В Екатеринбурге на процессе по делу Руслана Соколовского допрашивают свидетелей защиты

В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга 3 апреля 2017 года возобновляется процесс по делу блогера Руслана Соколовского. Корреспондент «Нашей Газеты» ведет онлайн-трансляцию из зала суда.

Категорично не верует в бога

Долгосрочный перерыв в заседании был объявлен 28 марта после допроса Соколовского в суде. И защита, и слушатели отметили тон, с которым судья Екатерина Шопоняк задавала блогеру вопросы. В частности, Шопоняк пыталась понять, почему Соколовский «категорично не верует в бога».

Алексей Бушмаков (автор фото: Сергей Беляев)

«Свидетелем может быть любой»

С 3 апреля защита Руслана готовится запустить в процесс своих свидетелей. В первую очередь, как ожидается, выступят неоскорбленные верующие. В основном это выпускники Екатеринбургской духовной семинарии, которых не задели ролики Соколовского (НАША подробно писала об этой группе верующих).

Выпускник духовной семинарии Владимир Головин (на фото слева)

Также о своем желании выступить по данному делу заявляли известные в городе люди. Среди них глава Екатеринбурга Евгений Ройзман и политолог (позиционирующий себя атеистом) Федор Крашенинников.

— Свидетелем может быть любой, кто видел ролики, — пояснил Бушмаков.

10.16. Доброе утро.

Суд значительно задерживается. Руслана еще только везут в суд. 

С утра для выступления на заседании пришли свидетели защиты – Владимир Головин и Виктор Норкин – выпускники Духовной семинарии.

– Владимир, на днях настоятель храма Большой Златоуст отец Виктор назвал тех, кто не оскорбился "Моральными уродами", на твой взгляд, насколько это верно? – спрашивает НАШ корреспондент.–Я совершенно с этим не согласен. Если человек является верующим, то он верит в то, что Бог есть любовь, и он не может оскорбиться, – считает Головин.

Тема диплома Головина была связана с креационизмом и дарвинизмом. Головин пояснил, что он сидел с отцом Виктором за одной партой в семинарии.

10.20. По словам Бушмакова, допрос главы города Евгения Ройзмана запланирован на завтра.

Кроме того, адвокат сообщил, что на суд также заявлена еще одна свидетельница, некая ярая верующая из Москвы, но она будет выступать за Руслана.

10.25. А тем временем привезли Руслана – побритого. 

– Я уже не блогер. Я уже правозащитник. Каждый, кто судился, становится правозащитником, – говорит Соколовский в разговоре со своими сторонниками.

10.33. Как сообщил НАШЕЙ Виктор Норкин, завтра свидетелем в пользу Руслана выступит профессор УрФУ Мосин, друг проректора духовной семинарии отца Петра Мангилева.

10.35. Заседание началось.

Снова замена прокурора. Обвинение представляет Калинина.

10.36. В суд вызывают свидетелей защиты. Первым приглашен Виктор Норкин.

Для выступления он подготовил листочек с цитатами святых отцов и учителей Церкви, начиная с четвертого века.

Выпускник Духовной семинарии: «Я допускаю плюрализм мнений»

10.41. Начали допрос. Адвокат Ильченко спрашивает Виктора о его вероисповедании, образовании и смотрел ли он ролики.

– Когда я увидел про эти события по телевизору, я решил посмотреть ролики Соколовского. Я посмотрел про покемонов и патриарха. Меня поразила реакция моих знакомых, и я решил сам в этом разобраться. Меня эти вещи не оскорбили.Святые отцы Церкви учат, что оскорбления нужно преодолевать, что это духовная страсть, с которой нужно бороться, а не со внешним источником оскорбления. Святые отцы Церкви запрещали гнать и влачить в суды людей, которые гнали христиан. Они учили терпению и прощению как форме христианского учения.Что в этих роликах вообще такого, что может оскорбить?

10.46. Виктор признает, что даже его верующие друзья в личном общении допускают жесткие высказывания в адрес патриарха, но это никого не оскорбляет.

- Вы "Идеальный брак" смотрели? - спрашивает адвокат Ильдаров.- Да.- Вас это оскорбило, вы там увидели унижение социальной группы?- Нет. Я допускаю плюрализм мнений. Я и про мусульман смотрел, но это не возбудило во мне ненависти.

