"Если не метро, то…": можно ли решить проблему с транспортом в Екатеринбурге без подземки

Накануне, 20 июня, в СМИ появилась информация, что Минтранс РФ считает преждевременным выделение денег из госбюджета на строительство второй ветки метро преждевременным, так как пассажиропоток на существующей снижается. Глава Екатеринбурга, тем не менее, заявил, что мэрия продолжит проектировать новую линию, чтобы продолжать добиваться федеральных денег. Однако урбанист Владимир Злоказов считает, что пора уже городским властям задуматься об альтернативном пути решения транспортной проблемы, поскольку перспектива запуска метро от Площади 1905 года до ВИЗа туманна.

К юбилею города

О строительстве второй линии метро, которая связала бы ЖБИ и ВИЗ, сначала говорили в период борьбы за ЭКСПО-2025, затраты на нее оценивали почти в 80 миллиардов рублей. После проигрыша, власти города и региона заявили, что эта ветка все-таки появится, однако более реально ее сделать от Площади 1905 года до ВИЗа, к юбилею города в 2023 году. А мэр Екатеринбурга сообщил, что ее проектирование начнется уже в 2019 году, чтобы успеть к 300-летию Екатеринбурга.

Однако в распоряжение СМИ попало письмо главы Минтранса Евгения Дитриха председателю правительства России Дмитрию Медведеву, в котором он отметил, что говорить о финансировании строительства второй ветки метро в Екатеринбурге преждевременно, так как в представленном регионом на экспертизу проекте комплексной схемы транспортного обслуживания населения Екатеринбургской агломерации не были отражены мероприятия, связанные со строительством второй ветки метро, а в аналитических материалах при этом представлена информация о снижении пассажиропотока в метро, начиная с 2013 года.

– В связи с тем, что Свердловской областью не проведена работа по расчету и оценке общественных затрат и общих социальных эффектов, связанных с реализацией проекта, ... министерство транспорта РФ считает принятие решения о выделении средств из федерального бюджета на проектирование второй ветки метрополитена в Екатеринбурге преждевременным, – указано в заключении письма.

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский, комментируя сообщения об этом письме Минтранса, заявил, что проектирование второй ветки метро продолжается, а в документе, опубликованном в СМИ, четко сказано, что "решения об объемах будут приниматься после предоставления проектно-сметной документации", которую и нужно подготовить.

"Хороший способ ничего не делать"

В то же время, автор проекта "Живые улицы", урбанист Владимир Злоказов считает, что из-за многолетних разговоров о строительстве второй ветки метро, мэрия не пытается улучшить ситуацию с наземным транспортом, а город в итоге остается без хорошей транспортной инфраструктуры.

– Можно и нужно заниматься и метро, и наземным общественным транспортом, – отметил он. – Но проблема в том, что из-за разговоров о борьбе за деньги на метро откладываются все остальные темы. Это хороший способ ничего не делать. У нас главный транспортный проект – метро, оно затмевает все вокруг. На сто миллионов, выделенные в этом году на проектирование второй ветки, гораздо полезнее будет купить десять новых автобусов, три трамвая или обособить несколько километров трамвайных путей. Дорожная обстановка вещь, которую можно менять, трамваи выделять из общего потока, обособлять пути, давать им приоритет на перекрестках, тоже самое можно делать с автобусами и троллейбусами при помощи выделенных полос. Это все проблемы технические и абсолютно решаемые.

Злоказов отмечает, что мэрия не торопится заняться наземным транспортом, поскольку это вопросы политически непростые, в отличие от метро.

– Ты говоришь, что собираешься строить метро, все радуются: да, давайте строить метро, попросим у госбюджета денег. И так уже в 150-й раз. Если денег не дают, то легко оправдаться: мы попросили денег, сделали все, что смогли. В тоже самое время делать хороший наземный транспорт сложно, потому что, когда выделяется полоса для автобусов, пассажиры замечают эффект не сразу, а недовольные автомобилисты появятся уже на следующий день: говорят, что пробки, все плохо.

Уже сейчас, по мнению урбаниста, можно предпринимать меры, которые серьезно улучшат транспортную ситуацию. Например, выделенка для трамваев.

– На периферии она в основном есть, проблема в центре, где проходит большинство маршрутов, что негативно сказывается них. Прежде всего, обособление путей необходимо на Ленина, 8 Марта, Луначарского, Куйбышева, Гагарина, Челюскинцев и Московской, – отметил Злоказов. – У нас сейчас делают разметкой, это рабочий вариант, успешно используется в Москве, однако это не работает в отсутствии камер фиксации нарушений, чтобы это обособление соблюдалось. Более эффективно – выделение бордюрным камнем. Есть такие участки на Малышева, там гораздо лучше движение, если есть пробки, трамваи идут все равно свободно. Если нормально пройти процедуру проектирования обособления трамвайных путей, пройти экспертизу, то ГИБДД не в праве будет ничего сказать. У них нет функции согласования транспортных проектов.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!