С 9 декабря в России вступили в силу изменения в системе расчета стоимости обязательной автостраховки (ОСАГО).
Банк России расширил допустимый диапазон базовых тарифов, что может повлиять на итоговую цену полиса для миллионов автовладельцев. Однако, вопреки ожиданиям всеобщего подорожания, регулятор позиционирует реформу как шаг к более справедливому и персонализированному ценообразованию.
Что изменилось в тарифах?
Центробанк увеличил так называемый «тарифный коридор» — границы, в пределах которых страховые компании могут варьировать базовую ставку. Теперь страховщики могут отклоняться от ее среднего значения не на 10%, а на целых 25%. Это значит, что максимальная скидка или надбавка к базовому тарифу выросла с 20% до 40%. Ключевое уточнение: для большинства видов транспорта — легковых и грузовых автомобилей, автобусов — коридор расширен на 15% в обе стороны.
Наиболее радикальные изменения коснулись мототехники. Для мотоциклов, мопедов и скутеров диапазон базовых ставок увеличен на 40%. Это решение, как пояснили в ЦБ, продиктовано необходимостью учета повышенных рисков при эксплуатации двухколесного транспорта.
Станет ли страховка дороже для всех?
Нет. Эксперты подчеркивают, что расширение коридора не влечет за собой автоматического и всеобщего роста цен. Вместо этого страховые компании получают более гибкий инструмент для оценки индивидуальных рисков.
Для кого полис может подорожать?
- Водители с плохой историей вождения: Тем, кто часто становится виновником ДТП.
- Молодые и неопытные водители (с небольшим стажем).
- Владельцы мощных автомобилей, которые статистически чаще попадают в аварии.
Для кого страховка может стать дешевле?
- Аккуратные и опытные водители с длительной безаварийной историей (высоким КБМ).
- Автовладельцы, чьи машины редко попадают в ДТП по статистике.
Таким образом, принцип «платит тот, кто рискует больше» становится более выраженным.
Территориальный коэффициент: новые правила для регионов
Параллельно с тарифами ЦБ провел масштабную ревизию территориального коэффициента (КТ), который напрямую влияет на стоимость полиса в зависимости от региона регистрации автомобиля.
- Понижен коэффициент для 20 субъектов РФ. Это означает, что для водителей в этих регионах (например, в некоторых областях Центральной России) ценовая нагрузка может снизиться.
- Повышен коэффициент для 28 регионов. Здесь стоимость ОСАГО, вероятно, вырастет.
Наиболее резкий — двукратный — рост коэффициента ожидает ряд территорий Новосибирской области и Республики Ингушетия. В Центробанке такое решение объяснили «сохраняющимся в течение пяти лет высоким уровнем рисков недобросовестных действий» на рынке ОСАГО в этих районах. Речь идет о мошеннических схемах, массовых подставных ДТП и прочих нарушениях, финансовые последствия которых ранее распределялись на всех автовладельцев страны.
Почему изменения назрели?
В ЦБ указывают на растущий дисбаланс в системе. С сентября 2022 года, когда в последний раз пересматривался тарифный коридор для личных легковых автомобилей, средняя сумма страховой выплаты по ОСАГО выросла в 1,5 раза. Это связано с инфляцией, удорожанием запчастей и ремонтных услуг.
При этом средняя стоимость самого полиса за девять месяцев 2025 года, по данным регулятора, даже снизилась на 4%. Такой разрыв делал бизнес для многих страховых компаний убыточным и мог в перспективе привести к их уходу с рынка или ухудшению качества обслуживания. Новые правила призваны сделать систему более устойчивой и адекватной реальным экономическим условиям.
Что делать водителям? При приближении даты продления ОСАГО эксперты рекомендуют, как и прежде, пользоваться агрегаторами для сравнения предложений разных компаний. Теперь разброс цен у одного и того же водителя в зависимости от выбора страховщика может стать еще более заметным.