Новостной портал "Город Екатеринбург"
04 декабря, Екатеринбург -0.2°
Курс ЦБ 106.19 112.02
Главные новости

«Держал на руках умирающего товарища»: чем служба в армии запомнилась известным екатеринбуржцам

Накануне Дня защитника Отечества мы решили узнать, чем запомнились армейские годы тем екатеринбуржцам, которые отдали долг своей родине. Своими историями поделились замглавы администрации Екатеринбурга Сергей Тушин, лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин, художественный руководитель "Коляда-Театра" Николай Коляда и главный тренер ФК "Урал" Александр Тарханов.
Одиннадцать ванн картошки
Сергей Тушин был в армии связистом, а служил он в военно-воздушных войсках. Первые полтора месяца провел в Красноярске, а все остальное время – в Барнауле, в роте связи летного училища.

«Держал на руках умирающего товарища»: чем служба в армии запомнилась известным екатеринбуржцам
Фото: Юрий Ломакин
– Так уже совпало, что прослужил я ровно два года. Вышел из дома в 6 утра 14 ноября 1984 года, а зашел обратно – в 6 утра 14 ноября 1986 года, – вспоминает Сергей Геннадьевич. – Смешно, но во время службы меня очень выручало мое узкое запястье. Как и всех солдат, поначалу нас учили одеваться и раздеваться за 45 секунд. Так вот из-за узкого запястья мне не надо было застегивать и расстегивать тугие пуговицы на рукавах гимнастерки, и я все время опережал своих товарищей. Правда, однажды поленился и не надел портянки. Засунул их под койку, а сапоги обул на босу ногу. И надо же! Именно в тот раз лейтенант попросил снять правый сапог. В итоге меня и еще нескольких парней отправили чистить картошку. Целых 11 ванн! Но все-таки главное, что мне дала армия – это дружба, проверенная годами. 

Фото: из личного архива Сергея Тушина

Боевые заслуги на футбольном поле

Военная служба Александра Тарханова была связана со спортивными клубами Красной Армии. Больше всего тренеру "Урала" запомнилось, как он получил награду за боевые заслуги. При том, что боролся Александр Федорович только на футбольном поле. 
Фото: Никита Медведевских

– Я тогда играл за ЦСКА, и мы встречались с Ростовом, – пояснил он. – Я забивал. И вдруг их защитник развернулся и вместо мяча, пробил мне по голове. После этого три недели пролежал в больнице с тяжелым сотрясением. Пока меня не было, парни дважды проиграли. Когда вышел, как раз предстоял очередной матч. Поехал на базу поддержать команду, а меня вызывают и говорят: "Надо выйти на поле". А у меня даже бутс нет – пришлось посылать за ними. Сыграл первый тайм, забил. Но в перерыве почувствовал головокружение. Тренер говорит: "Еще 15 минут". В итоге доигрываю и второй тайм целиком. Мы побеждаем 2:0, а в раздевалке я теряю сознание. Пока меня откачивали, зашел первый замминистра обороны и спросил, что случилось. После этого мне и дали медаль. 

Фото: из личного архива Александра Тарханова

Не отправили в Афган за "плохое поведение"

Военная специальность Николая Коляды – радиотелеграфист. Он начинал службу в Еланских лагерях, где дослужился до ефрейтора, а заканчивал – на заводе силикатного кирпича в Каменске-Уральском.
Фото: из личного архива Николая Коляды

– Службу я проходил в 1978-1980 годах. Тогда началась война в Афганистане, и меня отправили туда… Почти отправили, – поправил сам себя Николай Владимирович. – Потому что за плохое поведение сняли с поезда в Арамили, где формировался состав. А заключалось плохое поведение в том, что в особый отдел части попала моя записная книжка, в которой были описаны всякие гадости советской армии. Было решено, что таким комсомольцам, как я, не место в Афганистане, и меня сняли с поезда. 

И Новый 1978-й год Коляда встречал в костюме Бабы-яги в окружном доме офицеров в Елани. Бывшие артисты развлекали офицеров, устраивали им концерт. 

– И вот, бьют куранты, я сижу в подсобке возле сцены, слышу, как где-то там офицеры чокаются, кричат и радуются. А я плачу и думаю: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Так оно и вышло. Это я про дедовщину, которая тогда процветала. Били меня каждый день. Так что ничего хорошего о своей (подчеркиваю: именно о своей) армии вспомнить я не могу.

Фото: из личного архива Николая Коляды

"Плюшевой" службу не назовешь

А вот Владимиру Шахрину повезло – он с дедовщиной не столкнулся. Вместе с двумя товарищами по группе – Владимиром Бегуновым и Валерием Севериным – музыкант служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке. По словам Владимира Владимировича, туда он уехал «молодым оболтусом», а вернулся уже "мужичком".  
Фото: Евгения Свиридова

– Первый год провел на погранзаставе на острове Большой Уссурийский, – рассказал лидер "чайфов". – Но так как я активно занимался творчеством, то меня перевели в Хабаровск, в ансамбль песни и пляски Дальневосточного Краснознаменного пограничного округа. В этот момент, я, честно скажу, заплакал. Я же писал домой своей девушке, что я – пограничник, что защищаю рубежи нашей родины! У меня даже сомнения не было, что это мой долг. Хорошо помню тот трепет, когда тебя ставят под козырек и приказывают охранять государственную границу. В армии я увидел многое. И хорошие отношения, и предательство. Пару раз – видел смерть. Даже держал на руках умирающего товарища. В общем, "плюшевой" мою службу не назовешь.

 
P.S.
Мы уверены, что подобные истории о военной службе найдутся и в копилках многих наших читателей. Мы с удовольствием поздравляем всех защитников Отечества с праздником!
Автор: Редакция

Новости партнеров