Курс на онлайн: темпы цифровизации бизнеса за последние полгода увеличились

Автор: Редакция

По сравнению с предыдущим годом заметно увеличилась доля компаний, развивающих свои сайты, использующих онлайн-каналы продвижения бизнеса и готовых полностью заменить личное общение цифровым. Таковы результаты очередного совместного исследования банка «Открытие», Московской школы управления СКОЛКОВО и Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, посвященного готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI – Business Digitalization Index). Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

Индекс цифровизации бизнеса за последние полгода вырос до 51 п.п. по шкале от 0 до 100 баллов (в сентябре 2020 года значение Индекса составляло 50 п.п.).

Снижается доля компаний с низким уровнем цифровизации – с 20% в феврале 2020 года до 11% в настоящий момент. Одновременно растет доля компаний с высоким уровнем цифровизации практически во всех сегментах, за исключением среднего бизнеса.

Предприниматели цифровизируют бизнес сразу по нескольким направлениям – развивают свои сайты, используют онлайн-каналы в продвижении бизнеса и в коммуникации с клиентами, внедряют электронный документооборот.

Доля компаний сегмента МСБ, которые имеют полноценный корпоративный сайт с детальной информацией, по сравнению с предыдущей волной измерений (сентябрь 2020 года) выросла на 22 п.п. (с 41% до 63%).

Увеличилась доля тех, кто использует мессенджеры для работы с клиентами (с 80% до 85%), стало больше предпринимателей МСБ, готовых полностью перейти от личного к общению посредством онлайн-каналов (с 3% до 10%).

В отношении каналов продвижения бизнеса происходят два взаимосвязанных процесса: одновременно увеличивается доля компаний, размещающих рекламу в интернете (c 58% до 66% за год), и снижается доля использующих офлайн-каналы продвижения бизнеса (газеты, радио; с 43% до 26% за год).

Растет популярность социальных сетей как инструмента продвижения бизнеса – на сегодняшний день у 70% компаний сегмента МСБ есть страница в соцсетях. Самыми используемыми соцсетями являются Instagram (77%) и ВКонтакте (72%).

Перевод бизнеса в цифровое пространство привел к тому, что многие предприниматели и руководители предприятий МСБ стали больше задумываться об информационной безопасности. Доля компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных, по сравнению с сентябрем 2020 года снизилась на 7 п.п. (с 28% до 21%).

Каждая третья компания сектора МСБ в настоящий момент имеет утвержденную политику информационной безопасности (34%), каждая вторая – политику конфиденциальности информации (53%).

Цифровизация влияет на внутренний документооборот компаний. Все больше компаний комбинируют офлайн и онлайн-способы ведения документооборота – с сентября 2020 года их доля выросла на 12 п.п. (с 45% до 58%). Электронный документооборот в настоящее время полностью или частично внедрен в 73% компаний (показатель вырос на 14 п.п. по сравнению с сентябрем 2020 года). Также компании все чаще используют технологии на базе машинного обучения и VR/AR.

По сравнению с февралем 2020 года существенно увеличилось использование представителями сегмента МСБ облачных решений и хранилищ данных (с 52% до 63%), корпоративных мессенджеров (с 24% до 39%), онлайн-систем организации командной работы (с 15% до 24%), сервисов для анализа больших данных (с 5% до 11%).

Денежные операции все активнее переводятся в онлайн-формат: доля компаний, использующих систему быстрых платежей для расчетов с физическими лицами, выросла с 1% до 17% по сравнению с февралем 2020 года. Каждая вторая российская компания сегмента МСБ в настоящий момент не посещает офис банка и осуществляет все общение только в онлайн-формате.

Умеренный рост Индекса цифровизации бизнеса в целом свидетельствует о том, что одни его составляющие демонстрируют позитивную динамику, а другие – нет.

Самым «проблемным» частным индексом, который обозначает для компаний приоритетные области развития, является «Человеческий капитал».

На фоне финансовых проблем из-за пандемии многие компании сегмента МСБ отказались от обучения сотрудников цифровым технологиям – доля компаний, не проводящих такое обучение, за год увеличилась с 57% до 75%. Почти каждый второй руководитель (45%) уверен, что ему самому и его сотрудникам достаточно имеющихся знаний для успешного использования цифровых инструментов.

80% российских компаний МСБ не имеют своих специалистов по интернет-маркетингу, web-разработке и web-аналитике. Однако доля тех, кто формирует штат подобных специалистов, постепенно растет.

