"Я аплодирую вам": актриса Татьяна Лазарева – о Екатеринбурге, свободе и детях
Уральскую столицу посетила актриса, телеведующая Татьяна Лазарева. Во время творческого вечера в "Ельцин Центре" она поделилась с зрителями размышлениями о свободе, воспитании детей, школьном образовании и протестах в городах России. Публикуем самые важные ее высказывания.
"Нет никакой свободы"
– Я начинала свою карьеру с КВНа, он стал точкой карьерного роста. Потом меня пригласил на телевидение Александр Окопов. Выходили с моим участием программы "На зло рекордам", "О.С.П. – студия", "Пальчики оближешь" и многие другие. Потом мы с Михаилом (Шацом, супругом. – Прим. автора) делали "Хорошие шутки".
Однако, то ли я повзрослела, то ли, родив детей, стала более ответственной к жизни, но мне становилось не интересно, если шутки только ради смеха. И когда мне предложили программу "Это мой ребенок" на СТС, была счастлива, потому что это мое. И я рада, что именно на ней закончилась моя телевизионная карьера, а не на кокой-то юмористической. С 2016-го я на телевидении не работаю. И, скорее всего, не вернусь никогда.
Сложно назвать однозначную причину, но, сейчас это уже очевидно, я в 2011-м выступала на Болотной площади, потом мы с Мишей были в координационном совете оппозиции, подошла политика к нам близко. И в 2012-м на СТС нам дали понять, что нас у них больше не будет. Миша сейчас вернулся на канал.
В те годы с ТВ ушло много журналистов, поскольку с журналистикой в стране – беда, особенно политической. Мы с Мишей и с некоторыми друзьями-журналистами сняли 4-5 выпусков "Телевидение на коленке" для Youtube. Это были смешные политические новости. Однажды мы там пошутили про [Рамзана] Кадырова. Проект оказался популярен, мы то считали, что максимум посмотрят друзья, а были десятки тысяч подписчиков. И одно дело, когда шутишь про Кадырова среди своих, другое – когда на такую аудиторию, а у тебя трое детей, начинаешь задумываться.
Мы тогда все очень любили [Алексея] Навального, смотрели на него с надеждой. Однажды он пришел к нам, шутить в его адрес выходило коряво, язык не поворачивался. И мы поняли, что если шутить, то про всех. Не можешь брать спонсоров, потому что уже начнется своего рода цензура, кого можно высмеивать, а кого нет. И это был звоночек. Мы поняли, что это нечестно. Нет никакой свободы.
Но мастерство не пропьешь, как бы я не искала что-то новое, но навыки ведущего привели меня к тому что, появился канал "Татьяна Лазарева" на Youtube. Про отношения детей и родителей. Для меня эта тема всегда интересная. У меня трое – 13, 20 и 24 года.
О бытовом унижении в российских школах
– Мы с Мишей не были апологетами идеи про заграничное образование. И наши старшие учились в частной школе в Москве. Но произошла очень неприятная история на Красной площади: убили подростка. Огромная толпа болельщиков оказалась на Красной площади после футбола, приехал ОМОН, но ничего не смог с ними сделать (о беспорядках на Манежной площади в 2010 году. – Прим. автора). А мы жили в центре. Было очень страшно. На улицах была агрессия. На меня это произвело впечатление. А Степа, которому тогда было 14-15 лет, неделю сидел дома, потому что уже тогда начинал гулять по Арбату, а школе у них была очень интернациональная компания. Мы подумали: не отправить ли его учиться в Англию. Нашли школу. Степе идея понравилась, уже в феврале уехал. А потом и Соня. Она уже видела, что Степа в Англии и думала: "А я что хуже? Тоже в Англии хочу учиться".
Младшая Тося первые два класса училась в России. Для меня важно, чтобы в школе уважали и любили ребенка. Я поменяла одну школу, вторую – все было плохо, привычное насилие и пренебрежение, одергивание, крик (как в мое время). Как только я увидела это у Тоси… Банальное: нет туалетной бумаги. Спросила у учителя, она говорит, так вот, в классе. Просто ребенок поднимает руку и говорит: "Можно я…" Что он должен сказать? При всех отмотать бумагу? Я так и не добилась ответа, почему так. Это бытовое унижение. Еще был случай: учительница вышла из себя и ударила ребенка по голове. Зачем мне надо, чтобы ребенок такое видел? Я забрала ее из этой школы немедленно. А за рубежом – какой учебник по голове? Такое вообразить невозможно. Да, и там есть конфликты… но не так, как у нас. Они, действительно, оказывают услуги по воспитанию, обучению, есть открытые уроки. Все устроено иначе. В Москве она так боялась опоздать в школу, что стояла в коридоре в сапогах за полчаса до выхода...
Я уже подумала о домашнем образовании, но знакомые в Испании, где мы любили отдыхать, рассказали про английскую школу неподалеку. Мы устроились в нее. Три года я уже живу в Испании. В основном с ней я, иногда Миша, но у него работа в Москве, а у меня нет.
С Тосей мы уживаемся друг с другом. Это дети поколения Z. Мы вообще не можем их понять. Я много у нее учусь, у ее друзей: личным границам, уважению себя. Нас этому совершенно не учили. Наоборот, учили тому, чтобы мы были удобными людьми: сидеть, молчать, не бегать, не кричать. Я кого-то из старших пробовала в угол поставить, уже тогда это было смешно. Они такие: "И че?" Я говорю: "А не знаю че". И чтобы Тосю попробовать поставить… Она не поймет, это что такое было. Но при этом я учусь еще говорить спасибо, принимать комплименты.
Они меня поражают. Когда у Тоси остается еда в тарелке, я говорю: "Даешь". Она: "Я не хочу". И смотрит на меня как на дуру: "Мама, я наелась". Доедаю я тогда сама. Ведь кто из нас посмеет выбросить еду... Нас этому не учили, приходится же учиться у них. Это важно, для понимания, что ты жив и двигаешься дальше, продолжать обучаться. Всем рекомендую.
Ребенка нужно поддерживать: "Да чувак, мир не совершенен, но смотри я тебя люблю и уважаю, то что там происходит – не то". Что ты всегда на его стороне. Каждый случай надо обсуждать, надо уметь разговаривать с учителями, находить общий язык. Трудно, но решаемо.
О Екатеринбурге
– У меня в Екатеринбурге очень много друзей. И многое связано с ним, начиная с КВН, местных команд, "Уральских дворников". Выступала с группой политической песни "Амига", потом была здесь на гастролях с "О.С.П. – студией".
Что характерно, не во всякий город ты возвращаешься и радуешься за него (а я во многих городах побывала), видишь какое-то движение. Новосибирск (родной город Лазаревой. – Прим. автора) в этом смысле меня не радует. В нем нет того, что есть в Екатеринбурге. Здесь виден рост, смелость. Нельзя назвать замшелой провинцией. Здесь бурная жизнь, все очень креативно, смело и вообще походит на Москву. Не знаю, в чем ваша загадка. И Борис Николаевич Ельцин не случайно отсюда. История про сквер опять же (протесты у Драмтеатра в мае 2019-го. – Прим. автора). Я в курсе этой истории и я аплодирую вам всем.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!