10.48. Виктор просит зачитать цитаты из святых отцов, которые сводятся к тому, что со страстями нужно бороться.

- Какие эмоции у вас вызвали просмотренные ролики? - подключается адвокат Бушмаков.- Я оценил его чувство юмора и логику. Обзоры мне его понравились на фильмы.- Вызвали ли эти ролики у вас сомнения в вере?- Нет. Нисколько, - уверенно отвечает Виктор.- А для верующих фигура патриарха какое место занимает?- Это не Папа Римский, которого нельзя осуждать. Нет догматов, которые запрещают вести полемику в отношении патриарха. В истории церкви немало случаев, когда патриархов и скидывали с кафедр, и осуждали.- А что такое чувства верующих?- Из опыта могу сказать, что чувства верующих различны. Есть люди, которых оскорбляет, что девушки не носят юбки. Их буквально готовы побивать. На мой взгляд, приоритетно должно быть трезвое мышление и обращение к святым отцам.- То есть это субъективно?- Да.- В моих роликах критика или оскорбление? - подключается Руслан.- Я думаю, это попытка дать объективную критику. У нас в Церкви есть проблемы, которые можно обсуждать, но за которые не нужно наказывать.
«Оскорбления - повод помолиться за человека»

10.53. Вступает адвокат Станислав Ильченко.

- Прямое оскорбление патриарха – является матом или оскорблением чувств верующих?- Оскорбление – это не мат, который является уголовно наказуемым преступлением. В случае с Русланом для нас это повод помолиться за человека и пригласить Руслана к дискуссии.

10.55. Слово прокурору. Она интересуется, почему Виктор не оскорбился.

- Так учат святые отцы.- А фразы: "Все верующие умственно отсталые", то что патриарх и Бог – лица нетрадиционной сексуальной ориентации, эти элементы носят признаки оскорбления?- Для меня они не оскорбительны. Я предпочитаю за человека помолиться.- Так были они или нет? Или вы как христианин не должны оскорбляться?- Оскорбил ли тебя кто? Молчи и помолись, - цитирует Виктор в ответ святых отцов и поясняет, что оскорбление для христианина как мученичество, которое он должен стойко переносить.

10.59. Вступает Бушмаков.

- В роликах Соколовского негативные высказывания или оскорбления?- Негативные. Это определенная форма работы с молодежью.- А что такое оскорбление? Как вы его понимаете?- Когда человек в словесной форме наносит негативные ощущения, - отвечает отец Виктор.Бушмаков вспоминает в суде высказывание Виктора Явича о "моральных уродах".- Меня это поразило, - отвечает Виктор, - нельзя с амвона говорить такие вещи. Получается, это оскорбляет тех христиан, которые не оскорбились.- А не все оскорбились? - спрашивает Бушмаков.- Далеко не все.

11.03. К допросу подключается судья.

- С какой целью он это делал, на ваш взгляд? - спрашивает судья.- На мой взгляд, это определенного рода форма пиара, и просветительская роль.- А зачем вы за него молились?- Так требует наша традиция. Ты молишься о нем, не ради ниспослания благ или еще чего-то.

11.09. Виктор поясняет, что хотел бы, чтобы Руслана вызвали на диспут.

- А если он там будет ругаться матом?- Пускай, - отвечает Виктор.

11.11. Судья не успокаивается и интересуется, зачем Виктор молился за Соколовского.

- Это форма гармонии для меня.- Хоть он вас и не оскорбил, но вы молились за него?- Да. Бесы нас искушают, и для сохранения гармонии необходимо молиться.- А ваши знакомые оскорбились?- Полярно здесь. Одних оскорбило, других нет.

Судья интересуется, почему, получив духовное образование, Норкин не пошел по профильному образованию. Виктор рассказывает: во-первых, у него сильная травма ноги.

- Опять-таки на светской работе зарплата больше. У нас некоторые выпускники даже в Макдональдсе работают.

11.16. К допросу подключается адвокат. Его интересуют критерии веры, ее силы. Виктор отвечает: здесь вопрос в покаянии и возможности исправить свой грех.