Исследование показывает, что одной из главных точек роста в области цифровой трансформации бизнеса для российских компаний МСБ продолжает оставаться повышение цифровой грамотности сотрудников. Необходимо активнее внедрять в сознание руководителей компаний мысль о том, что высокий уровень цифровых компетенций их сотрудников является конкурентным преимуществом бизнеса. В контексте все большей цифровизации бизнес-процессов принципиально важно формировать у предпринимателей более ответственный подход к информационной безопасности. Нужно делать акцент на важности использования в компаниях МСБ цифровых инструментов защиты данных, применения политики информационной безопасности и конфиденциальности данных, – прокомментировала заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова.

Индекс цифровизации бизнеса Свердловской области

В 2021 году дополнительно исследовался уровень цифровизации бизнеса Свердловской области.

Значение Индекса цифровизации в Свердловской области равно общероссийскому и составляет 51 п.п.

Компании Свердловской области демонстрируют более высокие показатели по частным индексам «Интеграция цифровых технологий» (61 п.п. против 60 п.п. в целом по России), «Информационная безопасность» (47 п.п. против 38 п.п.) и «Человеческий капитал» (37 п.п. против 26 п.п.).

Уровень цифровизации бизнеса в Свердловской области по ряду показателей превышает среднероссийский. У нас располагаются сразу несколько IT-компаний, известных не только в России, но и за рубежом. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» уже несколько лет проводятся образовательные семинары и курсы повышения квалификации по интернет-маркетингу. Однако результаты исследования показывают, что нам есть над чем работать. В этом году мы решили запустить новую комплексную образовательную программу по цифровизации бизнеса, она сейчас находится в разработке. Вместе со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства расскажем подробности уже в июне, - прокомментировала министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.

МСБ Свердловской области активно внедряют цифровые технологии в свой бизнес. 97% компаний используют интернет для ведения бизнеса, 76% имеют собственный корпоративный сайт, 74% полностью или частично перешли на электронный документооборот.

Большинство предприятий Свердловской области используют мессенджеры для работы с клиентами (83%), каждая вторая компания продвигает свои товары и услуги в социальных сетях (47%).

МСБ региона активно размещают информацию о себе на онлайн-картах (75%), при этом в Свердловской области 2GIS является наиболее популярным сервисом (61%).

Много внимания компании области уделяют защите информации – 77% компаний используют инструменты обеспечения безопасности данных. В том числе 51% МСБ Свердловской области используют антивирусные программы для юридических лиц, 46% – антивирусные программы для физических лиц, 22% используют специализированные программы для защиты бизнеса (межсетевые экраны, WAF, защита от DDoS).

44% МСБ имеют утвержденную политику информационной безопасности, еще 60% – политику конфиденциальности.

Владимир Коровкин, Associate профессор бизнес-практики Московской школы управления Сколково, руководитель направления цифровые технологии, Head of Innovations and Digital Research):

Процесс цифровизации, как показывают исследования, набирает обороты в России и мире. После активной фазы пандемии и экстренной цифровизации в прошлом году, мы видим, что управленцы и предприниматели, более осмыслено подходят к этой теме. Они занимаются цифровой безопасностью и укрепляют свое присутствие в онлайн. Тенденции, которые задал COVID-19, будут еще долго актуальны для корпораций, производств, стратапов, поэтому мы увидим множество изменений в ведении бизнеса, создании новых инструментов и наращивании цифровых компетенциях у сотрудников, которые должны стать обязательными. По результатам исследования, к сожалению, мы видим, что за последние полгода острая необходимость в обучение сотрудников отходит на второй план. Почти половина руководителей компаний считают, что их сотрудникам достаточно имеющихся знаний для успешного использования цифровых инструментов (48%), а курсы по цифровым технологиям не нужны их сотрудникам (41%). Также не самая большая часть - 32% руководителей компаний обучались цифровым технологиям в кризис. Можно отметить, что не стоит забывать о важности обучения в период турбулентности и всеобщей неопределённости. Это касается не только изучение новых программ, профессиональных сервисов - большинство компаний в России по-прежнему не имеют специалистов по интернет-маркетингу, web-разработке и аналитике (80%), но и программ по коммуникации, лидерству и управлению проектами в цифре.
  • Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Брокер», Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие», АО «Балтийский лизинг», ООО «Открытый лизинг», ООО «Открытие Факторинг», «РГС Банк», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA-») и НКР («АA+.ru»), а также международным агентством Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.