Ветеринар из Екатеринбурга рассказал о жестокости владельцев домашних животных
В понедельник, 26 июня 2017 года, туристы из Екатеринбурга нашли на реке Чусовой маленького лисенка. Найденное животное передали ветеринарам из Челябинска — лисенок был весь в гудроне. К сожалению, медикам не удалось его спасти, он умер из-за отказа почек.
Насколько часто специалистам приходится сталкиваться со случаями, когда животные страдают по вине человека, корреспонденту «Нашей Газеты» рассказала ветеринар одной из клиник Екатеринбурга.
На условиях анонимности врач поведала о жестокости детей в семьях владельцев питомцев, о выкинутых на улицу породистых животных и о том, зачем екатеринбуржцы заводят крокодилов.
(Источник фото: «Зоозащита»)
«Собак выкидывают как мусор»— На днях туристы спасли на Чусовой лисенка…
— Да, я слышала об этом. Он в луже битума застрял.
— Ветеринарам часто привозят на лечение найденных животных?
— Да. И сердобольные прохожие привозят обычно самые убийственные случаи. Это не бродячие животные. Например, хозяину надоела породистая собака. Он ее связал и выкинул как мусор — умирать на обочине. Мимо проходили люди и подобрали животное.
Или мой кот. Ко мне его привезли двухмесячных котенком. Его 12-летние дети запинывали и прижигали об него сигареты. Животное пережило настолько сильный эмоциональный шок, что оно никого не подпускало к себе — забилось в угол. Я ему сделала операцию за свой счет и взяла домой. До сих пор он не подпускает к себе детей, мужчин. К женщинам он относится с большой опаской, но мурлычет у меня на руках, как трактор.
Фото кота ветеринара (слева до и справа после операции)
— Часто вы к себе животных забираете?
— В какой-то момент кто-то смотрит на тебя так, что тебе становится жалко это животное, и ты его забираешь. Передержки переполнены, а зоозащитники оплачивают только лечение. Ты понимаешь, что в твоем сердце хватит места для него. Потом через друзей ищешь животным новых владельцев.
Почему породистые животные становятся бездомными— Вы говорили, что вам прохожие привозят небездомных животных…
— Да. Породистых собак и кошек, которых выкинули владельцы, тоже хватает.
— Владельцам совсем не жалко своих питомцев?
— Они их покупают и, если с животным что-то случится, готовы купить нового. Был у меня в практике случай, когда мальчик гулял с мопсом на стройке и на собачку упал кирпичик. Череп нужно было собрать из 28 кусочков.
Сама по себе такая операция очень трудоемкая и недешевая, но сложность была в том, чтобы уговорить маму мальчика. Представьте, стоит ребенок, плачет, а мама ему говорит: «Давай мы купим тебе новую собачку».
Для нее этот мопсик — просто собака с красивой родословной. Для ребенка это очень дорогое существо, для тебя — живое. Но ты не можешь повлиять на ситуацию кроме как уговорами. А родителям проще купить новую собачку, чем спасти ту, которую они держали возле себя.
— Для этих людей животные как игрушки для ребенка?
— По сути, да. Даже если ребенок издевается над собакой или кошкой. Не один раз было такое, что дети изувечили животное. Его привозят к нам, мы его лечим, и так до следующего раза. Недавно пятилетний ребенок отрезал собаке уши ножницами потому, что ему показалось, будто так станет лучше.
Мы залечили собачке уши. Через два месяца эта же собака приехала к нам потому, что ребенок решил отстричь ей хвост. Мы говорим родителям: «Ну это же ненормально», а родители отвечают: «Ну это же ребенок». Это просто уже типичный пример «яжематерей».
— И какую часть в общей практике составляет эта категория?
— Примерно 10–15%. Но «яжематери», у которых их деточки просто неправильно играют с животными, — это мелочи. Есть «я же матери», которые усердствуют в уходе за животными. И это может закончиться очень печально.
«Само пройдет»— А разве такие владельцы не проявляют самую сильную заботу о питомцах?
