Номер отключат: новые правила пользования мобильной связи заработали в России

Автор: Наталья Денисенко

В России вступили в силу новые правила оказания услуг сотовой связи, утверждённые правительством страны.

Об этом предупредила кандидат юридических наук Ирина Сивакова.

Основные изменения:

  1. Отказ в предоставлении данных: Из законодательства исключено положение, по которому сведения о телефонных переговорах могут предоставляться только абонентам или их представителям, если иное не предусмотрено законом. Это даёт операторам сотовой связи основания для отказа в предоставлении информации, несмотря на то, что тайна телефонных переговоров остаётся защищённой законом, с исключениями.

  2. Удалённый доступ к данным: Верховный суд РФ признал законным круглосуточный удалённый доступ ФСБ и полиции к базам данных операторов связи, включающих информацию о звонках, СМС-сообщениях и интернет-сессиях.

  3. Ограничение текстовых сообщений: Операторы теперь могут ограничивать передачу СМС-сообщений с согласия абонента в целях предотвращения мошенничества, однако как именно это будет работать, пока неясно.

  4. Бесплатные вызовы: Перечень служб, для которых операторы должны обеспечить бесплатный вызов, был расширен, включив информационно-справочные службы Министерства обороны РФ, что связано с текущими геополитическими обстоятельствами.

  5. Электронные паспорта: Теперь для заключения договора с оператором связи достаточно предъявить не только бумажный паспорт, но и электронный паспорт через систему «Госуслуг».

  6. Возврат средств: Операторы теперь обязаны возвращать остаток средств на счете абонента при расторжении договора только при наличии документов или информации, необходимой для противодействия легализации преступных доходов.

  7. Изменение условий договора: Для изменения условий договора теперь можно использовать не только традиционное письменное обращение, но и личный кабинет, СМС или голосовой вызов.

  8. Расторжение договора по инициативе оператора: Операторы теперь могут расторгнуть договор с абонентом в одностороннем порядке, если тот не использует связь в течение 90 дней. Ранее такие сроки могли быть установлены операторами по своему усмотрению.

Эти изменения значительно влияют на взаимодействие абонентов с операторами и регулируют более строгие механизмы контроля, безопасности и удобства при пользовании сотовыми услугами.