"Кино – это бессмертие": режиссер "Дылды" Кантемир Балагов рассказал, почему снимает фильмы о войне

В Ельцин Центре 28-летний Кантемир Балагов представил фильм "Дылда", с которым получил приз Каннского кинофестиваля как лучший режиссер и премию Международной федерации кинопрессы. Он рассказал, почему снимает фильмы о военном времени и почему в "Дылде" нет портретов Сталина.

На "Дылду" повлиял Платонов

– Ваши фильмы связаны с книгами?

– На курсе мне привили любовь к литературе, чему я очень благодарен. И я решил снять кино про жизнь женщины, про биологическое, нравственное смещение из-за войны. При это пытался в себе разобраться, понять свою женскую сущность. Если сравнивать сюжет с книгой Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо" вышла интересная история. Я где-то вычитал про зенитчицу, которая возвращается домой и не может иметь детей, хотя очень хочет. Я слышал эту историю, но в книге ее не нашел. Когда стал придумывать сценарий, история стала развиваться.

– А какие книги, которые больше всего повлияли?

– Многие советовал сам Сокуров. Первая книга, которую я прочитал, была "Собор Парижской богоматери", "Чевенгур" Платонова и другие, "Остров Сахалин" Чехова. "Колымские рассказы" Шаламова – просто перевернула мой мир. И Платонов на самом деле на "Дылду" очень повлиял, это мой любимый писатель, он ценен для меня языком, его неправильностью, корявостью и неправильной силой. "Земля пахнет родителями", – сказано неправильно, но это очень сильный психологический образ.

"Искал актеров на улицах"

Как проводили кастинг для фильма?

– Искали везде, в соцсетях, на улицах. Часть ребят – непрофессиональные актеры, Саша, например, работал в "Буквоеде". Для меня не важно образование, важна личность. Чтобы не было рафинированности, избалованности. Пробы – текст из Алексеевич, драматический. Сложный и при этом в плоскости иронии как способ самозащиты, чтобы отдалиться от трагедии. И наши главные героини справились лучше, чем остальные. Но у меня нет бзика, что я не буду работать со звездами.

А вы заметили, что актер, играющий Сашу, очень похож на всем известного человека в молодости?

– Я понимал, что такие вопросы будут, учитывая, что в "Тесноте" тоже есть актер, похожий на Путина. Никакой политической подоплеки в этом нет! Если бы я сегодня увидел в 18-19 лет Владимира Владимировича, я бы снял его в кино. Для меня у него очень цепляющая внешность, она запоминающаяся. А я увидел на третий день съемок сам, до этого не замечал.

– Сколько дублей тратили на съемках?

– Я очень много делаю дублей, по 10-15 на сцену. У меня паранойя, что получается плохо, хотя при монтаже выбираю 3-4. Мы очень хотели снимать на пленку 16 миллиметров, интонация была более художественная, чем цифра. Но в России сейчас с пленкой проблемы, ее негде проявить и отсканировать, отказались.

"В моем кино не будет Сталина"

"Дылда" показывает историю после окончания войны, "Теснота" - между двух войн. Но в обоих фильмах очень чувствуется военная атмосфера, хотя она и не показана. Это потому, что в России все время война?

– Мне кажется, потому что мы все время в таком состоянии, у нас все время раскол, и внутри, и снаружи у нас идут боевые действия. Война – это концентрация человеческого дуализма. Поэтому мне как режиссеру это очень интересно исследовать, оправдывать то, что нельзя.

– Почему в кино в советское время нет портретов Сталина?

– Я не поддерживаю этого человека. Для меня кино – это бессмертие. Время пройдет, и актрисы, и я будем такими же. А Сталин не достоин бессмертия, по крайней мере, в моем кино.

Как сложилась дальнейшая судьба героинь фильма?

– Я не могу об этом говорить. Героини позволили наблюдать за ними только до этого момента. Думаю, у них все наладилось, но подсмотреть и рассказать уже не могу.

"Я против "тестостеронности"

Показалось, что мужчины-герои бесхребетные, они без сил, которые есть у женщин?

– Я не феминист, но я презираю маскулинность. Но я не считаю мужчин своих проектов жалкими и тряпками. Это зависит от характера и от истории. Собираюсь снять про Северный Кавказ, про современность. Главным героем будет мужчина, хочется раскрыть там главный вопрос, уйти от "тестостеронности". Это будет современная история, я подустал от прошлого. Историческое кино изматывает, это постоянный поиск, чувство страха допустить ошибку.

Почему "Дылда", и сразу ли придумали это название?

– Да, оно родилось в процессе и решили ничего не менять. Постоянно звучало. Это не только про главную героиню, ее внешность. Но и это ощущение себя после войны. Для меня это отсутствие грации, неуклюжесть, потеря в пространстве. Люди возвращались в мирную жизнь после войны и пытались снова научиться жить на ощупь.

"За меня наверху кто-то молится"

Насколько вы верите в судьбу и в удачу?

– Очень верю. И уверен, что большая часть того, что со мной происходит, это дикое везение. Ремесло, талант – это все удача. И я прекрасно это понимаю. И что в любой момент это может закончиться. И отдаю себе отчет, что там, наверху, кто-то молится за меня. Я не особо религиозный человек, но я верю, хотя и с какими-то вопросами к тому, кто там. Как сказал Михалков: "Как только ты начнешь воспринимать все, как должное, все исчезнет". И это правильно.

А ваш наставник Сокуров что сказал про "Дылду"?

– Он пока занят и не смотрел. Но я уверен, что ему не понравится, как и "Теснота". И это дает мне творческую внутреннюю мотивацию работать дальше.

НАША СПРАВКА

С детства Кантемир Балагов смотрел много мейнстримного кино, а в 18-19 лет стал снимать небольшие ролики. Вместе с друзьями в Нальчике сделал интернет-сериал с 10-минутными эпизодами. В это время в Нальчик приехал режиссер Александр Сокуров, который руководил мастерской в Кабардино-Балкарском университете. Кантемир при этом не знал Сокурова, но написал ему и был принят сразу на третий курс. В итоге он окончил Кабардино-Балкарский университет в Нальчике по курсу творческой мастерской Сокурова.

В 2017 году Балагов дебютировал в качестве режиссера с полнометражным фильмом "Теснота" в программе "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале, где получил приз ФИПРЕССИ. В 2017 году удостоен премии GQ Россия в категории "Открытие года".

В 2019 году Кантемир получил приз Каннского кинофестиваля как лучший режиссер и премию Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) за "Дылду", показанную в программе "Особый взгляд".

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!