«Одноразовые песни не привлекают»: создатель уральского оркестра баянистов – о том, чем их музыка отличается от попсы
Музыкальных коллективов в Екатеринбурге много, а оркестр баянистов – всего один. И ему уже 42 года, хотя в мечтах своего основателя Леонида Болконского "Баянисты Екатеринбурга" появились намного раньше. В интервью НАШЕЙ Леонид Зиновьевич рассказал, как мечтал о собственном оркестре еще в школе и даже написал об этом в сочинении, какую музыку считает хорошей и почему не променял Урал на жизнь за границей.
Все началось с трофейного аккордеона– Леонид Зиновьевич, вам 81 год. 42 из них вы посвятили оркестру. Как так получилось?– Свой выбор я сделал очень рано – еще в детстве. Помню, как после войны отец привез мне из Германии старый трофейный аккордеон. Я начал подбирать что-то на слух, «озвучивать» фильмы. Чуть позже попал в детский оркестр. А потом и сам задался целью – организовать свой коллектив. Даже в школьном сочинении об этом писал. Но прежде, чем сбылась давняя мечта, я двадцать лет проработал педагогом в консерватории.
– Сложно представить, чтобы кто-то из нынешних молодых людей увлекся бы так сильно аккордеоном или баяном… Эти инструменты сейчас не в моде.– Просто о них знают очень и очень мало. Поэтому и складывается ощущение, что это что-то устаревшее. Но ничего подобного. Аккордеон можно запросто встретить на нашей современной эстраде. Например, его используют Гарик Сукачев, Александр Новиков. А сколько детей захотели в музыкальную школу благодаря Петру Дранги, проекту Баян MIX.
– А вам удается заразить любовью к этим инструментам своих слушателей?– Скажу больше: в этом мы видим свою основную задачу. В нашей музыкально-оркестровой студии при Дворце молодежи занимаются три состава: младший, средний и взрослый (он-то и перерос в профессиональный оркестр, который вы можете увидеть на сцене). Пусть не все наши ученики становятся музыкантами, но самое главное – они начинают чувствовать хорошую музыку.
– Хорошая музыка – это какая?
– Та, которая трогает душу. И поп-музыка может быть качественной, но часто в ней есть только ритмы, ритмы и никакой мелодики. Такие одноразовые песни меня не привлекают. На баяне и аккордеоне можно играть что угодно: от "Адажио" из балета "Щелкунчик" Чайковского до песни "Атас" группы "Любэ". Нам ничего не мешает исполнить даже рэп. Но все-таки у оркестра есть свое лицо. И если мы сильно увлечемся экспериментами, то наша аудитория нас не поймет.
"Ценителей немного, но они есть"– А кто ваш слушатель и насколько хорошо вы его знаете? Хоть Екатеринбург и миллионник, но наверняка ценителей баянной музыки в нем не так много…– Конечно, нас не сравнить с поп-исполнителями, стадионов мы не собираем. Ценителей нашего творчества немного, но они есть. В среднем на концерты приходят по восемьсот-девятьсот человек. И это не только пожилые люди. Многие учились в музыкальной школе, что-то знают об инструменте и ностальгируют по нему.
– Кстати, почему вы называетесь "баянистами", но при этом аккордеонов на сцене гораздо больше?– Принципиальной разницы между этими инструментами нет. Разве что клавиатура. А природа у них одна и та же. Просто раньше большей популярностью пользовался баян, а сейчас аккордеон. Но название мы менять не стали. Оно приклеилось к нам во время поездки в Италию в 1993 году. Организаторы все время представляли нас как "Баянисты Екатеринбурга". Так и повелось.
– Выходит, что вы прославляете не только инструмент, но и город?— У нас даже есть диплом такой от администрации Верх-Исетского района — "Славим Екатеринбург". Мы побывали в 13 странах мира: трижды в Германии, трижды в Италии, в Китае, в Болгарии, Румынии, Венгрии… И везде объявляют, что мы из Екатеринбурга. Мне предлагали уехать в Германию, но я как-то уже прилип к городу. Я ведь здесь всю жизнь. Для того, чтобы организовать оркестр на новом месте, нужно время, а время бежит…