11.17. Встает Руслан и отвечает на предложение Виктора провести диспут согласием.

- Можно организовать Стрим. Тысяч тридцать думаю, будут смотреть, - отвечает Руслан.- А кто такой верующий? - спрашивает судья.- Тот, кто преодолевает себя. Это мое определение. Не книжное. Книжного вообще нет, - отвечает свидетель.- А есть ли у человека духовная связь с Богом? У вас она есть?- Когда есть. Когда нет.
Свидетель-верующий: «Соколовский – атеист, ему можно»

11.22. В суд пригласили свидетелем Владимира Головина.

- Являетесь ли вы верующим? - начинает адвокат.- Да. Я исповедую православную веру. Я был миссионером, учился в семинарии. Ролики я посмотрел в августе, и ничего не нашел в них оскорбительного (ролики про покемонов и патриарха).
- Ни восторга, ни ненависти к этим видео я не испытал.

11.26. Адвокат продолжает:

- Вас оскорбило высказывание, что Христос - это покемон?- Нет.- А вашу веру это пошатнуло?- Нет.- А справедлива ли критика в адрес Церкви?- Где-то да, где - то перегибают. Есть разные случаи, если священник ведет развратный образ жизни, не верит в Бога...- А вы таких священников знаете, которые не верят?- Лично нет. Но знаю, что такие существуют.

Владимир отрицает, что патриарха можно отнести к таким предметам культа, оскорбление которого должно оскорблять всех христиан.

11.33. Адвокат просит Владимира дать характеристику понятию «верующий человек».

- Если ориентироваться на Писание, то мы все неверующие, раз не можем камни и горы сдвигать.

В допрос включается прокурор. Она просит Владимира дать оценку словам Руслана из роликов.

- Он атеист. Ему можно. Для нас это недопустимо. Это грех. У нас есть право на свободу совести и высказывание.- Мы не про права подсудимого говорим, а про ваши, - обрывает Владимира судья.- Бог ведь не может оскорбиться, - продолжает свидетель и напоминает о том, что христианство учит прощению.- У нас ведь речь идет не об убийстве и не о поступке, который требует уголовного наказания, - отмечает свидетель.

11.37. Как полагает выпускник семинарии, Руслана нужно вызвать на диспут, а не отдавать его под суд.

Допрос Головина закончен. Его отпускают. Адвокат уходит узнать, кто из свидетелей еще подошел.

Свидетель-лютеранин: «Моя вера сильнее всех помоев»

11.44. В суде выступает Ярослав Родыгин, студент истфака УрФУ.

- Я лютеранин. Невоцерковленный, потому что не могу посещать церковь. Год назад я был таким же безбожником, как подсудимый, за что каюсь и каюсь. Первый ролик я увидел про покемонов. Дальнейшие два ролика я посмотрел месяца через два. Про патриарха Кирилла и "письма ненависти".- Лютеранство признает Христа как центральную фигуру? - спрашивает Бушмаков.- У нас многое похожее. Но мы не признаем таинства, и у нас спасение основано на вопросе веры.- Если Христа назвать покемоном, вас это оскорбляет?- Нет. Моя вера сильнее всех помоев, что гражданин Соколовский пытается на меня вылить. От того, что он сказал, ничего не изменилось. Я молю Господа, чтобы для него все суды закончились положительно.

Ярослав напоминает, что кроме веры у христиан есть любовь к ближнему и милосердие.

11.55. Свидетель Родыгин продолжает отвечать на вопросы.

- Соколовский своими выражением унизил ведь сам себя. Ему нужен пастырь, его нужно спасать, - говорит студент.- Почему сказанное Соколовским вы назвали помоями? - спрашивает прокурор.- Я все, с чем не согласен, называю помоями, - отвечает Ярослав.- А допустимо называть верующих умственно отсталыми? И называть церковнослужителей лицами нетрадиционной ориентации?- Я его тоже так могу назвать. Эти его дешевые научпоповские книжонки, которые он читает...- Я не про это... Допустимо ли называть так Господа?- Он будет иметь дело тогда с Господом Богом, - отвечает свидетель и уходит с трибуны, крестясь.

Судья возвращает ревностного лютеранина. 

