Один из лучших российских водителей троллейбусов работает на 1-м маршруте в Екатеринбурге
Екатеринбурженка Елена Сафронова стала пятой на конкурсе профмастерства среди лучших по стране водителей троллейбусов. И среди победителей она оказалась единственной представительницей прекрасного пола. Корреспондент НАШЕЙ узнала у Елены, почему она выбрала эту нелегкую профессию и что для нее самое сложное.
Елена приехала в Екатеринбург около 4 лет назад. Сама она из Артемовского. Когда стала искать новую работу, на глаза попалось объявление об обучении водителей. Изначально 27-летняя свердловчанка хотела стать водителем автобуса, но там оказались нужны права категории B.
– Прав у меня не было, да и сдавать не хотела, – призналась Елена. – Не люблю маленькие машинки. С детства хотела водить большой автомобиль. Раньше думала, что возьму себе что-то типа джипа. А потом увидела троллейбус и поняла, что это оно. По сути, по цене тот же "зилушка" – как джип, около 3 миллионов.Она рассказала, что троллейбусом управлять сложнее, чем трамваем, потому что надо следить по зеркалам за дорогой, объезжать пробки и аварии. На автобусе же, по ее мнению, проще, потому что он более маневренный, может спокойно "перепрыгнуть" из ряда в ряд.
– Очень боялась в первый раз за рулем в город выезжать, – вспоминает Елена, как начинала работать. – После сдачи экзаменов отправили на стажировку на специальных троллейбусах. Там с наставником ездишь, который тебе помогает – второй педалью контролирует.
При этом она уточнила, что требования к водителям довольно высокие, штрафы за аварии, а два раза в год – переэкзаменовка. Также даже в жару им не следует открывать кабину, нельзя разговаривать во время движения, отвечать на звонки и обедать на рабочем месте.
– Стараемся одеваться удобно и практично, потому что пачкаешься часто, когда токоприемники надеваешь или еще что, – рассказала Елена. – Как-то от пассажиров жалоба поступила, что водитель троллейбуса, мужчина, в жару без футболки за рулем сидел. Теперь говорят одеваться так, чтобы тело было закрыто.
– Ко всему привыкаешь, – говорит наша собеседница. – Неудобно зимой в -20 залезать на троллейбус и менять угли между «щечками» (графитовые вставки в "башмаках", которыми "рога" соприкасаются с проводами. – Прим. авт.). А еще когда утром выезжаешь, а из-за наледи на проводах машина не едет и фейерверки пускает. Или когда весной очень сильный дождь. Раз по 7 за день приходится залезать наверх.На конкурс не собиралась
Первым конкурсом профмастерства для Елены Сафроновой был городской, прошедший в Екатеринбурге в 2017 году. Участвовать она не собиралась, но коллега вписала ее фамилию в списки.
– Желающих было мало: много надо учить, требования серьезные, – объяснила екатеринбурженка. – Сначала соревновалась с коллегами из Октябрьского депо, потом из Орджоникидзевского. Сдавали теорию, ПДД, культуру вождения, практику. В итоге я заняла второе место.
И на всероссийский конкурс в Сочи Елена тоже попала случайно. Всего там было 35 участников из разных городов. Из них – 10 женщин. Елена стала лучшей из них, расположившись на пятой строчке следом за четырьмя мужчинами.
– В этом году на площадку в троллейбусе поставили банку с водой, почти полную. И надо было выполнить упражнения, старясь не пролить ни капли. А это сложно: даже когда троллейбус трогается, толчок идет автоматически, – поделилась она.
Но наша землячка справилась. За победу ей вручили грамоту и планшет. В родном же депо ее достижение пока никак не отметили.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!