— У таких владельцев проблема с логикой. Была у меня «яжемать», которая рану у собаки решила лечить также, как своим детям. В итоге своими примочками она довела рану до загноения. Вдобавок собачка бегала по земле и в ране завелись опарыши. Когда женщина осознала, что ее лечение не работает, она приехала к нам.
— Вам часто приходится сталкиваться с последствиями самолечения?
— Да. В большинстве случаев люди занимаются самолечением по формуле: «Само пройдет». Я их отношу в одну большую группу «так получилось» — из-за безответственности.
Порой владельцы вообще не признаются, что произошло — хотят сохранить лицо. С такими людьми собирание анамнеза превращается в расследование. Приводят к тебе собаку с гнойным абсцессом на глазу и говорят: «Мы не заметили, как это произошло». Простите, этому абсцессу не день и не два. У собаки глаз вытек, а вы не заметили?
Один из примеров безответственности ухода за животными (фото из «черной передержки») на Уктусе
«Экзотика ради понтов»— В основном вы говорите про случаи с собаками и кошками. А необычные животные в вашей практике были?
— Нередко бывает, что вызывают к животным, которых законом запрещено держать дома. К таким относятся, например, некоторые виды крокодилов.
— И вы не сообщали никуда?
— А зачем? Во-первых, закон есть, но нет органов, которые бы это контролировали. Можно написать заявление, но владельцы этих животных — влиятельные люди. Даже если крокодилов изымут, то из-за бюрократических проволочек оно может погибнуть (тем более, если оно было больно). Во-вторых, я могу лишиться работы из-за таких заявлений. Ну и вдобавок, за работу от владельцев идет «спасибо» в конвертике.
— А содержание экзотики вопросов не вызывает?
— Как правило, тех же крокодилов держат в больших домах. Им порой в неволе лучше живется, чем в свободных условиях. А заболевают они чаще всего либо из-за нарушения условий содержания, либо из-за плохого ухода.
Не так давно я ездила к королевской кобре. Ядовитые железы у нее удалены. Так-то вроде неопасная. Но когда ты видишь этот двухметровый шнурок, который качается в своем капюшончике, ты думаешь: «Так ли нужна мне моя работа». Проблема с ней была в том, что она сбежала из террариума и съела городскую мышь. А это те мыши, которые напичканы черти чем.
Королевская кобра
— Зачем человек заводит крокодилов?
— Ради хорошего «понта». Если у тебя много денег тебе доставят любых запрещенных животных.
«Усыпление — это убийство»— Эвтаназия животных проводится только в медицинских целях?
— Нет. Здесь они никак не защищены. Животных порой приносят на усыпление, если они просто не прижились в семье.
Когда к тебе приносят котенка возрастом 4-5 месяцев, который просто не понадобился из-за аллергии у внезапно появившейся родственницы или из-за истерички-жены… Тебе в этот момент хочется усыпить не это животное, тебе хочется усыпить его владельца.
— Вы никак не можете повлиять на то, чтобы спасти питомца?
— Законодательство не на стороне животных. Можно только попытаться уговорить владельцев. Но есть люди, которые считают, что так нужно. А кому это нужно? Только им, не готовым отвечать за животных.
Единственное, что я могу для них сделать — это быть рядом, чтобы животное поняло, что хоть кому-то оно нужно. Они прекрасно понимают, что происходит и когда они на тебя в этот момент смотрят, ты готов уйти из этой профессии. Ты готов бросить, все лишь бы не видеть этих глаз.
— Какой это взгляд?
— Этот взгляд покрывает глаза бледной пленочкой. Он у всех одинаковый — у кошек, собак, лягушек. Бывет, этот взгляд появляется во время операции. Тогда тебе хочется проорать, что ничего еще не кончилось, но головой ты понимаешь, что это все.
— А что тогда заставляет остаться на работе?
— Заставляет остаться на работе то «спасибо», которое ты видишь в глазах спасенных животных.