12.00 Ярослав пообещал молиться за Руслана, чтобы тот избежал ада.

- А за себя? - спрашивает судья.- Я спасен, поскольку я уже уверовал.

12.01. Свидетель попросил вверить судьбу Соколовского на усмотрение Господа.

- Я ведь и сам прежде хулил Господа, но даже моя матушка меня за это не порола. Говорила, что я дурачок. И Соколовский молод, он еще может исправиться. Это просто слова. Никто не устраивал никаких беспорядков и митингов. Если мы сейчас осудим Соколовского, мы сделаем из него икону. У атеистов будет своя икона. Представляете? - парня прорвало. Судья даже не пытается его остановить.
- А зачем Соколовский это сделал? - интересуется судья.- Полагаю, что он пытался убедить людей, что религия – это глупо. Хотел сорвать хайпа.

Допрос свидетеля окончен.

Депутат Головин: «У людей в голове тараканы размером с кулак бегают»

12.07. В суд вызывают депутата Екатеринбургской Городской думы Дмитрия Головина.

- Как тут жарко, - говорит он на входе.

12.10. Начинается допрос свидетеля.

- О роликах Соколовского я узнал из СМИ. Сначала я воспринял это как забавную историю. Но потом, когда начали историю раздувать, я решил прийти сюда.- Вы верующий человек?- В любовь, милосердие да. А в Иисуса Иосифовича Христа не верю, как и в Юпитера и в Одина, - говорит Головин, публично объявляя себя не верующим в христианство, как в свое время это делал Руслан.

Головин считает, что к таким вещам надо относиться с юмором.

12.16. К допросу подключается прокурор. Между ней и депутатом состоялся диспут на тему, есть ли или нет список нецензурных слов.

- Это допустимо – называть Бога нетрадиционным лицом?- А лица, представляющие нетрадиционную ориентацию, не люди? - парирует Головин.

Слушатели бурно аплодируют, судья грозит их удалить из зала.

- Можно смеяться над всем, что не ведет к физической смерти, - отвечает Головин. - У людей в голове тараканы размером с кулак бегают. Их может оскорбить все что угодно. Вот меня (он обращается к Бушмакову) очень бесит ваш жилет.- Спасибо, - с улыбкой говорит Бушмаков.

Судья интересуется мировоззрением Головина.

- Я верю в здравый смысл, - отвечает депутат.

12.20. Головин сравнил процесс над Русланом с делом Джордано Бруно.

- Вы давно Соколовского знаете? - спрашивает судья.- Я его первый раз вживую вижу.- А у вас кроме смеха других чувств его ролики не вызывают?- Будь я моложе, я был бы его братом. Мне жаль, что я не очень активно боролся за светское государство и допустил это ползучее православолюбие.- Я считаю, что если мы осудим Соколовского, это снизит инвестпривлекательность города, - полагает депутат.

Напомним, что ранее Головин пытался добиться, чтобы Гордума обсудила дело ловца покемонов.

12.24. Судья спрашивает, почему тема религии стала острой.

- Как показали митинги 26 марта, молодежь эта тема очень обеспокоила. Или мы пойдем по пути светского государства и модернизации или будем сидеть в православном затхлом углу, - отвечает Головин.- Не поняла ответа.- У нас будет выбор: или Соколовский и Шарли Эбдо или ортодоксальные оскорбленные люди и террористы.От этого зависит, будут ли в будущем корабли бороздить просторы Вселенной.

Допрос депутата закончен.

Свидетель: «Почему не судят тех, кто обещал «посадить Соколовского на нож»?

12.29. Вызывают Александра Якубова.

Свидетель – радиоведущий. Известен также как Саша Цариков.

- Это у меня как у Чуковского, - отмечает радиоведущий.

Судя по подбору свидетелей, защита может их заявлять бесконечно.

- Так получилось что в 90-е годы было можно приводить людей в церковь. В этой вере я меня крестили, но я отошел больше к атеизму, поскольку меня смутило поведение многих иерархов нашей епархии. Например, исчезновение денег при строительстве Храма-на-Крови, - говорит радиоведущий.

12.35. Якубов также вспоминает, как судили в Средние века ученых.

