"Разве у всего должна быть причина?": НАША рецензия на фильм "Сторож"

Режиссер Юрий Быков приступил к съемкам "Сторожа" параллельно с работой над его предыдущей лентой ("Завод"). И если "Завод" получился типичной работой Быкова, то его новое кино ушло от социальной проблематики, оно рассказывает историю о сложных человеческих взаимоотношениях.

Тихий, забытый санаторий, расположенный где-то в российской глуши. Здесь нет никого, кроме сорокалетнего сторожа (играет его сам Юрий Быков). Достаточно быстро зритель понимает, что сюда добровольно никто не приезжает, сюда можно только от чего-то сбежать. Когда персонаж Быкова решает вмиг решить все свои проблемы, приезжает молодая женщина по имени Вера (Алла Юганова), моментально вносящая хаос в размеренную жизнь сторожа. Скоро сюда же прибывает ее муж, Стас (Влад Абашин). Они остаются, причем предлагают за ночлег хорошие деньги. С этого момента их отношения начинают все больше запутываться.

С первых кадров "Сторож" напоминает небезызвестное "Сияние" Стэнли Кубрика. Сходство слишком явное: условно заброшенный санаторий, снег и четкое ощущение того, что с этим местом связана какая-то тайна. Однако, как говорит сам режиссер, он не хочет снимать ужасы, поскольку этим занимаются другие люди. И действительно все внимание зрителя здесь приковано к развитию межличностных отношений. Все персонажи довольно интересны, за каждым из них кроется целая история. Тем не менее раскрытие бэкграунда героев сделано довольно посредственно. Просто в какой-то момент сесть и начать рассказывать о своем прошлом – слабый ход. Это даже немного раздражает: с одной стороны, зрителю показывают очень разных по характеру персонажей, а с другой – мы не наблюдаем почти никакого их развития. Есть сцена в финале, показывающая Стаса в ином свете, однако она кажется здесь нелогичной. Почему его характер вдруг претерпел такие значительные изменения за какие-то минуты? Нам этого так и не объясняют.

Нельзя не отметить операторскую работу Владимира Ушакова, с которым режиссер работал также и над "Заводом". В фильме есть как спокойные сцены с сосновыми лесами и снежными далями, так и резкие моменты, в которых аудитория дополнительно чувствует душевную тревогу персонажей благодаря дерганой манере съемки.

"Сторож" неидеальный психологический триллер о далеко несовершенных людях. Однако задуматься это кино, как и другие работы Юрия Быкова, Вас точно заставит.

Ставим 7 из 10

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!