В 2018 году с туристического рынка России ушли две компании. "Турпомощи" пришлось эвакуировать из Китая 2,6 тысячи туристов. О том, как не испортить свой отдых рассказал глава ассоциации и вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко.
– Предыдущий год был неоднозначным. С одной стороны, сфера выездного туризма развивалась, поток россиян, выезжающих за рубеж, вырос на 6%. Но в вместе с тем, с рынка ушли "Натали Турс" и "Жемчужная река", причем в период, когда туристы у них находились за границей, мы с таким не сталкивались с 2014 года, – рассказал он.
Финансовая безопасность туристов
По словам Осауленко, финансовая безопасность туристов – проблема №1, над которой сегодня работает "Турпомощь". В сентябре 2018-го вступили в силу поправки в законодательство, благодаря которым ситуация улучшилась. Например, Федеральное агентство по туризму впервые использовало норму права и прекратило деятельность "Натали Турс" своим приказом.
– C октября 2018-го у нас идет поквартальная финансовая сверка с операторами, – рассказал Осауленко. – Если бы мы проводили ее с лета прошлого года, то сумма фонда персональной ответственности компаний, работающих под брендом "Натали Турс", была бы более существенной, а клиенты бы меньше финансово пострадали.
По его словам, в России количество компаний, имеющих право отправлять туристов за рубеж, около 600.
– Эта цифра не меняется последние три года. Производством турпродукта могут заниматься только уполномоченные государством компании, в том числе имеющие аккредитацию при консульствах и посольствах стран. Все это нужно для того, чтобы избежать ситуаций с уходом компаний с рынка, которые мы проходили в 2014-м и 2018-м, – пояснил эксперт.
Фонды персональной ответственности
Александр Осауленко дал туристам рекомендации, как обезопасить себя от "кидалова":
- можно обратиться в ассоциацию "Турпомощь" и выяснить, насколько легитимно агентство, в котором собирается приобрести путевку, и предложение какого оператора оно имеет право продавать;
- посмотреть, состоит ли оператор в асоциации "Турпомощь" и федеральном реестре и какой продукт имеет право продавать;
- определить объем финансовой защищенности – это гарантии, которые состоят из страховки и фонда персональной ответственности.
– Турист может просто позвонить в "Турпомощь" и сказать: я сижу у такого-то агента, он продает такой-то продукт, имеет ли на это право? Мы выдаем информацию, а турист сам анализирует, – пояснил Осауленко. – Когда прекратилась деятельность "Натали Турс" выяснилось, что из всего объема агентских договоров более менее легитимны только 18%, а остальные 82%? – рассказал Осауленко. – Когда мы в прошлом году стали формировать реестр требований пострадавших клиентов, ожидали большой поток, но у большинства не оказалось юридической основы обращаться в те финансовые фонды, которыми мы обладаем. Получить деньги может только тот, кто в соответствии с законом докажет, что заключал договор с агентом, у которого был договор с оператором, и что деньги до него официально дошли.
– К сожалению, фонды персональной ответственности у компаний пока сформированы менее, чем на треть, – заметил эксперт. – Но в совокупности со страховыми гарантиями получается полноценная защита. По данным страховых компаний, исключая "Натали Турс" и "Жемчужную реку", по всем остальным компаниям выплаты компенсаций легальным туристам (с правильно оформленными договорами с агентами) составляет от 80 до 100 %. На что обратить внимание? Когда вы видите, что фонд персональной ответственности у компании составляет 100 тысяч рублей, а это две путевки в Болгарию или Венгрию, то прекрасно понимает уровень вашей финансовой защищенности.
Цена, вызывающая подозрение
Осауленко также подчеркнул, что путевка не может стоить ниже минимальной стоимости перевозки.
– Так не бывает, ну или вот с таким итогом, какой мы увидели в ситуации с "Жемчужной рекой". Если стоимость перелета до Хайняня из Екатеринбурга где-то 30 тысяч, то путевка за 18 тысяч должна вызвать подозрения. Сыр бывает бесплатным только в мышеловке, – отметил он. – Бывают акции, когда компания или продукт заходят на рынок, стоимость путевки может быть на 5% ниже перелета, но не в три раза.
Эксперт также отметил, что туризм – это риски. Отрасль зависит от курса рубля, стоимости топлива.
– Да, мы ожидаем, что и в этом году компании будут уходить с рынка. Но не так массово, как было в 2014-м. Но это не означает, что "Турпомощи" придется кого-то эвакуировать и задействовать свои финансовые фонды, мы научились локализовать эти проблемы. В частности, сократилось количество чартерных перевозок, летают регулярными рейсами, а это значит, что туристы имеют обратные билеты. У нас задача постепенно уйти от эвакуации людей в сторону улучшения качества отдыха. Будем придерживаться ее и реализовывать благодаря фонду персональной ответственности компаний. Движемся к тому, что компенсации будут приближены к 100%.
- Судья Свердловского областного суда Мария Протасова рассказала, как не омрачить свой отпуск проблемами с перелетом.
Вступайте в НАШУ группу ВКонтакте, чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!