- Есть ли в действиях Соколовского признаки неуважения к обществу? - интересуется Бушмаков.

Радиоведущий отвечает отрицательно. Деятельность Соколовского он называет журналистской.

- В случае с покемоном это называется "журналист идет в поле", отстаивая интересы своих читателей, - отвечает Якубов.

Свидетеля удивляет, почему не судят тех, кто обещал "посадить Соколовского на нож".

12.39. Переходит к допросу прокурор.

Тут снова следует диспут о том, есть ли нецензурные выражения или нет. Якубов апеллирует к тому, что цензуры в стране нет. Есть в действительности неэтичные выражения. Также радиоведущий напоминает, что страна у нас светская и, соответственно, выявлять отдельно чувства верующих нет смысла.

- Я посмотрел все ролики Соколовского, но такого "Боже мой, что он делает!" у меня не возникало. Это такой журналистский формат работ, - говорит Якубов.

12.45. Свидетель продолжает:

- Господь поругаем не бывает. Хорошая фраза.- Господь господнем... Но он далеко. А мы говорим про тех, кто идет к Богу, - отмечает судья.- Если нам слишком легко, то это тоже странно, - отвечает Якубов, вспоминая христианских мучеников.

В этом диалоге Якубов взял инициативу на себя, не позволяя судье выбить у себя почву из-под ног.

12.50. Суд объявил перерыв, после которого продолжится допрос свидетелей.

13.58. Заседание продолжается.

В коридоре вызова ожидает следующий свидетель зашиты – Дмитрий Фоминцев. Он журналист, но до этого 9 лет служил в храме и учился в семинарии еще при епископе Никоне в 1999 году.

14.11. В суд пришла правозащитница-христианка Елена Санникова.

Ее же первой вызвали в зал заседаний для дачи показаний. На значке у нее надпись "Христиане против репрессий".

14.20. Елена признает себя верующим человеком со стажем (с 16 лет), православной христианкой.

- Я жила и росла в атеистическом государстве, где атеизм насаждался с младших классов. Приход к вере – это был внутренний поиск от разочарования в советской идеологии, и я пришла в сознательном возрасте к вере и крещению. В те времена за открытое исповедание веры можно было лишиться хорошего места работы, учебы.Когда я училась на втором курсе на филфаке, мы организовали с девочками кружок по изучению Библии. За это меня выгнали из университета, но филфак заочно я закончила.Я просмотрела недавно ролики Соколовского. Если бы не этот процесс, я бы не увидела роликов Соколовского и не знала бы о нем.
 «Эти люди раньше в комсомоле были, коммунистами, а теперь все верующие»

14.23. Адвокат Бушмаков спрашивает:

- Какие у вас впечатления вызвали эти ролики?- Извините, если я задену судью, у меня они вызвали чувства сострадания. У Руслана не хватает определенного базиса, доверия, у него, возможно, была травма. У меня это вызвало такое же сострадание, как ко всем подросткам, которые нецензурно выражаются.Но видно, что человек неравнодушен. Он обеспокоен общественными проблемами. А многие живут и живут. Им все равно.- Вы испытали чувства вражды – к мусульманам, феминисткам?- Нет. Чувство верующих противоречит тому, что я верующая. Бог поругаем не бывает, и действительно верующему человеку нужно любить людей, - рассказывает Санникова.- А что такое чувства верующих?- Я могу сказать, что такое чувства православных. Возьмем Евангелие от Марка. Глава 12, где Иисус Христос говорит, как наша вера выражена: "Возлюби Господа твоего всем сердцем" и возлюби ближнего своего. Кто не живет по этим заповедям, тот по ошибке записался в христиане.

14.28. Елена зачитывает Евангелие, затем она переходит к трудам учеников Христа. Если вспомнить свидетелей обвинения, ни у кого из них не было на руках ни Евангелия, ни цитат святых отцов.

