«Хозяин не договорился»: многие маршрутки и автобусы в Екатеринбурге не вышли на линии, а горожане опоздали на работу - фото

Автор: Редакция

Утро 1 июня разделило горожан на два лагеря: счастливых автовладельцев, доехавших до работы с ветерком по относительно пустым дорогам, и несчастных пассажиров общественного транспорта, которые сначала томились на переполненных остановках, потом давились в толкучке в автобусах и трамваях, а в заключение всех своих бед - опоздали на работу. Впрочем, то начальство, которое позиционирует себя как лояльное и демократичное, обещало санкции к опоздавшим не применять.

Дело в том, что с сегодняшнего дня, то есть с 1 июня 2017 года, работать водителями в нашей стране могут только те, у кого есть российские водительские удостоверения. Соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения» были внесены еще в 2013-м, но дату, с которой они начнут работать, несколько раз переносили.

Суть поправок проста: водителям с иностранными правами теперь запрещено работать по найму. И если такой водитель попадется, к примеру, за рулем рейсового автобуса, то его отстранят от управления и привлекут к ответственности как за управление без прав. И наказывать за это владельцев транспорта теперь тоже станет проще.

И хотя у перевозчиков было достаточно времени подготовиться к нововведению, многие из них до последнего дня продолжали нанимать на работу гастарбайтеров из Средней Азии. При этом далеко не все перевозчики заморачивались, чтобы их водители получили российские права. Ведь за один день чужие права на наши все-таки не поменяешь.

И вот наступил этот судьбоносный день. Накануне транспортники делали успокаивающие заявления: опасения жителей о том, что на линии выйдет немного маршруток и автобусов, напрасны. Они-де, транспортники, сделают все возможное и "дыры" закроют. При необходимости муниципальный транспорт готов усилить направления, на которых работают частники.

Что на деле.

Автор этих строк на своем Вторчермете, где в центр ходит автобус одного маршрута - 018, а до метро - маршрутка № 26, куковал на остановке - вместе с молчаливой суровой толпой - около получаса. Обычно в 8-9 утра автобус приходит в течение 10 минут.

Дорога свободная, в пустыне тишина. Коллеги-автовладельцы в корпоративном чате полны оптимизма и задора: нет пробок!

Пробок действительно нет. Как и автобуса.

Наконец пришел. Втиснуться удалось только на площадку у двери - салон набит битком. Кондуктор - дама южных кровей - зажата где-то у кабины водителя и пронзительным голосом взывает к пассажирам, чтобы те передавали за проезд. Достать проездной или сфотографировать спины - для предъявления начальству вместо справки о причине опоздания - не представляется возможным. Чуть стало посвободнее, оплачиваю проезд, с усилием достаю телефон из кармана - могу сфотографировать чью-то руку перед глазами - на поручне.

- Что такое, почему так долго нет автобуса? - возмущаются пассажиры. - Что сегодня такое?  

Кондуктор, взявшая на себя обязанности Совинформбюро, на каждой остановке, когда в салон втискивается очередная партия пассажиров, говорит одно и то же: "Было 30 автобусов на линии, сегодня вышли только 7. Нет прав!"

Каких прав? У кого прав?

Объясняет: "У многих водителей узбекские или таджикские права. Они не могут сегодня выйти на маршрут. Хозяин обещал решить, но не решил. Но сегодня государство все исправит", - не очень убедительно говорит она и, кажется, даже сама себе не очень верит.

- А что, российские права уже перестали продавать? - ехидно спрашивает мужской голос откуда-то из-за моей спины.

Кондуктор юмора не понимает, снова объясняет про таджикские права, хозяина и государства. А пока хозяин с государством договариваются, пассажиры обмениваются репликами:

"Интересное дело, а что, только сегодня об этом узнали?", "А почему мы должны страдать?", "Я сам водитель со стажем, так знаете, какие у них права? Парень 19 лет, приехал в Россию, а у него категория "Д"! Он сразу садится на автобус, водителем. Да он даже по стажу не может такие права иметь, о чем вы говорите!", "Одного такого останавливают, а он - по-нашему ни бе ни ме ни кукареку! Не могу, говорит гаишникам, вам права отдать. Мне их подарили".

У автовокзала немного стало посвободнее в салоне. Народ уже выдыхает.

"Сегодня таксисты, наверное, наварятся знатно!", "Если бы кондукторша клювом не щелкала, сделала бы месячную выручку, вон сколько народу!", "А почему русских-то водителей нет? Да кто пойдет работать за такие деньги? Вот и берут приезжих".

На дорогах, между тем, действительно свободно. Часам к 10 утра рассосались и те немногие заторы, которые были. Автобусы и трамваи идут полупустые. В метро тоже давки не наблюдается.

Вечером надо пойти пешком - насколько это возможно. Гулять, дышать, любоваться яблоневым цветом. Летом, солнцем, ветерком, - даже уже немного потея в зимней куртке.

Между тем, председатель Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга Игорь Федотов сделал заявление:

- Что касается частников, то были проведены встречи с руководителями компаний-перевозчиков, где проговаривалась готовность к такой ситуации. Руководители заверили, что ситуация находится под контролем. Мы сейчас мониторим ситуацию. Если у нас останутся маршруты, которые не обслуживаются, будем помогать силами МОАП.

Нововведение с российскими правами для водителей, по задумке, должно "привести к строжайшему порядку в сфере общественного транспорта, а сами подвижные составы будут придерживаться графика перевозок". Для этого создан специальный центр управления перевозками, который в автоматическом режиме будет это контролировать.

Поживем - поездим - увидим.