«Музыка – где-то между публикой и исполнителями»: участники оркестра «В-А-С-Н» рассказали о программах «Безумных дней» и Ural Music Night
Как рассказала Анна Баловина, создали оркестр в далеком 1990-м из ведущих музыкантов Екатеринбурга.
– Оркестр назвали в честь великого композитора?
– В-А-С-Н – это не только буквы или фамилия. Это аббревиатура нот на латинском языке: си-бемоль, ля, до, си. Эту мелодию использовали в своем творчестве многие композиторы, в частности, Шостакович и Бах. Второе наше название – "Солисты России" (Soloists of Russia), мы часто гастролируем: Вашингтон, Нью-Йорк, Германия, Франция, Тайвань. Наш оркестр играет с мировыми звездами – это и дирижеры, и солисты, такие как дирижер из Франции Миша Кац, скрипач из Австралии Сергей Догадин. А также исполнители, работающие в других жанрах, например Ванесса Мэй, Джон Лорд (Deep Purple), Scorpions, Metallica, "Смысловые Галлюцинации" и многие другие.
– С кем больше понравилось выступать?
– Невозможно выделить кого-то одного. Например, французский дирижер Миша Кац заражает всех своим обаянием, этого забыть невозможно. Было приятно работать с Мирей Матье. Всего за одну репетицию мы сделали с ней несколько композиций. Еще был отличный тур с Игорем Бутманом, когда органично объединились два направления: мы влились в его джазовую историю, а он сыграл классику. Работа со Scorpions в Екатеринбурге тоже запомнилась, – рассказал Евгений Пузиков.– А с местными коллективами?
– Со "Смысловыми галлюцинациями" мы играли 10 лет. Осталось хорошее впечатление от их работы! Это тот редкий случай, когда рок-музыку удалось удачно сочетать со звучанием струнного оркестра. Мне лично отечественный рок не очень нравится. Рок – это Deep Purple, The Beatles, а у нас – чаще бардовская песня с огромным количеством аппаратуры, – говорит Евгений Пузиков.
В столице Урала мало настоящей акустики– Как вас принимает современная публика?
– Наша особенность в том, что мы струнный камерный оркестр, 16 инструментов: скрипки, альты, виолончели и контрабас. У нас очень разнообразная программа: мы играем Баха, Вивальди, Моцарта, сочинения академических композиторов ХХ века. Также у нас много авторских переложений неакадемических произведений: рок, джаз, саундтреки из японских фильмов, – ответила Анна Баловина.– Как часто выступаете?
– В течение года оркестр играет около 80 концертов, всегда участвуем в крупных фестивалях Екатеринбурга. В Доме музыки играем концерты для детей и взрослых. В Музее истории Екатеринбурга, в Музее ИЗО, часто работаем с нашим хором "Доместик".
Но, как заметил Пузиков, Екатеринбургу все-таки не хватает хороших площадок.
– У нас очень мало залов, подходящих для акустического звучания. А вот остров Тайвань меня поразил: там все залы – трансформеры с шикарной естественной акустикой.
"Когда есть волшебство – музыка живет"
– Какую музыку чаще играете в России, а какую за рубежом?
– За рубеж нас зовут играть классику: Чайковского, Баха, Бетховена, Моцарта. Эксперименты мы оставляем для российского слушателя. Здесь мы можем экспериментировать благодаря нашему дирижеру Николаю Усенко. Это человек влюбленный в творчество, очень талантливый аранжировщик. Благодаря ему мы играем много музыки, которая не предназначена для камерного оркестра. Мы делаем и рок-н-ролл, и кантри, и джаз. Главное – все это переложить именно в рамках камерного состава. Мы всегда остаемся в своем акустическом пространстве, поэтому оно и звучит.– Как вас принимает публика?
– Наши соотечественники более эмоциональны. Но только если даешь что-то настоящее.
– А бывает "ненастоящее"?
– Музыка – она где-то посередине между публикой и исполнителями. Если есть контакт – есть волшебство, мы сумели убедить зрителя. Это и есть музыка. Например, наша программа "Детский альбом", смотришь – обычная, знакомая всем классика. А когда проходит 45 минут – понимаешь, что получилось волшебство.
– От чего это зависит?
– Я не знаю, как это возникает. Конечно, во главе стоит дирижер, который может исправить, выбирает репертуар. Влияет и работа музыкантов. Мы ремесленники – нам надо трудиться руками. У нас такая атмосфера, что есть и соперничество, и напряжение. Пока есть неуспокоенность – будет движение вперед."В Екатеринбурге мало хороших гастролеров"
– Куда сами ходите на концерты?
– Часто бываю на премьерах в театрах, на концертах симфонических оркестров в филармонии. Приглашают друзья, ансамбль "Изумруд", "Другой оркестр".
– А что думаете про "Другой оркестр"?
– Я сам какое-то время работал с ними. Раньше они играли пьесы современных академических композиторов, это было хорошо. А сейчас идет смешение классических и современных электроинструментов. И лично для меня это уже не очень интересно.
– А что бы вы лично хотели послушать?
– Настоящее. К сожалению, к нам нечасто приезжают такие группы. Это итальянские "Matia Bazar" и "Ricchi e Poveri", французская группа с электросвингом "Caravan Palace". И никак у меня не получается послушать Горана Бреговича, а очень бы хотелось.– На каких фестивалях выступите в этом году у нас?
– С 21 июня по 19 июля в Литературном квартале пройдет Open Air Fest. На закрытии сыграем вместе с Олегом Давлет Ханом, у него знаменитое шоу барабанов. На Ural Music Night, 29 июня, показываем барочную программу в Камерном театре с Сергеем Полтавским. На рассвете выйдем на главную сцену фестиваля с Антоном Беляевым (Therr Maitz), – рассказала директор оркестра Анна Баловина. – А с 7 по 9 сентября в Екатеринбурге пройдет фестиваль "Безумные дни", мы играем на двух площадках. В ТЮЗе будет программа из произведений Бартока и Альбениса, а в Камерном – "Великие чужестранцы", сюда вошли сюита к опере "Фаэтон" Люлли, Concerto grosso Генделя и Квартет ми-бемоль мажор Боккерини.
– А какие фестивали больше нравятся самим?
– Нравится все, но роднее Open Air Fest. Он начинался 20 лет назад как серия концертов нашего оркестра на свежем воздухе и в итоге превратился в большой фестиваль. С нами выступали участник "Голоса" Георгий Юфа, Blues Doctors, Gonzalo Bergaro, ансамбль средневековой музыки Flos Florum и многие другие. И на него много людей приходит слушать музыку, независимо от погоды!