Новостной портал "Город Екатеринбург"
03 декабря, Екатеринбург -0.2°
Курс ЦБ 106.19 112.02
Главные новости

«Если ребенку больно, закричи еще громче»: уральская студентка о том, как стала больничным клоуном

Смех – лучшее лекарство. Причем для зрителей больничных клоунов слово "лекарство" имеет буквальное значение. Чтобы лучше понять, о ком идет речь, вы можете посмотреть фильм "Целитель Адамс" с Робином Уильямсом об одном из основателей больничной клоунады. А можете прочитать наш материал об аспирантке УрФУ Екатерине Гуниной, которая принесла это явление сначала в свой родной Магнитогорск, а теперь мечтает, что оно приживется и в столице Урала.

«Если ребенку больно, закричи еще громче»: уральская студентка о том, как стала больничным клоуном
Проломить "стену"

– В больничную клоунаду я попала на первом курсе, когда мне исполнилось 18. К тому времени уже участвовала во многих благотворительных проектах, но ничего не цепляло. И вдруг знакомая пригласила пройти обучение в Томске. В ноябре я окончила курс, а уже в декабре состоялись мои первые выходы в больницы. Для города это было в новинку, и поначалу сочетание "больничный клоун" пугало и врачей, и родителей. Никто не понимал, кто мы и зачем нужны. Но со временем все больше людей стали воспринимать это положительно.

Стать ребенком

– Обычно клоуна два: рыжий и белый. Первый – хулиган, а второй – умник. Но оба – обязательно глупее ребенка. Например, если рыжий говорит, что можно есть землю руками, то белый его поправляет: "Руки нужно как минимум помыть". Еще клоун никогда не должен быть выше ребенка. Лучше я лягу на пол, но буду смотреть ему глаза в глаза. Благодаря такому общению на равных дети не раз доверяли мне свои тайны: про заныканные конфеты в игрушке или про боль в горле. Из образа клоун выходит только в одном случае: когда ребенок может себе навредить. Тогда снимаешь нос и говоришь серьезным тоном. Сделаешь это с носом – больше в эту палату не зайдешь.

Пережить смерть

– Когда я надеваю нос, я не Катя, а Боня, который живет своей жизнью. У него своя любимая еда, одежда, книги. Попахивает раздвоением личности. Но если не переключаться, то постепенно выгоришь. Чтобы этого не произошло, на первых порах с тобой активно работает психолог. Иначе если выйдешь к ребенку, а через какое-то время он умрет, будешь испытывать сильный стресс. Месяца три я ходила на дом к мальчику с раком легких. Потом его увезли в больницу, а через три дня меня попросили больше не приходить. Ему должно было исполниться шесть… После этого случая ни лиц, ни имен, ни историй я уже просто не запоминала.

Полететь в космос

– Больничная клоунада – это всегда импровизация. Ты можешь выбрать отделение, но никогда не знаешь, что тебя там ждет. Глухонемой может лежать и в травматологии. Ребенок с нарушением двигательных функций – и в гастроэнтерологии. Но у тебя нет возможности зайти и спросить: "Ты меня слышишь? Двигать рукой, ногой можешь?". Если у детей туберкулез в активной фазе, то с ними вообще общаешься через стекло. Говоришь, что он летит в космической капсуле или плывет в подводной лодке. Кораблем может стать и кровать. Капельница – гитарой. Все приходится изобретать на месте.

Громко закричать

– Клоун должен знать, что ребенку поможет, а что навредит. Идешь в аллергическое отделение – забудь про латексные шарики и духи. Играешь с детьми с кожными заболеваниями – избегай прямых контактов, но не показывай этого. Ребенок плачет во время укола – закричи еще громче. Да, и врачи, и пациент посмотрят на тебя с непониманием. Зато о боли забудет. А сколько дети сами знают про медицину! Если играть с ними "в больницу", иногда такие таблетки выписывают! То мазок на флору отправят делать, то предупредят о повышенном уровне холестерина.

Отвлечь и развеселить

– В позитивных эмоциях нуждается абсолютно любой ребенок, вне зависимости от тяжести болезни и возраста. Даже взрослые с трудом переносят какой-нибудь двухдневный грипп. А что говорить о детях? Не скажу, что им приходится лежать в серых стенах – как правило, сейчас палаты разноцветные. Но что ребенок будет там делать? Скорее всего, упрется в экран телефона и будет ходить только на процедуры. Для этого и нужен клоун – отвлечь, занять, развеселить. А когда ты во время игры заставляешь поесть ребенка, который после операции не ел три дня, то тем более убеждаешься, что все это не зря.

Приготовиться к борьбе

– Какие бы хорошие намерения у тебя ни были, всегда будь к тому, что многие тебе не поверят. Будут негодующие мамочки, которые видят в тебе опасность для своего ребенка. Будет "шлейф" от липовых детских фондов или политиков, которые припишут твои заслуги себе. Будут осуждающие взгляды, если, не дай бог, начнешь брать за свою работу деньги. Ведь у нас как считают: занялся благотворительностью – питайся воздухом. А деньги нужны постоянно: на те же шарики, антисептики, костюмы. И их придется либо отчаянно просить, либо отдавать все, что у тебя есть.

Найти единомышленников

– В Магнитогорске мне удалось собрать команду и сделать движение больничных клоунов популярным. Приходилось начинать с нуля, переступать барьеры. Но в 18 это казалось прикольным. Повторить этот подвиг в Екатеринбурге я уже не готова. Я по-прежнему выхожу в больницы, но реже и одна. Найти единомышленников мне так и не удалось. И это странно, что больничная клоунада возможна в Томске и в Магнитогорске, но в столице Урала ее нет. Или есть, но она не заявляет о себе. Какие-то волонтеры и педагоги к детям, конечно, ходят. Но они ведут себя, как взрослые. Рассказывать им секреты ребенок не станет.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте" и узнавайте новости первыми!

Автор: Редакция

Новости партнеров