мне казалось — это круто, что за мной повторяют.
Кадр из видеоклипа Манижи
«На корпоративе тебя купили и не обязаны хлопать»— Долго ли вы шли к сцене?
— Уже в январе 2015 года меня пригласили на первый концерт. Затем мы выступили на всех крупных фестивалях, потом появились корпоративы на крупных компаниях…
— А разве корпоратив это не потеря независимости?
— Корпоративы — это классно. Там не всегда тебе похлопают, как на сольнике. Корпоративы — это тебя купили и здесь никто не обязан тебе хлопать. У любого искусства есть вторая сторона медали — рутинный труд. И корпоративы это своего рода работа, от которой трудно отказываться. Можно называть себя концептуальным, но на хлебушек тоже нужно зарабатывать.
Я очень много потратила денег на свои видеоролики и уходила в минус. Первый раз у меня был ровный баланс в этом сентябре.
— Однако от больших лейблов вы держитесь стороной?
— Да.
— А совместные проекты вам предлагали?
— Предложения поступали, но там как и с лейблами требуется что-то отдать взамен. Меня это не устраивало.
— А с кем вы тогда работаете?
— Я поняла, что легче работать с небольшой командой. У нас такое правило в команде: если ты играешь на гитаре, то во время работы в коллективе должен научиться играть еще на чем-то. Найти своих людей и играть свою музыку это еще сложнее, чем выйти замуж, нарожать детей, и дать им будущее. Если кто-то не резонирует с тобой, сразу все рушится.
«Папа не поддерживал меня 20 лет»— Манижа, иногда бывают случаи, когда знаменитостью становится человек, мало связанный с искусством. Насколько вы хорошо знакомы с музыкой?
— Порядка 20 лет. В пять лет бабушка отдала меня на класс фортепиано и хора. Дополнительно я занималась вокалом. Отец эти начинания не поддерживал. Я ведь из традиционной мусульманской семьи. И женщинам из таких семей сложно творить, поскольку это не находит поддержки среди близких. Но меня поддерживали бабушка и мама. Папа только в последний год признался, что ошибался.
— Если не брать в расчет популярность в соцсетях, вы свою карьеру как видели?
— Начнем с того, что я училась у разных педагогов. Я не любила заниматься с одним преподавателем — мне казалось, что присутствуют рамки. Среди моих учителей были и афганец, и индус, и американец. Мне прочили успешную оперную историю, но я бредила мечтой о Лондоне.
Я росла на английской музыке, и мне казалось, что если я уеду в Англию, у меня там все получится. И мне говорили, хватит здесь биться, уезжай.
Кадр из видеоклипа Манижи
«В России пошлют, зато искренно»— В итоге вы и оказались в Англии?
— Да. Я регулярно отсылала большим лейблам письма и демо-записи.
— Но в Англии получилось закрепиться?
— Я безумно люблю Лондон, но мне не близка ментальность людей. Они все классные, улыбаются, здороваются, но они никогда не подпустят тебя ближе. В русской ментальности тебе могут нахамить, послать. Но так искренно это сделают, что хочется их поблагодарить. Жить в Лондоне, я точно не буду.
- В планах у Манижи — выпуск в декабре 2016 года собственного альбома, над которым она работала пять лет. Из 100 песен, музыкант записала только девять.
- Также Манижа запустила собственный продюсерский проект. Через свой Инстаграм она продвигает начинающих музыкантов. По признанию певицы, она себя видит в будущем продюсером.
- В середине ноября певица соединила композицию группы Radiohead и припев из песни «Я хочу быть с тобой» из репертуара «Наутилуса Помпилиуса».
- К настоящему времени в Инстаграме Манижи насчитывается 190 тысяч человек.