«Я верю в российский футбол»: Данила Козловский презентовал фильм «Тренер» в Екатеринбурге
"Еще два года назад я гулял по Москве и мечтал сыграть футбольного тренера. А теперь, за пару месяцев до ЧМ-2018, впервые приехал в Екатеринбург, чтобы представить здесь свою спортивную драму", – так начал встречу с местными журналистами режиссер картины "Тренер" Данила Козловский, который посетил столицу Урала за неделю до официальной премьеры фильма. Среди тех, кто пообщался с автором фильма, была и журналист НАШЕЙ.
Про режиссерский дебют– В этой картине вы выступили и как актер, и как сценарист, и как продюсер, и как разработчик спортивных сцен. Зачем взялись еще и за режиссуру?
– Понимаю ваш скепсис. Человек, который не снял даже короткометражки, сразу берется за масштабный и дорогостоящий фильм. Но этот шаг был подготовлен мной заранее: за плечами актерско-режиссерский курс Льва Додина и несколько картин, которые я продюсировал. Да, я не оканчивал кинематографических школ и не очень люблю разговоры про то, как должно выглядеть кино. Но у меня есть своя школа и свое видение. Я чувствую силы рассказывать истории не только как артист, но и как режиссер.
– А каким вы были режиссером?
– Режиссер – это главный человек на площадке. На нем – тотальный контроль каждого шага. Это не стоит путать с диктатурой, хамством и высокомерием. Я прекрасно понимал, что кино без команды невозможно. Каждый человек на площадке помогает реализовать твои местечковые фантазии. А кто сказал, что они великие? Кроме тебя, пока никто. Поэтому я благодарю каждого из своих артистов за их отдачу. Они абсолютные бриллианты, каждый по-своему!
– Почему им так часто приходится произносить слово "срать"?
– В российском кино запрещено ругаться матом, к счастью или к сожалению. А в российском футболе мата очень много. У нас же рейтинг "12+" – никакого мата нельзя, и я с этим согласен. Поэтому что остается? Остается "срать" и выкручиваться.
Про реальный футбол– Ваш герой – тренер вымышленного футбольного клуба "Метеор". Были ли у него прототипы?
– Какого-то одного прототипа нет. Но каждый драматургический перелом в фильме основан на реальных событиях. Я вспоминал и о Роберто Баджо, который не забил пенальти в финале ЧМ-1994. И об Александре Филимонове, который пропустил мяч в отборочном матче Евро-2000. Для меня был примером и наш клуб "Ростов", который сумел выйти в Лигу чемпионов и играл на уровне ведущих мировых клубов. Из всего этого и получилась история.
– А с футбольными тренерами консультировались?
– Конечно. Мы общались и с Леонидом Слуцким, и с тренерами Футбольной национальной лиги. Например, с Андреем Талалаевым из "Тамбова" – клуба, который во многом повторяет историю нашего "Метеора". Это очень помогло нам при написании сценария, когда нужно было черпать откуда-то информацию и подпитывать свое воображение.
– Много реальных футболистов, а также спортивных комментаторов и в самой картине. Как вам удалось их уговорить?
– Невероятно легко. Даже подозрительно. И Дима Сычев, и Женя Савин, и Нобель Арустамян, и Костя Генич, и другие ребята были моими главными консультантами во время съемок. Когда меня что-то смущало, я мог у них спросить: "Пацаны, а так можно? А так бывает?"
Про любовь и патриотизм– Вы неоднократно подчеркивали, что этот фильм не только и не столько про футбол. А про что тогда?
– Для меня он, в первую очередь, про любовь. Во всем ее многообразии и величии. Про то, что все в этой жизни зависит только от нас и что один человек может поменять мир вокруг себя, просто занимаясь своим делом с преданностью, страстью, энергией.
– Едва ли не самое важное место в картине занимают взаимоотношения главного героя с отцом. Перекликаются ли они с вашим личным опытом?
– Мой папа, слава богу, жив, и сейчас у нас с ним замечательные отношения. Но бывали и сложные периоды. Поэтому эта сюжетная линия мне очень дорога. История взаимоотношений тренера и его отца – это история о зависимости и невозможности жить друг без друга. Для меня она является столпом, на котором все держится.
– Вы также затронули и патриотическую тему. Достаточно смело, учитывая неуважительное отношение многих россиян к нашей сборной.
– Мы прекрасно понимали, с чем столкнемся. Но чем острее тема, тем интереснее. Я принадлежу к тем миллионам, которые верят в российский футбол. И я люблю свою страну. Но патриотизм – это не только когда мы восхищаемся своими достоинствами, но и признаем свои недостатки и не боимся о них говорить.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте" и узнавайте новости первыми!