14.31. Адвокат продолжает:

- Почему вас не оскорбили ролики Соколовского?- А как можно оскорбиться? Любой человек, который пытается оскорбить верующих, может вызвать только сострадание. Я не увидела у него цели оскорбить. Это было, скорее, возмущение недостатками церковной иерархии, которые к сожалению имеют место быть. Но это есть и в Евангелии. Это возмущение такими служителями.Когда патриарх говорит о вещах, которые несовместимы с учением Христа, это верующих и неверующих задевает.- А критика в роликах Соколовского конструктивна?- Если бы это было на академическом уровне, то это было бы полезно и церкви и обществу.- А если священник назвал тех, кто не оскорбился, моральными уродами, это как называется?- Это очень печально, когда священник такое говорит. Я не понимаю, откуда у нас столько православных. Эти люди раньше в комсомоле были, коммунистами, а теперь все верующие. А потом получается, что священник говорит дикие слова, которые не совместимы с христианством.- А назвать Христа покемоном?- Нет, конечно! Это же игрушка, с которой дети играют, - засмеялась тихо Санникова.

В зале хихикают, вспоминая свидетеля, которого покемоны напугали:

14.39. К допросу переходит прокурор – он спрашивает, считать ли допустимым использование нецензурных выражений.

- Нельзя на одного человека вешать ответственность за все наше общество. У нас детишки матерятся...- Я не услышала ответа, - говорит прокурор.- Для меня нет. Но я не могу отвечать за других.- А вас ранит, когда дети нецензурно выражаются?- Плохо, что так выражаются.- А будучи филологом, вы можете пояснить, что такое оскорбление? - спрашивает Бушмаков.- Когда человек говорит выражения с целью кого-то унизить.- А высказывания Соколовского о том, что верующие являются умственно отсталыми, является оскорблением? - спрашивает прокурор.- Верующий только улыбнется, - отвечает Санникова. - Если человек уверен, что он не умственно отсталый, то он и не будет оскорбляться. Верующий любит всех людей.- Бог для вас является существом высшего плана или тот, к идеалу которого надо стремиться? - спрашивает судья.- Это творец...- Вы хотите подражать Богу?- Это невозможно, - с улыбкой отвечает Санникова.- Ну обладать свойствами его, стремится к этому, - продолжает судья.- Я стараюсь.

14.48. Встает Соколовский. Он спрашивает у Елены, как она относится к матерным стихам Пушкина и Есенина.

- Я их не воспринимаю. Я Есенина и Пушкина не за это люблю. Но есть филологи, которые изучают и любят такого рода творчество.

Допрос свидетельницы закончен.

Свидетель: «Весь этот суд - большая ошибка» 

14.50. Вызван Игорь Игнатьев, аспирант физического факультета университета Тюмени.

С творчеством блогера он знаком с 2015 года, когда Соколовский занимался еще только научпопом.

Себя он относит к неверующим. Его интересовали научные факты, которые излагает Соколовский, и отражение конфронтации мира. Он не считает, что ролики Руслана содержат неуважение к миру.

14.56. У аспиранта спрашивают, с какой целью Соколовский производил продукт.

- Такая практика, жесткая риторика, понятна и популярна у русскоязычного сегмента You Tube, - объяснил Игорь. - Это такой способ донесения до людей.

15.00. В суде пошли чисто научные разговоры о Боге, адвокат поинтересовался, может ли наука доказать существование Бога.

- Наука не занимается вопросом изучения бытия Бога, - отрезает Игорь.- А среди ваших друзей есть верующие? Вы с ними обсуждали ролики Руслана?- Нет. Они далеки от You Tube.

15.04. Эстафету передали прокурору. Она снова спрашивает про допустимость нецензурной брани.

- Да, допустимо. Современная интернет-культура воспитывает в человеке важное качество – здоровый пофигизм. В интернете можно натолкнуться на любое оскорбление, и это надо игнорировать. У нас это называется: "Не кормить троллей", - говорит свидетель.Игорь считает, что блогер ненамеренно вел ролики в своей манере.- А че делать с такими людьми, которые оскорбляются? - спрашивает прокурор (именно че. – Прим.ред.)- Больше быть в интернете.- Тренироваться что ли?- Да. Что-то вроде этого.
- Люди могут обидеться, унизиться... Допустимо ли выкладывать такую информацию?- Да, допустимо.- Мне все понятно, - тихо произносит, всплескивает руками, прокурор. - Мне все понятно.

На этом прокурор отвернулась от свидетеля.

