В ноябре в жаркой Коста-Рике прошла Всемирная олимпиада роботов, третье место на которой завоевали ребята из Свердловской области. А возглавил уральскую команду 12-летний Егор Ермаков из Нижнего Тагила. Вместе с отцом он рассказал НАШЕЙ о соревнованиях и своем роботе.
Началось с гусеницы
Наш герой полюбил собирать конструкторы с раннего детства, поэтому одновременно с началом учебой в школе Егор начал ходить в кружок робототехники. Там ребята тоже постоянно возятся с конструкторами, но среди деталей у них уже попадаются двигатели и различные датчики.
– При этом ребенок должен не только собрать модель, но и написать компьютерную программу, которая "оживит" робота, – объясняет отец Егора Андрей Ермаков. – Эти конструкторы сделаны таким образом, что результат ограничен только фантазией ребенка и его наставника.
Андрей начал помогать создавать сыну роботов, когда появилась перспектива участия в конкурсах.
– Для первых соревнований мы сделали робота, который перемещался не на колесах, а как настоящая гусеница – за счет изменения своей формы. С ним мы победили на областном конкурсе и попали на всероссийский, – вспоминает Егор.
В первый раз участие юного тагильчанина завершилось на этом этапе, но после он неоднократно достигал высшего уровня – финала всемирной олимпиады по робототехнике (World Robot Olympiad). Соревнования в Коста-Рике стали для Егора Ермакова уже четвертым финалом WRO.
Соревнуются только дети
В начале каждого года международные эксперты WRO публикуют в Интернете задание для юных создателей роботов. Из ребят, чьих роботов признают лучшими на всероссийском этапе, формируется сборная по робототехнике на финал всемирной олимпиады. Кто-то может подумать, что при таком формате соревнования выигрывают не дети, а, скорее, взрослые тренеры. Но это не так.
– Конечно, робот создается совместно с тренером в комфортных условиях, но на соревнованиях взрослые уже ничем помочь не могут. Школьник должен самостоятельно, без инструкций и рисунков, по памяти собрать робота с нуля, а также модифицировать его, учитывая дополнительные задания, – рассказывает Ермаков-старший.
Робот, которого уралец представил в Коста-Рике
В этом году Егор рассчитывал занять одно из призовых мест. И доставшуюся ему "бронзу" считает вполне справедливой.
– Выступление команда на Олимпиаде оценивают по двум критериям – правильность выполнения задания и время. Нашей команде не хватило именно скорости, – признался школьник.
Роботы учебе не помеха
Сейчас Егор Ермаков учится в шестом классе. По словам отца юного робототехника, в дневнике он приносит только пятерки и четверки. И хобби Егора не мешает ему учиться, а, напротив, помогает усваивать школьную программу, а где-то – и перегонять ее.
– Например, физику он в школе еще не проходит, но при создании роботов с ней сталкивается, – объясняет Андрей Ермаков. – Егору приходится учитывать инерцию робота, его вес, коэффициент скольжения колес. При этом знакомится с этим он не только в теории, но и на практике.
Сам мальчик признается, что в будущем планирует сделать свое увлечение работой – конкретную профессию он пока не выбрал, но она точно будет связана с робототехникой или программированием.
Главная эмоция – землетрясение
Для Егора участие во Всемирных олимпиадах роботов – это еще и возможность посмотреть мир. К 12 годам он уже побывал в Катаре, Индии, Сочи и, наконец, в Коста-Рике.
– Это очень теплая страна с разнообразной природой, но больше мне всего запомнилось землетрясение. На протяжении 20-30 секунд мы почувствовали несколько толчков, – рассказал мальчик.
Справа – еще один член российской команды, екатеринбуржец Дмитрий Зайцев