Глава Минприроды Александр Козлов отчитался за лесные пожары 2021 года

Глава Минприроды Александр Козлов отчитался за лесные пожары 2021 года

Глава Минприроды Александр Козлов: лесные пожары побили все рекорды

В 2021 году в России сгорели рекордные десять миллионов гектаров лесов. Особенно сильно полыхало в Якутии, где из-за плохого оснащения пожарные службы подолгу не могли справиться с огнем. Столь критическая ситуация сложилась по нескольким причинам.

Человеческий фактор

В 2021 году лесные пожары в России поставили новые антирекорды: по площади, пройденной огнем, и по размеру ущерба. Таких тревожных цифр не было даже в самые опасные годы.

Как отчитался министр природных ресурсов Александр Козлов, пострадали леса общей площадью более 10 млн гектаров. До этого «рекорд» был установлен в 2018 году, когда площадь, объятая огнем, превысила 8,5 млн гектаров.

По мнению главы Минприроды, большинство возгораний — а именно 60 процентов — дело рук человека. Однако стоит отметить, что так было всегда. По статистике экспертов, по вине человека происходит 97 процентов лесных пожаров.
На то, чтобы научить россиян бережнее относиться к природе, уйдет еще не одно десятилетие. Сейчас вопрос в другом: как перестроить систему охраны лесов и работу пожарных служб, к развалу которых приложили руку и чиновники в высоких кабинетах.

Якутская катастрофа

Из года в год одним из самых проблемных регионов России признается Республика Якутия (Саха). В 2021 году, по данным Минприроды, в регионе пострадало 8 млн гектаров лесов. По информации КБ «Стрелка», цифры значительно выше — огонь выжег более 10 млн гектаров якутских лесов.

На тушение пожаров в этот регион приезжали огнеборцы не только со всего Дальнего Востока, но буквально со всей страны. Местная пожарная служба не справилась бы с такой площадью. Особенно после того, как ее численность уменьшили в два раза. Дело в том, что в 2021 году в республике сократили штат пожарной службы, и теперь вместо 2,5 тысяч сотрудников там работает лишь 1,2 тысячи специалистов.

Таков печальный итог реорганизации пожарных частей, проведенной после забастовок огнеборцев. Протестовать их вынудили низкие зарплаты. Так, рядовой сотрудник получал около 30 тысяч рублей, в то время как руководители на высоких постах региональной пожарной службы зарабатывали в месяц по 500-700 тысяч. В основном — за счет того, что выписывали себе премиальные. А здания частей ветшали, ценные кадры покидали службу.

В тот период нынешний глава Минприроды Александр Козлов занимал другую должность — министра РФ по развитию Дальнего Востока и не мог не знать о громких скандалах в органах пожарной охраны Якутии. Поэтому некоторые специалисты в отрасли возлагают на него часть ответственности за развал системы.

Но есть и еще одна причина кризиса в Якутии. В 2021 году тушение огня шло тяжело из-за слабо развитой инфраструктуры. Плохие дороги, а где-то их полное отсутствие, затрудняли подъезд техники. Оснащение пожарных дружин также оставляло желать лучшего: не хватало горючего, экипировки, даже продуктов. Гуманитарную помощь собирали всем миром.

Еще летом 2021 года правительство России увеличило помощь регионам на тушение лесных пожаров. Глава Минприроды отчитался о распределении дополнительных финансов. Помогут ли деньги справиться с бедой или «сгорят» в лесном огне, покажет новый жаркий сезон.