15.12. Адвокат задает свои вопросы: 

- А нужны ли нормы морали и поведения в интернете тогда? - Не нужно в эту сферу лезть. Она регулируется сама собой.- А если человек обидчив, не выходить что ли в интернет?- Гм. Мне самому не очень манера Соколовского нравится. Но сам You Tube не подпустил бы религиозного человека к роликам Руслана. Он подбирает контент, исходя из предпочтений пользователя.

15.15. К допросу переходит судья.

- Способ донесения информации, на ваш взгляд, разжигает вражду?- Нет.- А почему люди так пишут агрессивно?- Это люди неадаптированные к интернету. Вообще, весь этот суд – большая ошибка, интернет – это своего рода великий уравнитель.- А че он уравнивает?- Твои мысли, рано или поздно произойдет процесс, когда люди перестанут смотреть на твою риторику, а обратят внимание на твои аргументы.- А что воспитывает это?- Выдержку и спокойствие.- А к здоровому пофигизму подходит синоним «терпение»? - интересуется судья.- Это самое емкое слово, которое можно подобрать. Рано или поздно завершится процесс, когда человек сможет пропускать это через себя. Общество должно пройти через это развитие, - говорит юный физик.

Судья отпустила свидетеля с Богом.

15.18. В суд вызывают маму Руслана – Елену Чингину.

Наконец-то Соколовский сможет пообщаться с матерью, спустя более чем полгода.

Она рассказывает о Руслане те детали биографии, о которых блогер и сам говорил.

15.21. У Елены была пожизненная инвалидность, а затем инвалидность сняли. Руслан с 16 лет помогал матери деньгами на квартиру, врачей и лекарство. Напомним, что женщина является ветераном труда с очень маленькой пенсией.

В очереди на квартиру она с сыном стоит более пяти лет. Своего жилья у нее нет. Ее пенсия – восемь тысяч. Шесть тысяч уходили на квартиру.

- Он фактически опекун, - говорит мама Руслана.

15.24. В разговоре с мамой Руслан не затрагивает религиозных тем.

- Меня поразило, что Руслан оказался на скамье подсудимых. Я так переживала, что месяц потом провела в больнице. Я не верю, что это происходит, - говорит Елена.

Допрос в целом закончен. Руслан успел с мамой только парой слов перекинуться.

Свидетель: «Меня как верующего не оскорбили ролики Соколовского»

15.29. Следующий свидетель – Дмитрий Фоминцев.

В зале жарко. Открыли форточку. Слушателей и журналистов начало засыпать снегом.

15.32. Свидетель познакомился с роликами по работе, он журналист.

- Мы в редакции хотели сделать нечто подобное, но Руслан нас опередил, - говорит Дмитрий.

Он вспоминает что к вере он пришел с 9 лет. С 14 лет у него трудовая книжка, где он прописан как пономарь.

- Я проучился в семинарии полгода и потом захотел получить более расширенное образование и поступил на философский. Как верующего меня не оскорбили ролики Соколовского. Меня больше разочаровывают действия священников или бабушек, которые шипят на всех.
- А чувства ненависти или вражды они в вас возбудили? - спрашивает Бушмаков.- Есть закон Церкви: "Возлюби ближнего своего". Я не понимаю верующих, которых это оскорбило.- А есть ли понятие «верующий человек»?- Это сложное определение. Если ты крестик надел, это еще не значит, что ты верующий.- А то, что Христа назвали покемоном?- Ой, да как его за две тысячи лет не называли, - отмахивается Дмитрий.

Прокурор спрашивает, допустимо ли патриарха называть лицом нетрадиционной ориентации.

- Назвал и назвал. Для меня допустимо. У Церкви много в этом проблем, - ответил Фоминцев.
- А если верующего называют "моральным уродом"? - спрашивает Бушмаков.- Священники тоже люди и могут в сердцах сказать такое. Так и Церковь говорит, когда кто-то из священников так высказывается.- А можно ли сказать, что Церковь сама сеет вражду такими высказываниями?- Сказать можно, - после раздумий ответил Дмитрий.

Допрос свидетеля закончен.

15.42. Вызвали следующего свидетеля. 

Продолжение трансляции читайте по ссылке.