В уральской столице в 2019 году по фактам мошеннических действий всего было возбужденно 1991 уголовное дело. Для сравнения, годом ранее – 1451. В УМВД Екатеринбурга отмечают, что зачастую потерпевшие сами удивляются, как "повелись" на уловки преступников.
!["Самим смешно": самые распространенные случаи мошенничества в Екатеринбурге](/media/main_photos/2024/05/17/general_foto_iS2duYr.jpg.877x493_q85_box-145,0,678,300_crop_detail_upscale.jpg)
В прошлом году в УМВД отметили рост количества бесконтактных мошенничеств, когда преступник и потерпевший лично не встречаются – было совершено 1184 преступления (59,4 % от общего количества). Практикующие такой вид мошенники, как правило, находятся за пределами региона и страны, деньги уходят туда же, что усложняет расследование.
По-прежнему в Екатеринбурге работает такая схема как "родственник попал в ДТП". На телефон жертвы звонят, сообщают о беде с родственником и предлагают заплатить деньги, чтобы спасти родного. Доходит до смешного: так удалось "развести" мать одного из крупных чиновников, ей сообщили, что сын попал в ДТП. И она ничего не заподозрила, при том, что ее ребенок – известное и влиятельное лицо. Бывали случаи, когда в момент звонка "ваш сын попал в ДТП", родители переводили деньги, при том, что сын спал в соседней комнате.
Еще один распространенный способ – СМС с текстом "Ваша банковская карта заблокирована. Справка по телефону..." Человек звонит по указанному номеру, а мошенники всячески ухищряются узнать реквизиты карты, коды из СМС. И похищают деньги со счета.
Очень много уголовных дел открыто по ситуации, когда "уводили" деньги при покупках через Интернет. В этом случае потерпевшие через рекламу попадали на страницы-однодневки, где предлагались товары по привлекательной цене. Вносили предоплату, но товар не получали.
Набирает оборот и такой способ, как звонок от сотрудника службы безопасности какого-нибудь банка. Мошенники стараются выведать реквизиты карты, коды и снимают деньги.
– Во всех стандартных случаях они представляются сотрудниками Сбербанка. Человек отвечает, что он не клиент Сбербанка, а, допустим, ВТБ. Ему отвечают: "Подождите секундочку, вам перезвонят". И перезванивают с другого номера, от ВТБ, – рассказал начальник отделения по мошенничествам ОУР УМВД Екатеринбурга Игорь Каргополов. – Люди приходят, и мы с ними слушаем повторно запись разговора. Им самим становится смешно, потому что лексикон сразу выдает, что это не сотрудник банка звонил. Например, сотрудник банка никогда не скажет, что если тебе позвонят из банка, не бери трубку. Нужно относиться критически к любой поступающей информации. Лучше как сделать? Сказать: "Я принял информацию. И приду к вам".
Чаще всего на уловки мошенников поддаются, конечно, люди пожилого возраста. Каргаполов отметил, что полиция совместно со Сбербанком прорабатывает услугу "доверительной лицо".
– Когда позвонили и сказали: "Здравствуйте, мы из банка, переведите, пожалуйста, денежные средства", а пенсионерка попытается это сделать, сотрудники банка, прежде чем совершить операцию, должны позвонить, допустим, дочери и спросить: "А вы в курсе, что мама переводит миллион рублей?" И тем самым можно будет подстраховаться. Это обезопасит, – рассказал он.
Но не только пенсионеры в группе риска. От действий мошенников не застрахован никто, поэтому в полиции призывают к бдительности.
– Для удобства клиентов банки предлагают множество способов совершения операций, в том числе с помощью голоса. Больших руководителей разводят именно с помощью голосовых сообщений. Делается как? Отвечает на телефонные звонки: "Да, слушаю?", "Да, это я", "Да, что хотели?". Никогда не нужно начинать разговор со слова "да". Злоумышленники записывают и получают образец голоса. И с помощью этой записи совершают операции со счетом. Как только повышается комфорт, снижается безопасность. Всегда. Нет универсальных советов, ситуации разные. Будьте бдительны. У 90% потерпевших вся информация в открытом доступе лежала. У злоумышленников очень хорошо поставленная речь, грамотно составлен диалог. Даже руководители, которые много общаются с банковскими работниками, у них сомнений не возникает при таком звонке, – пояснил врио начальника УМВД Екатеринбурга Андрей Швыдченко.При личной встрече
Процент контактных видов мошенничества падает, но про них тоже не стоит забывать. В 2019-м было совершено 807 таких преступлений (41,6%). Их много, но они более резонансные и от них больший ущерб. И преступник, как правило, знает, на какую сумму можно рассчитывать.
– Есть и курьезные случаи и носят не единичный характер. Кажется, что способ смешной, а со стороны глупый, но потерпевших много, – отметил Каргаполов.
В Екатеринбурге по-прежнему люди становятся жертвами мошенников, когда соглашаются на снятие порчи, при обмене денег, когда дают их в долг. Пускают в квартиры злоумышленников, которые приходят под видом соцработников. В 2019-м также людей оставляли без денег и туров псевдотурагенты: деньги собирали, за несколько дней до вылета документы так не присылали. Один из самых распространенных контактных видов мошенничества – обман при покупке квартир.
– Например, женщина предлагала помочь купить квартиры в "Тихвине" в Екатеринбурге подешевле, за 900 миллионов рублей. Люди велись, передавали деньги. А потом звонили застройщику, мол, у вас квартиры по 900 миллионов. А им отвечали, что нет, таких цен никогда не было, – поделился Каргаполов.
Есть еще один пример – сотрудники магазинов брали банковскую карту таким образом, что можно было потом на камере видеонаблюдения разглядеть реквизиты карты. На записи видно было, что с одной стороны посмотрели, с другой. Поэтому важно не передавать карту другим людям в руки.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!