«Слишком долго к этому готовились»: тренер и мама екатеринбургского сноубордиста Антона Мамаева – о его пути к Олимпиаде
До зимней Олимпиады в корейском Пхенчхане осталось всего десять дней. И от Свердловской области туда, как стало известно совсем недавно, отправится только один спортсмен – 20-летний сноубордист Антон Мамаев. В среду, 31 января, удачи уральцу и другим российским спортсменам на встрече в Москве пожелал президент РФ Владимир Путин.
По решению МОК, все они будут выступать под нейтральным флагом. Почему это не остановило Антона, в каких условиях ему пришлось готовиться к Играм и на какой результат рассчитывает екатеринбуржец, НАША спросила у мамы спортсмена и его тренера.
Антон Мамаев на приеме у президента Владмира Путина 31 января 2018 года.
Встал на сноуборд и сказал: "Хочу!"
– Антон с детства был гиперактивным ребенком. И я всячески старалась пустить его энергию в нужное русло, – вспоминает Людмила Мамаева. – В пять лет записала его на рукопашный бой. В шесть – на прыжки в воду. Чуть позже поставила на горные лыжи. Но занимался Антон неохотно, каждый раз приходилось его заставлять. Зато когда в 10 лет он по примеру старшего двоюродного брата освоил сноуборд, я впервые услышала от него: "Хочу!"
Но, по словам Людмилы, именно прыжки в воду дали ее сыну базу, которая так нужна для прыжков на сноуборде. На доску он встал всего за пару дней. А дальше – ежедневные походы на гору и попытка прокрутиться сначала на 180, а потом и на 360 градусов.
Первое время – все сам
– Поначалу денег на подъемник не было. Я воспитываю сына одна, никто не помогал, - продолжила мама спортсмена. – А чтобы взять оборудование и нанять на два часа инструктора, нужно было 800 рублей. Поэтому первое время Антон занимался сам. Он поднимался на склон пешком, строил из снега трамплин и отрабатывал трюки.
Тренер у сноубордиста появился только спустя семь лет, в 2014 году. По словам наставника спортсмена Александра Крицука, к тому времени Антон уже показывал неплохие результаты. Но чтобы выйти на более высокий уровень, нужен был взгляд со стороны.
– Моя задача – выстраивать программу на соревнования, придумывать тактику и поправлять ошибки, – пояснил Александр. – Наша минимальная задача на эту Олимпиаду – пройти в финал. Для этого за две попытки нужно показать трюк с наилучшим результатом. В самом финале спортсмен должен трижды сделать еще два трюка.
Тренировались бы в России, да негде
Антон будет выступать в дисциплине "big air" (большой полет) – на Олимпиаде она будет представлена впервые. Поэтому, как объяснил Александр Крицук, для тренировок нужны большие трамплины, но в России таких нет.
– В Екатеринбурге можно только поддерживать форму. Но отрабатывать трюки под олимпийскую программу и кубки мира у нас негде. Поэтому приходится ездить в Европу, – сетует тренер. – Мы начали готовиться еще год назад. Но, к сожалению, попасть на сбор в Швейцарию удалось только в сентябре. Эта поездка на 10-12 дней обошлась нам в 250 тысяч.
Спорт вне политики
Но вопроса ехать или не ехать на Олимпиаду, как опять же уточнил Крицук, перед его воспитанником не стояло.
– Мы слишком долго к этому шли, – пояснил тренер. – Мы не политики, а спортсмены. И ситуация вокруг МОК на нас отражаться никак не должна. Как мы представляли Россию, так и представляем.
Он добавил, что в Корею Антон, скорее всего, поедет один. Аккредитацию тренеру МОК еще не предоставил. А мама сноубордиста будет поддерживать сына дома.
– Мне всегда было страшно смотреть на его тренировки. Сколько раз он руки ломал! Это вообще обычное дело! – призналась Людмила. – А сыну передается мое волнение, и тогда он сразу падает. Поэтому даже по телевизору не собираюсь смотреть соревнования, чтобы лишний раз не переживать.
Сам Антон от общения с журналистами пока воздерживается. В четверг, 1 февраля, он отправился на десятидневный сбор в Австрию, где отшлифует подготовленную для Олимпиады программу.